Записки Прогдиггера 70 Музыкальный Постмодерн

Андрей Фко
"С миру по нитке - музыка Шнитке". Не самое полное определение Постмодернизма в музыкальной культуре, но, темнее менее, в этой шутке есть изрядная доля оправданного обобщения. Постмодернизм, проистекая из модернизма и во многом намеренно противопоставляясь ему, вместо поиска новых форм выражения – чем занимались модернисты, - взялся за утилизацию уже готовых. Но поскольку готовые формы не могут быть названы творческим актом, искусство Постмодерна в основу творчества положила не вдохновение, а измышление. Иначе говоря, содержание искусства свелось не столько к акту творения, сколько к акту утилизации или актуализации: многие постмодернистские музыкальные тексты имеют смысл только в процессе исполнения. Истинная ценность таких произведений проявляется исключительно на уровне взаимодействия исполнения с восприятием слушателями. Например, возьмем первые несколько тактов токкаты ре минор Баха и сыграем их двенадцать раз подряд с десятисекундными паузами. Или еще лучше: четыре минуты тридцать три секунды тишины – чем не произведение искусства? Вот такой акт самовыражения, под которым подразумевается глубокая декоструктивная идея, и есть одна из сторон Постмодернизма (это как снять копию с Моны Лизы, пририсовать ей усы Сальвадора Дали и подписать полученный шедевр словом из трех букв - художественная ценность равна нулю, а культурное значение самого акта - сродни Черному квадрату).  Конечно, этим Постмодерн не исчерпывается, поскольку является ситетическим пост-итогом всего периода развития музыки и, вследствие этого, предельно многообразен.

Постмодернизм и прост и сложен одновременно. Одним из главенствующих направлений в музыке (причем, не только в академической, но и в джазе, роке, и даже в популярной музыке) стал минимализм. Наиболее известные и именитые композиторы второй половины ХХ века так или иначе связанны с минимализмом. С другой стороны, многие постмодернисты еще больше усложнили музыкальный язык, созданный модернистами, смешивая самые разные композиторские техники в рамках одного, иногда весьма короткого, произведения. Тем не менее, общим и у минималистов, и у гиперполифонистов было одно – абсолютное отсутствие интереса к слушателю. Чем менее воспринимаемо произведение, тем ярче выполнена его художественная задача. Музыка постмодернистов – это не столько музыка, сколько общекультурный феномен, затрагивающий самые разные философские, социальные, интеллектуальные и культурные сферы. В общем, всем срочно слушать Филиппа Гласса и все того же Шнитке!

Ann Millikan
Christopher Rouse
Denisov, Edison
Dickinson, Peter
Dorman, Avner (1975)
Gershwin, George (1898 - 1937)
Glass, Philip
Gunther Schuller - 1995 - Of Reminiscences & Reflections
Jean Guillou (b. 1930)
Lutoslawski, Witold
Maderna, Bruno (1920 - 1973)
Part, Arvo
Piazzola, Astor
Reich, Steve  (b. 1936)
Richter, Max
Ryan Teague
Satoh Somei
Scelsi, Giacinto (1905 - 1988)
Schedrin, Radion
Schnittke, Alfred (1934 - 1998)
Silvestrov
Takemitsu Toru