Как рассекретить ЖКХ?

Владимир Леонов
КАК РАССЕКРЕТИТЬ ЖКХ?
(«Новый Петербург» 06.10.2011)
http://gatchinka.ru/Default.aspx?tabid=63&ID=1433
О том, что система ЖКХ сегодня – это «черная дыра», не говорит только ленивый. Поэтому предлагаю рассмотреть, что мешает населению непосредственно контролировать эту сферу. И что делается, например, в Гатчине для того, чтобы обеспечить прозрачность деятельности предприятий ЖКХ?
Мы видим, что ситуация с гласностью действий самой администрации Гатчины существенно улучшилась, особенно в последние два года, когда значительно расширился сайт администрации в Интернете и даже появилась виртуальная приёмная, позволяющая каждому жителю гласно обратиться по любому вопросу, связанному с жизнедеятельностью города, и гласно получить ответ. Кстати, очень советую почитать эти жалобы и ответы на них. Складывается впечатление, что держишь руку на пульсе города. Сразу видишь недоработки городских служб, оперативность принятия решений, отписки, а иногда и «дурь» самой администрации.
А вот система ЖКХ с его тарифами продолжает оставаться «черной дырой». Несмотря на обилие направленных с самого верха «властной вертикали» требований рассекретить эту сферу, ситуация меняется очень медленно. Правда, в конце прошлого года в Интернете на сайте администрации, наконец, появились, хоть и с большим опозданием, плановые калькуляции всех гатчинских МУПов («Тепловые сети», «Водоканал», «Спецавтобаза» и управляющая компания «ЖКХ») на 2010 год.
Но необходимо отметить, что определить достоверность этих калькуляций практически не представлялось возможным. Это можно было бы сделать, если бы был доступ к бухгалтерским документам, хотя бы по реальному потреблению материальных и денежных ресурсов (газа, электроэнергии, выплаченной зарплате и т.д.). Но бухгалтерия находится в подчинении не у главы администрации и не у регионального органа субъекта федерации, устанавливающего нормативы и тарифы, а у директора МУП. И, конечно же, эти документы – «за семью печатями». Ведь МУПы по закону являются коммерческими предприятиями, и в связи с этим их директора убеждены, что имеют право на «коммерческую тайну».
И хотя статья 27 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» №161-ФЗ от 14.11.2002 г. установила публичную отчетность МУПов, но - «в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ». А поскольку такие акты до недавнего времени отсутствовали, то это давало возможность, например, директору МУП «ЖКХ» А.Федорову, частенько, отвечая на запросы горожан, вместо ответа писать отписки и журить горожан за «незаконное вмешательство в деятельность частного хозяйствующего субъекта». Хотя уже давно часть 2 статьи 165 Жилищного Кодекса РФ предписывает органам местного самоуправления и управляющим компаниям в обязательном порядке «предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг».
Но вот, наконец, 30 декабря 2009 г. за № 1140 появляется постановление правительства РФ «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии». А год назад было принято постановление правительства РФ от 23 сентября 2010 г. N 731 «Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
Эти постановления прямо указывают на необходимость раскрытия всей основной  информации о деятельности служб ЖКХ.
В частности, управляющая компания обязана публиковать (размещать в Интернете) основные показатели своей финансово-хозяйственной деятельности, включая всю годовую бухгалтерскую отчетность с бухгалтерским балансом и приложениями к нему, а также давать сведения о доходах и расходах в связи с управлением многоквартирными домами. А также отражать всю информацию о выполняемых работах (оказываемых услугах), в том числе по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (с планами работ на срок не менее 1 года). При этом должны быть указаны меры по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, со сроками осуществления таких работ (услуг) и сведениями об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана. То же касается и МУП «Тепловые сети», которые, к тому же должны сообщать сведения о количестве часов (суммарно за календарный год) отклонения от нормативной температуры воздуха по вине регулируемой организации в жилых и нежилых отапливаемых помещениях, а также о показателях эффективности реализации инвестиционных программ, а также об изменении в связи с этим технико-экономических показателей своей организации (с разбивкой по мероприятиям).
В результате этих постановлений правительства в начале этого года появились сайты МУП «Тепловые сети», «ЖКХ» и «Водоканал», на которые можно выйти через сайт администрации. Но эти сайты до настоящего времени не соответствуют указанным постановлениям правительства, что уже давно замечено и жителями города (ознакомьтесь, например, с жалобой № 1715 в виртуальную приёмную администрации).
Более того, полностью отсутствуют какие-либо отчеты о финансово-экономической деятельности. Даже калькуляции исчезли. Только МУП «Тепловые сети» привели плановые калькуляции на 2009 и 2010 годы, существенно их откорректировав. А на сайте «Водоканала» вообще присутствует устаревший документ по нормам потребления воды без указания на его недействительность.
 А если вернуться к обсуждаемым калькуляциям наших МУПов, то мы увидим, что все они были представлены «для галочки», поскольку на самом деле дают лишь смутное представление о деятельности того или иного предприятия ЖКХ. Составлены они были сугубо формально, в них отсутствуют натуральные показатели (численность работающих, количество рабочих, объемы потребляемых натуральных ресурсов). Зачастую графы «прочие прямые расходы» по своим значениям составляют до 30% всех расходов, сопоставимы с затратами на оплату труда рабочих и намного превосходят затраты на материалы и на другие статьи расходов.
Причем, надо заметить, обнародованные (на короткое время) калькуляции – не фактические, а плановые, утверждаемые накануне очередного года. Да еще были ранее приведены в рамках инвестиционной программы МУП «Водоканал» его плановые калькуляции с 2008 по 2020 года по водоотведению. Других калькуляций нет. А ведь нужны калькуляции хотя бы за последние три года, чтобы можно было бы увидеть динамику. Не зря ведь указанные постановления правительства требуют сохранения информации в течение 5 лет. Для того, чтобы можно было определить, действительно ли что-то меняется к лучшему, и действительно ли собственные затраты служб ЖКХ на единицу коммунального ресурса снижаются? А то нам все уши прожужжали про энергосберегающие технологии, новые материалы и т.д. Столько средств вложили, и мы должны, наконец, увидеть повышение экономической эффективности. Увидеть снижение доли собственных затрат хотя бы относительно стоимости энергетических ресурсов (электроэнергии, газа). И, наконец, увидеть, как это снижение затрат и экономия сказались на значении самого тарифа коммунального ресурса, чего мы сегодня совершенно не видим.
Поскольку мы ранее получили от администрации Гатчины плановую калькуляцию МУП «Тепловые сети» на 2009 год, то сравнение её с калькуляцией на 2010 год показало, что запланировано было на 2010 год не снижение, а опережение темпа роста собственных затрат предприятия над темпом роста стоимости энергоносителей. В 2009 году была запланирована суммарная себестоимость выработанного тепла 765 руб./Гкал, а без учета стоимости газа и электроэнергии – 293 руб./Гкал, что составляло 38% от полной себестоимости. А в 2010 году - 873 руб./Гкал и без учета стоимости газа и электроэнергии – 340 руб./Гкал, что составляет уже 39% от полной себестоимости. Хотя известно, что тариф на электроэнергию и на газ и темпы их роста у нас существенно завышены.
Анализ калькуляций МУП «Водоканал» по водоотведению с 2008 по 2020 годы также показывает, что затраты самого предприятия (даже без расходов на электроэнергию, материалы и без учета амортизационных отчислений) на единицу продукции (кубометр отведенной воды) растут в той же степени, что и затраты на покупную электроэнергию (и даже чуть быстрее).
Хотя в соответствии с требованием п.3 ч.1 ст.3 ФЗ № 210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления обязаны осуществлять «стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса».
Получается: нет экономии, нет роста производительности труда, нет экономической эффективности? Вряд ли, скорее всего, рост производительности труда и повышение эффективности от применения новых технологий и материалов эти предприятия просто присваивают.
А вот  фактических калькуляций МУПы не раскрывают, и понятно почему.
Калькуляции этих предприятий рассчитываются исходя не из реальных результатов, что, казалось бы, необходимо, а, как правило, из расчетов потребления по нормам, которые, как известно, всегда завышены, и по имеющимся приборам учета. Поэтому завышаются не только объемы коммунального ресурса (воды, тепла, отходов и т.д.), но и, естественно, объем планируемых под данный ресурс затрат, с тем чтобы сохранить достаточно высоким тариф. Напомним, что тариф всегда равен затратам, поделенным на потребляемый коммунальный ресурс. И свести концы с концами коммунальные предприятия могут даже в том случае, когда реальное потребление будет осуществляться по нормам.
Поэтому у этих предприятий реальные затраты всегда ниже планируемых.
При этом предприятия заинтересованы в том, чтобы потери в сетях были как можно больше, поскольку можно показать увеличение затрат. И, насколько мне известно, никаких стимулов по экономии коммунальных ресурсов в нынешней системе организации труда на предприятиях ЖКХ так и не появилось.
Поэтому в России почти повсеместно нормативы потребления и тарифы на услуги ЖКХ существенно завышены. Они неоправданно высоки во многом потому, что сама методология формирования тарифов затратная и не побуждает коммунальные предприятия снижать издержки. Уменьшение затрат означает для них снижение тарифов и прибыли, тогда как рост затрат можно компенсировать увеличением нормативов и тарифов.