Злые языки

Пекл Адюк
Типичная картинка: бабушки на лавочке о чем-то живо гомонят или перешептываются. Безразлично, где та лавочка, — возле чьей-то калитки на сельской улице или возле подъезда многоэтажного дома, на городском ли бульваре, в скверике или парке... Существенно для нашей нынешней темы — бабушки и их разговоры.

Подслушать их даже невольно трудно, так как пожилые женщины обычно сразу замолкают, с недоверием посматривая на человека, который присел рядом. Но временами удаётся кое-что услышать, когда они очень уж увлечены обсуждением. А иногда можно и присоединиться к беседе, когда они в добром расположении или это ваши знакомые. Ведь цель таких посиделок — именно процесс общения, которого, к сожалению, так часто недостаёт пенсионерам.

Тематика, конечно, зависит от круга интересов собеседников. Но независимо от культурно-образовательного уровня чаще всего говорят о политике, ценах, размерах пенсий, погружаются в воспоминания, а если эти темы исчерпываются или наскучивают, то объектом обладательниц «злых языков» становятся общие знакомые и даже случайные прохожие.

Пожилые женщины особенно склонны к осуждению современных девушек, подавно модниц. Дескать, разве мы в их возрасте позволяли себе подобное!

Напрочь забыли бабушки, какими сами были ещё полстолетия тому назад. Как и их донимали замечания мам относительно внешнего вида, и осуждающие взгляды, и перешептывание бабок-сплетниц на завалинках и скамейках возле подъездов. С годами, не успев оглянуться, и сами стали такими же престарелыми "кумушками", которые обо всём судачат, начиная или заканчивая словами «А вот в наше время…». Подходящий момент, да жаль, часто некому напомнить болтливым старушкам слова мудрого царя Соломона: «Не говори: `отчего это прежние дни были лучше нынешних?', потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом».

И не только с течением лет забывают люди, кому повезёт дожить до старости, о случаях неловкости, вызванных в своё время сплетнями бабушек-подружек, которым только попадись на злой язычок. Забываем в старости лихое, так как мозг людей преклонного возраста обладает способностью блокировать отрицательные воспоминания. Во всяком случае, к таким выводам после многих экспериментов пришли неврологи Университета Дюка (США). Оказывается, в пожилом возрасте мозг сосредоточен на самом процессе мышления, а не эмоциях. Потому-то старые люди страдают от отрицательной информации меньше, чем молодые: её нивелирует специфический механизм психической защиты для поддержки стабильного эмоционального состояния.

Среди сверстниц "клуба на завалинке" есть и такие, кто принципиально не желает принимать в нем участие, в свою очередь порицая деятельность его активисток. Дескать, разве этим старым дурехам ничего другого делать, как только сплетничать? Тем временем, кроме преодоления дефицита общения, для разговорчивых бабушек это еще и определенное развлечение (не все же телевизор неотрывно смотрят). Если подключитесь, то многое  интересного узнаете о своих соседях и Вселенной. Увы, именно благодаря болтовне бабушек часто добывают информацию... воры, которые на удивление точно знают, какую квартиру и в какое время лучше грабить.

Как бы то ни было, а не каждый уютно себя чувствует, проходя мимо «корпункта» пресловутого Би-Би-Си (баба бабе сказала). Рассказывают, как своеобразно со  сплетницами возле своего подъезда боролась великая  русская и украинская актриса, человек трудной судьбы, потомственная графиня, правнучка поэта и драматурга Василия Капниста(1758—1823), светлой памяти Мария Капнист (1915—1993). В кинематографе она создала галерею незабываемых образов, большей частью фатальных женщин с мистическим колоритом. И внешность у нее была колоритной, отчего многие считали её чуть ли не колдуньей, хотя она на самом деле была истовой христианкой.

И вот, одним летним вечерком, на склоне лет актриса наяву сыграла роль мистического плана, шокировав своих сверстниц, которые избрали в театре жизни амплуа бабушек-кумушек. Они Марию Ростиславовну подвергали сокрушительной критике за то, что одевалась оригинально, а то и экстравагантно, даже когда ей уже под 80 было. Невдомёк им: актриса же! Так вот, пройдя мимо гурта дворовых сплетниц с приветствием на устах, Мария Ростиславовна зашла в подъезд, а дома связала несколько простыней, спустилась с балкона третьего этажа, обошла дом и снова с присущим для неё достоинством вошла в подъезд. «Так она ж не выходила!»  — только и ахнули пораженные женщины на лавочке. Кое-кто даже перекрестился, усматривая проявления нечистой силы. Лучше бы вспомнили предостережение Иисуса: «Не осуждайте, и не будете осуждены».