Критические заметки о марксизме-59

Сергей Корягин
 В. Першину - ответ. Журнал "Альтернативы". Интернет. Когда человек долго лжет и живет ложью, то чувствует себя очень неуютно. И если кто-то пытается указать ему на несоответствие, он взрывается и начинает браниться: с него сняли покров и оставили голым.  В подобной ситуации оказался мой оппонент В. Першин.  И все равно я благодарен ему за ответ на мою статью «Марксизм и культура».  Да, капитализм и социализм – это вопрос о собственности, и способы производства Маркс разделяет по способам владения и распоряжения собственностью. Разумеется, с учетом материального субстрата ее: люди, земля, городские средства производства, деньги в различных формах, ценные бумаги.

Капитализм легитимирует частную собственность и ищет способы разумно сочетать ее функционирование с собственностью государственной, чтобы не удушить экономический стимул, с одной стороны, и выдержать социальную справедливость, с другой. И с третьей,  не задушить свободу – величайшее благо цивилизации. Социализм же, обобществляя собственность на средства производства, уничтожает и экономический стимул, и справедливость, и свободу. В этом его порочность, в этом его зло.

Нет никакого переходного периода о капитализма к социализму, но есть переходный период от капитализма к коммунизму – внимательно читайте "Критику Готской программы" Маркса). Социализм – вот что такое переходный период. В самом начале он  отягощен классовой борьбой пролетариата, который с помощью государства (диктатура пролетариата) физически уничтожает буржуазию и устанавливает свои порядки, а в конце, когда все враги и их идеологические помощники перебиты, он готовится к «открытию двери» в коммунизм. Как долго «готовится»? У Маркса не указано, вероятнее всего, до конца веков. А пока государство (правящая партия) придумывает все новые и новые трудовые стимулы вместо снятых экономических стимулов.

В ходу – деньги, их выдают не за инициативу, а за непосредственную затрату физических сил на производстве рабочим и за отсиживание на рабочем месте  чиновникам. И партийным товарищам, разумеется, – за идейное руководство (по ведомости и в конверте) Считается, что все они – рабочие, чиновники и партийцы – получают по труду.   Вместо денег в качестве оплаты за труд используется и суррогат: всякие поощрения  в виде премий, грамот, медалей, орденов, установки бюстов, присвоения званий. Пропаганде как стимулу здесь принадлежит не последнее место. Однако главным стимулом является принудиловка: отдельные трудовые  лагеря постепенно перерастают в систему лагерей, в ГУЛАГ, куда «устраивают» всех врагов социализма (читай: партии), коих первоначально  не счесть.


Я не помню, где Энгельс отмечал, что от госсобственности лежат два пути: один к социализму (обобществленный способ производства), другой – в Средневековье. Но если он такое отметил, то спасибо ему: он раскрыл суть марксистского учения. Дело в том, что на весь переходный период государство (диктатура партии) у Маркса остается, не умирает, не засыпает, а выполняет свои основные функции – уничтожить врагов и организовать производство. Следовательно, бесконечный, бессрочный путь от госсобственности ведет только к госсобственности, то есть опять же к Средневековью. Могут меняться средневековые законы, могут смягчиться инквизиция, порядки в трудовых лагерях, могут модернизироваться спецорганы (у нас, к стати, так и было: ГПУ, ОГПУ, НКВД, КГБ), но суть социализма не изменится: уравниловка, низкая производительность труда в гражданском секторе, бедность, страх, агрессивность государства, единообразие жизни, единомыслие.

Я вынужден, уже в который раз, повторить: никакого другого социализма, кроме того что свирепствовал у нас в России при власти коммунистов, быть не может. Его близкие варианты мы наблюдали во Вьетнаме, Китае, на Кубе, в Кампучии, сегодня видим в Северной Корее. И коммунизма иного быть не может, кроме того что существовал у нас в 1937 году (общество сжалось от страха в единый ком: кого возьмут сегодня?). Пятница, 7 октября 2011 г.