История одного урока. Часть 2

Нина Мелодина
   Библиотечный урок подходил к концу. Лена читала последнее стихотворение. Майе оставалось только сказать короткое заключительное слово. Дети  о Ветхом завете прослушали просто вежливо, воспринимали только как информацию, необходимую для изучения литературы, даже любовные сюжеты на них особого впечатления не произвели. Но когда речь зашла о Новом завете, о  жизни Иисуса Христа, слушали с большим вниманием, воспринимали как нечто, касающееся их жизни.
Лена закончила читать. Майя подвела итог, обобщая весь материал, представила литературу по теме. Книги были новые, красочно оформленные, интересные, сотрудники сами с удовольствием их читали, брали для своих детей. И в заключение Майя, как всегда, порекомендовала:
 - Ребята, книги мы вам советуем читать именно в печатном варианте. К электронным книгам, к Интернету нужно обращаться только в самых необходимых случаях, несмотря на то, что это очень удобно.
Ученик:
 - Это почему же?
Ученица:
 - Что тут непонятного? В библиотеке надо рекламировать бумажные книги.
Майя:
 - Да, библиотекарь должен и рекомендовать определенный список книг после каждого мероприятия и пропагандировать книги. Но в первую очередь я говорю вам это потому, что электронные книги очень вредны для зрения, а оно вам понадобится и в 30 лет, и в 60. Человеческое зрение абсолютно не адаптировано к компьютерному экрану. Почитайте об этом, пожалуйста, на странице "Работа на компьютере" в Интернете. Какие вопросы будут у вас именно по теме нашего урока?
Ученик:
 - Вот про апостолов вы сказали, про жен-мироносиц, про Петра, Матфея. А почему про наших апостолов ничего не сказали?
Майя:
 - Про каких наших?
Ученик:
 - Ну про Николая Угодника, Сергия Радонежского.
Майя:
 - Апостолы - это ближайшие сподвижники Христа, а Николай Угодник и Сергий Радонежский - это православные святые, канонизированные Православной Церковью.
Ученик:
 - А за что канонизировали Николая Второго? Разве он был святой?
Катерина, проверявшая тетради за последним столом, подняла голову и резко сказала:
 - А вот такие вопросы, Лебедев, не должны возникать у верующих людей.
Ученик:
 - Они не должны возникать у тех, кто историю не знает.
Ученица:
 - А у неверующих?
Катерина:
 - А у неверующих тем более. Какое им дело до действий Церкви?
Майя:
 - Но в любом случае, с такими вопросами надо обращаться к представителям Русской Православной Церкви, а не к нам. И вообще, есть ли у кого-нибудь вопросы именно по теме нашего урока - по содержанию Библии?
Девушка, обращаясь к Лене, сказала:
 - У меня вопрос о Марии Магдалине. А почему Иисус Христос, когда воскрес, сразу предстал перед ней, а не перед Своей Матерью?
Лена растерялась, но все-таки начала отвечать:
 - Трактовка образа Марии Магдалины в православной и католической Церквях сильно отличается. В католической Церкви с ней связано много легенд. Она отождествляется с несколькими другими образами. В толковании римских священников...
Лена в замешательстве замолчала и вопросительно посмотрела на Майю.
Майя:
 - Ребята, мы уже говорили, что для христианства Библия является священной книгой. Но мы не касаемся религиозных учений и толкований. Вы должны знать первоначальный текст Библии без домыслов. Для того, чтобы сравнить с литературным произведением. Чаще всего библейские сюжеты входят в своем оригинальном виде, но иногда авторы вносят в повествование изменения, соответствующие собственному замыслу.
Девушка:
 - Короче, Вы не можете конкретно ответить.
Майя:
 - А ты что, надеялась на конкретный ответ? Разве на этот вопрос может кто-то ответить? Пересказывать домыслы я не буду. Кстати, Православная Церковь также отвергает все домыслы по этому поводу. В Библии Мария Магдалина фигурирует лишь в нескольких эпизодах, которые мы вам и рассказывали.
Ученица:
 - Но есть же еще какие-то исторические источники.
Майя:
 - Исследователи могут говорить только о фактах. А о мыслях кого-то, о причинах поступков они могут высказывать только свое мнение, свои предположения. Так что конкретного ответа на такие вопросы ни у кого быть не может.
Ученик:
 - У меня еще вопрос именно по Библии. Вот она называется Священной книгой, а ведь в ней очень много жестокости и грехов, и даже есть...
Майя перебила:
 - Ребята, это мое упущение. Я обязательно должна была сказать, что Ветхий завет - не пример для подражания, не эталон. Исторические книги Библии ценны правдивостью и объективностью, они не идеализируют людей и события. На положительных и на отрицательных примерах Священное писание поясняет, что должен делать верующий человек и чего он делать не должен... Ну что, насколько я понимаю, вопросов больше нет? Тогда, спасибо за внимание.
Катерина встала, сделала объявление, касающееся завтрашних уроков, и тоже вышла с детьми. Через некоторое время она вернулась в зал, где Лена и Майя собирали книги с выставки.
Майя, иронично:
 - Ну просветили детей... И заинтересовали.
Лена:
 - А что, по-моему, действительно, заинтересовали. Обычно вопросов или вообще нет или какие-нибудь прикольные.
Катерина:
 - Ну, да. Судя по вопросам и по их высказываниям (только что спрашивала у них), им было интересно.
Майя:
 - Угу. Сейчас пойдут читать про Марию Магдалину. А уж в Интернете-то заголовки один привлекательнее другого: "Был ли Иисус Христос женат на Марии Магдалине", "Мария Магдалина тайная жена Иисуса".
Катерина:
 - Вот удивительно! Столько внимания и времени вы уделили заповедям, а они услышали про Марию Магдалину.
Лена:
 - А, правда, Майя Дмитриевна, я еще на репетиции хотела спросить, зачем мы так много времени потратили на заповеди, ведь они вроде бы не нужны для понимания литературы?
Майя:
 - Они нужны для понимания того, почему эта книга считается Священной в течение двух тысячелетий. И почему на ней основана общественная мораль многих и многих стран.
Катерина:
 - А как ты со стихотворением Лермонтова ошиблась-то!
Майя:
 - Да уж.
Лена:
 - А в чем дело?
Майя:
 - Да я вот сомневалась, что современные дети поймут отношение Лермонтова к Варваре Лопухиной. А они не только поняли, но девчонка даже прочитала это стихотворение.
Катерина:
 - Но вообще спасибо вам большое за этот урок. Лена, Вы очень хорошо читали стихи, я даже не ожидала. - Она взглянула на Майю и поправилась: - Ну я хотела сказать, что я не знала, что Вы так прекрасно читаете стихи. Теперь, если что, обязательно обращусь к Вам.
Лена:
 - Да-да, спасибо, обращайтесь.
Она взяла стопку книг и вышла.
Майя:
 - И все-таки, Катя, такие уроки должны вести выпускники семинарии. Как я еще посмотрела, кто такие апостолы. Я ведь об этом имела весьма и весьма смутные представления. - Она со смехом передразнила себя: - "Спрашивайте, ребята, интересуйтесь!" - "Только на этот вопрос мы ответить не можем, а такие вопросы и возникать не должны. А на этот вопрос вам вообще никто не ответит."
Катерина тоже рассмеялась. Но потом уже серьезно продолжила:
 - Дело не в том, кто должен эти уроки вести, а в том, что на их проведение нужно согласие всех родителей.
Майя:
 - А на изучение русской литературы согласие родителей не нужно?
Катерина вздохнула:
 - Ой, все это у нас обсуждается, обсуждается. Образование у нас светское. И это правильно. Но вот что делать-то? Никто не знает. В итоге рассказывать о Библии приходится нам. А дополнительных часов на это нет. Да и как рассказывать, нет единых норм, представлений, какой-то программы. Кстати, а что там говорится об историчности Иисуса Христа? Ведь меня и на уроке об этом могут спросить.
Майя:
 - Катя, я очень мало об этом читала. Но если в двух словах, то примерно так: "все свидетельства существования Христа подвергаются критике", но в то же время "нет никаких логических причин отрицать Его историчность". Больше всего, конечно, сомневаются в факте Его воскресения. А знаешь, что я думаю по этому поводу, если бы Он был вымышленный, то обязательно предстал бы перед Своей Матерью или перед Иоанном Крестителем, а не перед Марией Магдалиной.
Катерина:
 - Ну да. Это поступок именно человека, а не вымышленного идеала... А какие у тебя еще мероприятия в этом полугодии есть? Может, я еще с каким-нибудь классом приду. Зал большой, вполне два класса поместятся.
Майя:
 - Если хочешь, пойдем, я тебе план покажу.
Катерина:
 - Пойдем.
Она встала, взяла свою сумку и направилась к выходу, но вдруг приостановилась и удивленно спросила:
 - Слушай, а что это у вас там за декорации?
Подошла к небольшому фанерному домику в углу зала, рядом с которым возвышались три дерева из плотного картона и такой же бутафорский куст. Всплеснула руками и стала приговаривать:
 - И каким красивым бархатом задрапирован, и наличники расписные и занавесочки атласные! И откуда ж такое богатство в библиотеке?
Майя:
 - Это Татьяна Витальевна свои старые занавески принесла. Теперь же у нас кукольный театр есть. Она и куклам наряды сама сшила. Куклы получились - одна краше другой. В домике мы сидим, а представление вот на этом подоконнике происходит. Дети довольны! К нам сегодня 15-я школа приходит.
Катерина заглянула внутрь домика и удивленно воскликнула:
 - О! А это что за реквизит?
Она вытащила длинный кусок пушистого рыжего меха.
Майя:
 - Хвост, Ленкин. Положи сюда, надо ей отдать. Она его два дня искала по всей библиотеке. Как он там оказался?! Ленка лису играет, а это ее хвост.
Катерина:
 - Так вы ставите и кукольные спектакли и сами играете?
Майя:
 - Да. Ну сами, конечно, играем редко. К праздникам.
Катерина:
 - А где костюмы берете?
Майя:
 - В ДК, но чаще всего из дома что-то приносим. Это, например, мой бывший воротник.
Катерина:
 - А что ставите?
Майя:
 - В основном, русские сказки. Здесь и лиса, и заяц, и медведь, и Баба Яга. А кто еще, кроме нас, будет знакомить детей со сказкой, пропагандировать русскую литературу?
Катерина:
 - Ну вы молодцы. А что же ты молчишь, никогда мой класс не приглашаешь?
Майя:
 - Этим у нас заведующая занимается.
Катерина:
 - В следующем году возьму 5-й класс, обязательно приведу к вам на спектакль.
Майя:
 - В следующем году, вероятнее всего, никаких спектаклей у нас уже не будет. Уходят последние специалисты. Сейчас здесь работают или те, кто живет на зарплату мужа, или те, кого никуда уже не берут.
Катерина:
 - И как же работают?
Майя:
 - Ужасно. Дело даже не в том, что ничего не знают, а в том, что ничему не учатся, ничего не спрашивают. Одна вдруг при читателях с удивлением узнает, что Островских было двое, а Толстых еще больше. Другая на запрос о русских богатырях выносит материал об Иване Грозном. А ведь это только самые простые запросы.
Катерина:
 - А Лена эта? Вроде бы образованная девушка...
Майя:
 - Она тут до декрета дорабатывает.
Катерина:
 - А как же, интересно, в 90-е годы у вас сохранили всех специалистов? Тогда ведь вообще зарплату не платили какое-то время.
Майя:
 - А вот умудрились. Кто-то из начальства на свой страх и риск в это время сократил рабочий день: одни получили возможность хоть иногда встречать детей из школы и готовить обеды, другие - на вторую работу устроились. Из бухгалтерии кого-то уволили. Поэтому  из специалистов никто и не ушел.
Они какое-то время молчали. Катерина вздохнула:
 - Да...А я на рынке перед работой торговала, но даже в голову не приходило никуда уходить. Дуры мы... Недавно встретила Анастасию Антоновну. Еле хрипит, разговаривать вообще не может. Я спрашиваю: "Ты на больничном?" - "Нет, ты что! Два выходных помолчу, все пройдет". Я ей пытаюсь объяснить что-то про острую форму ларингита, а она знаешь что мне сказала? - "Катя, я на работе живу".
Майя согласно кивнула и в тон ей ответила:
 - Вот и я на работе - живу. Только вся беда в том, что жить-то мы можем только на этой работе и ни на какой другой.