Петроглифы Валаама

Вадим Гукало
Петроглифы Валаама

Есть на Земле места, которые притягивают к себе людей какой-то необъяснимой силой красоты и гармонии на протяжении столетий. Таким местом был, есть и будет Валаам. Пронеслись века, но остров, как и прежде, остается магнитом для многих людей. Я впервые прочитал о Валааме в одном журнале пять лет назад. Cразу же захотелось посетить остров, но реализовать свое желание из-за специфики моей работы я смог только в августе 2005 года. Я обратился на подворье Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Санкт-Петербурге. Мне предложили пожить две недели на острове в качестве трудника. Я согласился... и прожил на острове месяц.
Это был удивительный месяц в моей жизни. Я полюбил Валаам. Остров остался в моем сердце навсегда. Его невозможно забыть! Невозможно выразить восхищение и тихую радость, которые испытываешь, любуясь закатом солнца в малой Никоновской бухте или наблюдая остров с высокой колокольни Спасо-Преображенского собора. А какую радость и бодрость чувствуешь во время прогулки на катере вокруг острова или по его озерам!
Незабываемые впечатления оставило посещение острова Старый Валаам. Там распложен небольшой скит. Сохранилась небольшая пещера, в которой жил и молился три года святой Александр Свирский. Оттуда я привез большой камень, который стал камнем желаний - я стал давать его и детям и взрослым, чтобы загадать желание.   Наша группа стали свидетелями очень редкого и загадочного атмосферного явления - гало. В тихую и ясную погоду солнце уже клонилось к горизонту, а выше него в небе светилось еще одно солнце! Оно постепенно тускнело, а минут через 15 и вовсе исчезло. Я никогда ничего подобного не видел. Это было потрясающе, удивительно!
А разве можно забыть радугу, накрывшую остров яркой дугой! Вечерние солнце и дождь одновременно! Это повторялось в течение трех дней каждый вечер! Огромная радуга перекинута была от края и до края острова.
На Валааме я заметил одну интересную особенность. Каждый, кто приезжал на остров с определенным желанием, обязательно получал то, что хотел: будь это желание полюбоваться удивительной природой или желание прикоснуться к святыням.
Целью моего посещения Валаама было не только увидеть гармонию природы, не только побывать на службе в Спасо-Преображенский соборе, но также я надеялся обнаружить на Валааме петроглифы Согласно древним преданиям, Валаам был гигантским языческим жертвенником. В древности на Валааме было главное капище Велеса, которому поклонялись и приносили жертвы живущие по окрестностям язычники. Со слов летописца, святой апостол Андрей, просвещая скифские и славянские земли, проделал путь из варяг в греки и посетил Валаам. Здесь апостол разрушил языческое капище и воздвиг каменный крест. По одной из версий, название острова "Валаам" происходит от имени языческого бога Ваала или Велеса.
 Я предполагал, что на острове должны были остаться зримые свидетельства древнего языческого культа жертвоприношении Велесу, так же как на острове Коневец, который тоже находится в Ладожском озере. В предании говорится, что в древности местные жители-карелы по окончании летнего выпаса скота приезжали на этот остров и приносили в жертву коня. Отсюда происходит само название острова "Коневец".
Основатель Коневского монастыря преподобный Арсений в 1393 году обнаружил здесь огромный валун, перед которым приносили в жертву коня. Этот камень имеет около пяти метров в высоту. Форма камня своими очертаниями напоминает голову лошади. Этот валун, как очевидное воплощение древней языческой традиции, может наблюдать в настоящее время каждый посетитель острова Коневец. Я предполагал, что если Валаам был центром языческого поклонения и жертвоприношений, то здесь также как и на острове Коневец, должны остаться объективные свидетельства древнего языческого культа жертвоприношений. Я стал искать, начал внимательно осматривать валуны вдоль дорог на Валааме. Наконец, я обнаружил то, что стремился. Этот валун находится прямо возле дороги на монастырскую ферму, которая была построена при игумене Дамаскине. На нем выбита надпись: "Сделана сия дорога в 1863г". Я сделал две фотографии камня сбоку, со стороны дороги, и сверху, с сосны, которая растет здесь. На них можно видеть, что валун имеет огромные ровные трещины. Один человек может войти внутрь расколотого валуна только с одного входа, расположенного левее сосны. По ширине раскол камня достаточен для того, чтобы пройти внутрь него, и имеет два узких места, а также очень узкие ответвления. Валун, расколотый подобным образом, уникален! Я уже более двенадцати лет изучаю петроглифы и могу определить искусственный и естественный характер разлома и трещины. Для меня сразу же было очевидно, что валун был расколот подобным образом древними людьми. Но тут же я спросил себя: зачем нужно было так раскалывать его? Ответ простой: для удобного осуществления культовых жертвоприношений! Жертвенное животное помещалось внутри этого каменного лабиринта, выйти из которого оно не могло. В узких местах разломов животное застревало и не могло двинуться ни назад, ни вперед. После этого убить неподвижно застрявшую овцу, козу или свинью для человека не составило бы особого труда. Валун весь сверху покрыт толстым слоем мха. Если на валуне выбиты петроглифы, то они находятся под мхом.  Эта находка вдохновила меня. Я обнаружил еще несколько петроглифов на камнях с характерными сколами и трещинами.
 Не хотелось уезжать с Валаама, было грустно расставаться с ним! Я вспомнил стихотворение игумена Харитона, написанное в 1943 году:
Итак, опять сверкает море
И манит свежестью лазурного пути;
А мне так тяжело...
в душе печаль и горе,
И больно мне сказать последнее "прости".
Ах, зыбь душевная сильней,
чем зыбь морская;
Вздыхая, каяся, томительно скорбя,
И, может быть, навек святыню покидая,
Последнее "прости" твержу я про себя.

опубликовано в газете «Карелия»
http://karelinform.ru/index.php?id=3