Как молоды мы были

Александр Жгутов
 Иллюстрация фото получена из Интернета


Из серии "Душанбе - душа моя" в "Одноклассниках"



Задушевные беседы с друзьями в группе "Душанбе-душа моя" на сайте "Одноклассники" на тему: "Когда мы были молодыми"

             


    


                Когда мы были молодыми.


                «…Из альбомов улыбнется нежно молодость»…
                «Душа болит» М. Шуфутинский.


                «…Юность моя ты гори – не сгорай!
                Юность моя ты, друзей собирай…»
                Слова из песни «Юность моя» Лев. Ошанин.



                «И юность ушедшая всё же бессмертна...
                Как молоды мы были…
                Как искренно любили, как верили в себя…»
         
                Песня «Как молоды мы были»
                Александра Пахмутова
 



               
 Почему наша группа «Душанбе-душа моя» в «Одноклассниках» с каждым днем пополняется все новыми и новыми участниками?
  Ей и от роду то всего ещё только-только..., а нас уже завтра будет  6000   земляков - единоверцев, влюбленных в свой родной Таджикистан, в наш красивый и молодеющий Душанбе. Почему?
 Да потому, что мы не только  родом из детства, а потому, что слышим и чувствуем порывы наших душ и биение сердец.

 Лично я  пришел в группу без  каких-либо  намерений " уж больно прославиться охота", а уж тем более, без претензий на фигуры «высшего кобеляжа, "   и был принят,  как равный  всем.
  Я пришел найти дорогих моему сердцу и, близких по духу, старых школьных и студенческих друзей - приятелей, боевых собратьев по оружию - это даже ещё больше, чем друзей, добрых земляков по жизни и работе в Таджикистане.

  Это,  наверное, и есть определяющее для всех нас и нашего  сегодняшнего душевного общения, с флудом пополам, в темах: "Посиделки на топчане",   "Виртуальная реальность - обманутые чувства", «Дружба реальная и виртуальная. А есть ли она - настоящая?"  и  многих   других в  группе - "ДУШАНБЕ-ДУША МОЯ".
 
01.02.2011


Александр Михалевич-  Гомель
Ох, какие правильные слова, Саша! Я с тобой. Мы с тобой одной крови Одобряю...
01.02.2011



Tatiana ; Sviridova –Мельбурн. Австралия.

Вы знаете, Александр, меня очень взволновало Ваше откровение...
Столько сразу же эмоций всколыхнулось и воспоминаний...
Воспоминаний с момента создания группы...
Когда-то мне говорили, мол, и зачем ты открываешь группу, когда уже есть много земляческих групп? И чем она будет отличаться от других? - Всё ОДНО И ТО ЖЕ!...

Нет... не одно и то же!
И в этом не моя заслуга - ничуть!...
Просто участники этой группы - особенные люди!
И я уверена, что можно интересно общаться и стать близкими друг другу без скандалов и провокационных тем...
Хотя, здесь никогда не было табу на какие-то темы…  Само общение показало всем, что можно обойтись без негатива, которого хватает и в реале и в других группах...

А "Душа" переживала разные времена: и застоя, и тишины, и бурного смеха, и покоя...
Но ведь живём пока???
Значит, будем жить,  пока мы нужны друг другу вопреки всему и всем негативным обвинениям!
01.02.2011


Александр Михалевич –Гомель.
И с тобой согласен, Танюша.
 А на счёт смеха бурного, пока такие ребята и девчата в группе не беспокойтесь.
 Чего - чего,  а этого добра у нас хватает Ещё и соберёмся вместе и посмеёмся.
 Надо только точку сбора обсудить, что бы всем ближе было, это в Гомеле или Вологде
01.02.2011




 Ольга Кузнецова
Мне тоже безумно нравится "Душа".
Здесь спокойно, уютно, весело. Без негатива.
А в том, что все вежливо и с вниманием относятся друг к другу - разве это плохо?
Это просто замечательно. Неужели показатель ума, культуры, не знаю еще чего - споры и ссоры?
А с другой стороны - на бескрайних полях Одноклассников, групп множество, и каждый выбирает для себя - что ему близко,
Я рада, что вокруг - такие люди! Чмок всех!
01.02.2011



Марина Кагарманова Саратов.

И я за нашу группу, не знаю как все, но вот лично я общаюсь только в Душе. У меня есть группы связанны с нашим родным Душанбе, но единственная, где я общаюсь, это здесь.
 Мне очень интересно.  Я хоть и недолго в группе, но полюбила всех.
 Вот Оленька долго не выходила, болела, ну смотрю ей лучше, и очень радует это. Я всех люблю!
01.02.2011


Александр Жгутов

     Маленькая историческая справочка для  дальнейшего повествования...
Ну,  вот дорогие мои,вы и сказали  уже то, о чем я и говорю. Всё этим и сказано, но не всё ещё, а только первое... А.

 А откуда эта вся любовь к Таджикистану? Может быть в  звуках карная и рубоба  с аккордеоном?
 Да. Это звуки и голос Памира. Это зов родной крови.

 И ты, САША Михалевич, один из нас. Все знают, что то, но кто-то не знал, да забыл, а кто - то, что то слышал от родных. ...

ДЮШАМБЕ? Что это?
 
Да, - кишлак, который со временем  стал столицей Таджикистана, нашим ДОМОМ, нашей РОДИНОЙ, нашей песней "О Душанбе», а  сегодня - Нашей ДУШОЙ в Виртуальном мире Интернета.

 Но с начала, о нем. О кишлаке с таким названием, слышали даже 3000 лет тому.

 Археологи здесь нашли городище греко-бактрийского  царства, городище  кушанского периода, У11-У111 века, городище ШИШИ-ХОНА.
 И наконец, Дюшамбе из 300-400 кибиток с населением до 1000 человек, в котором было всего 4 дома с деревянными полами.

 Кишлак - "БАЗАР по ПОНЕДЕЛЬНИКАМ", позже он сросся с кишлаками Сариосиё, Шохмансур и Дюшамбе.
 
 В 1924 году стал столицей ДЮШАМБЕ. Но до этого Таджикистан,   был даже не государством, а осколком Бухарского эмирата. (Восточная Бухара).

 В 1920 году Эмир Бухарский Саид - Алимхон бежал из Бухары и сделал это место своей резиденцией.

  В 1924 году была образована Таджикская автономная Советская Социалистическая Республика.

 Благодаря стараниям умных и мудрых таджикских деятелей,  совместно с советскими деятелями Куйбышевым,  Фрунзе, и другими, в 1929 году, слава АЛЛАХУ, Таджикистан стал - Таджикской Советской Социалистической Республикой, с Горно-Бадахшанской автономной областью в её составе.
 
С 1929года ДУШАМБЕ стал Сталинабадом, а с 1961 года опять ДУШАНБЕ.

 В то время (в 1961 году) в городе проживало в пределах 180 тыс. человек, в том числе  ВАШИ, и мои, РОДНЫЕ и БЛИЗКИЕ нам ЛЮДИ.

 Благодаря этому , сегодня, ТАДЖИКИСТАН, РЕСБУБЛИКА свободная,  но от чего, не знаю.  Сейчас в Душанбе  живет более 1 миллиона человек.

 Нас среди них там нет. НО МЫ ТАМ все таки ЕСТЬ.
 И Таджикистан остается с нами вместе и со всем его населением.

В прошлом году, когда  я с сыном и женой приехал в Таджикистан, я  не бродил, а галопом передвигался по Таджикистану, Душанбе и его окрестностям.

 Каждый из вас, мне знакомый по группам, был со мной в этом путешествии по Душанбе и все вы  об этом знали.

 Я проходил по знакомым улицами, около школ, университета и институтов, при этом,  мысленно думал о вас, о ваших отцах и матерях.

 Ведь с ними, в этом городе проходила и моя юность. И они, не исключаю, наверное, были не далеко от меня.

 Но у нас тогда не было Интернета, не было страниц в "Одноклассниках", но мы были там живьем. ... за школьными партами, в институтских аудиториях.

 Но все- таки  у нас тоже был свой и реальный, и виртуальный мир.
 Я тогда не мог предполагать своих встреч с вами, но я их чувствовал.

И ВОТ, ВСЁ СВЕРШИЛОСЬ, и у меня, и у ВАС. Мы вместе.
01.02.2011


Ольга Кузнецова-Умарова Ставрополье

Санька Жгутов!
Как я люблю тебя читать.
Ты так хорошо говоришь, так легко сплетаешь далекое прошлое и наше настоящее - как волшебник.
И, кажется, - я разгадала секрет.
Тебе все интересно, и ты добрый человек. И мужественный.
Спасибо тебе - за тебя.
За то, что ты есть.
01.02.2011



Александр Жгутов

ДА, Оленька, может, наверное, это и так.
 Санька Михалевич же сказал, что мы одной крови.
 Я учился в Училище на улице Турдыева 40 (около тюрьмы). Со мной вместе учились: - из Пархара, из совхоза "Эфиронос", кажется - Ванька Бузулуцкий, Боря Дятлов, из Дусти, с 7-го поселка - Тимонин Виктор и много ещё других, может, кто и родней кому-то приходится. Друзья – приятели, знакомые???

 Прошли годы, но я об этих поименованных знакомых могу сказать только одно, если завтра мне кто-то из них вдруг позвонит и скажет, помоги.  Я сделаю для него всё, что могу. 

 Но если он  когда-нибудь скажет... тут  у меня событие праздничное, приходи, обрадуемся вместе! Я тоже к нему приду. Ребята, да и вы тоже , ... УВЕРЕН, запомните  всё это навсегда.

 Вот и подумайте, кто друг, кто враг или не враг, а вдруг, как друг из небытия. Всё не просто в этом мире.
  Это всё ещё не сказка - сказка будет впереди.
01.02.2011


Валентина Лим Москва
Саша! В Вас живет писатель!.. Собирайте свои рассказы в свой семейный музей – думаю, детям и внукам будет тепло и весело перечитывать их в будущем.
01.02.2011



Александр Жгутов
Сегодня здесь среди друзей, я лишь не многим буду брат, и большинство из вас годятся мне, конечно, в дочери и сыновья. Поэтому и отношусь я к вам  с душой открытой, как отец.

 Я рад тому, что жизнь  не выжгла душу мне дотла,  хоть и нелегкою была.

Да, у ваших отцов и матерей и у меня не было интернета и сайтов для общения, даже проблема с междугородними телефонами была.

 Чтобы позвонить, надо было сделать заказ на переговорном пункте, потом  прийти,  дождаться в очередях огромных, пока 07 – прокричит: - "Жгутов,  вас ожидает 5 кабина".  Бегом. "Алло, Алло. Не слышно, как дела? Не слышу"
 - "Ваше время вышло" - и короткие, печальные гудки.
 
Но ещё была  ПОЧТА, особенно АВИА - за два дня письмо в Архангельск из Душанбе  прямо на крыльях, а в пятницу уже, с замиранием сердца, ответ читаю.

 Но пусть эта кипа писем пока полежит. Потомки вскроют.
НО!! У нас  в ту пору был всё-таки  свой «Интернет»!!!
01.02.2011

    С 1963 по 1966 год я без всякой дедовщины отслужил в ПВО на Крайнем Севере.
 Службу проходил  сначала радистом, а потом начальничком смены  на  приемном радиоцентре разведывательно-информационного центра дивизии ПВО.

 Радиолокационные  посты были разбросаны по Архангельской области и по некоторым островам на морях и  Северном Ледовитом океане.
 Связь только  морзянкой, так как- телефонный режим это, практически была не связь ,а какое-то кваканье.

 А морзянка - Это класс; - "Морда, морда, я кирпич, как слышите?
- Приём - Иду на сближение " и тому подобное.

 Армейскую переговорную таблицу, но мы – солдатики,  дополняли своими выдуманными  кодами  и использовали их во время радиосвязи.  Радиоперехват это знал, но особо нас не карал за такое солдатское "сайтовое" общение, до тех пор пока мы не переступали грань нормативной лексики.

 Очень часто боевое дежурство у нас было через шесть часов по шесть.  Из-за нехватки личного состава трехсменное дежурство бывало крайне редко, как большое облегчение.
 Однажды, во время больших армейских учений,  проходивших  в пургу, длившуюся больше недели.

  Тёмное зимнее небо полыхало всполохами северного сияния. Конечно,  если смотреть на это явление природы, то   очень волшебно красивое зрелище, но для радио связи, считай полное её отсутствие.
 Передатчики  у нас были мощные, но и они не всегда обеспечивали устойчивость связи.

 И вот,  в самый напряженный момент этих учений,  один из дежурных на посту кричит мне:   
-Санька,  тебя просят сесть за ключ. Мне "ЩЬЬ" и "ЩТК" кинули  с 78-го поста"- это с острова Колгуев

ШЬЬ - по таблице означает - смени радиста. Это позор радисту.  ЩТК-  это пригласи начальника. Это для радиста ещё хуже, а уж дуплетом - вообще, хоть застрелись веником.

 Иду, сажусь и начинаю работать, спрашиваю - " Кто на ключе".  А он корявым почерком скрипит : – я 77-й.
 НУ вот!!! не хрена себе? Да на всем Севере в те годы я был  « 77-м». Каждый песец в тундре знал  об этом.
 Я его спрашиваю, а с хрена ли ты стал 77-й.? Он мне: - не слышу - ЩРМ-0 (нет слышимости) и требует добавить мощности.
 Ну, пурга, ну остров Колгуев, далеко, конечно,  далеко.

 Я позвонил на радиопередающий центр, попросил добавить мощности. Добавили.
  Но и  тогда, эта обезьянка с телеграфным ключом на том конце света, вдруг мне  передает: - Щьь - уйди с ключа и ЩТК - зови начальника.
 Кого звать? Если  я  есть начальник смены, и признанный ключарь, - то есть, с классным почерком на ключе.
 Я взбесился и передал ему на большой скорости " СЛГ, ПНХ, ЩЬЬ ЩТК-33." Перевожу по-русски.- Ты салага, пошел на...,  уйди с ключа и позови  начальника, 33-го.

 Мой друг, 33-й с острова Колгуев, сел за ключ и за пять минут  передал мне все  телеграммы,  я принял и перенаправил данные  к планшетистам на командный пункт дивизии. Боевое ночное дежурство, параллельно с учениями, завершилось благополучно.

 Утро пришло... Командир приходит и подводит итоги. Суркову Сашке - он же 33-й,  объявляют благодарность.

 Жгутов выйти из строя. Вышел, ну думаю, сейчас мне отпуск.




 - Жгутов, во время связи с постом допустил грубейшие нарушения связи. В эфире непотребно ругался, можно сказать хамил. Объявляю вам,  сержант Жгутов, 5 суток ареста.

 Вот и пошел себе отдыхать на «ГУБУ». ДА, ладно. Зато Родину не подвел  среди снегов, торосов и под северным сиянием.
 Вот  такая примерно была одна из первых проб моего виртуального общения в период службы.
Дальше жизнь стала интересней. Но это в другой части, если не намозолил вам глаза своими  рассусоливаниями.

«Поет морзянка за стеной весёлым дискантом.
      Кругом снега хоть сотни верст исколеси.
              4-й день пурга качается над Диксоном,
                Но ты об этом лучше песню расспроси.....
                Я тоже мог бы рассказать тебе о Севере,
                Но только ты об этом лучше песню расспроси»....
                Песня «Морзянка»  слова М. Пляцковского
                Исп. Владимир Трошин.

01.02.2011 21:11


Александр Непейпиво
Устав, ожидая неделю своего "покупателя", (представителя из в\части)
я решил проявить инициативу и предложить себя. Увидев, собравшихся в толпу таких-же, поинтересовался. Сержант, выбивая спичечной коробкой, ритмы проверял слух. Подошёл и я, думая о музыкальных перспективах,
ожидающих меня, с учётом стажа трубача в оркестре. Войдя в помещение, обнаружил телеграфный ключ, причём не полуавтомат
за который меня усаживал отец с 1963 года, радиолюбитель со стажем, а обыкновенный, с которым знакомы даже несведущие.
Одев головные телефоны, попросту наушники, я отчётливо прослушал посланное мне со скоростью примерно шестьдесят знаков в минуту СХС, что на языке "армейских радистов" звучало, как предложение сделать минет.  В ответ я передал, но с гораздо большей скоростью эти - же знаки троекратно. Сержант поинтересовался - повторяю  ли я переданное им, на что я ответил, что последняя "С" означает САМ
После этого попал в учебный полк связи, из которого через неделю
совсем в другое подразделение, где знания телеграфа, как впрочем и многие другие мне очень помогали. 73, кто понял!
01.02.2011 21:29


Александр Жгутов
ОК! 77-й  - 73-му. ЩСА-5 . Я Вас, САША, понял. Вот что значит связь поколений через десятилетия. Вот поэтому  наша группа жить будет... ДОЛГО.
02.02.2011 08:29

 Пос.Васьково, что вблизи от города Архангельска. Хмурый сентябрьский дождливый день.
 Это долгожданное,3 года и 3 месяца, сладкое слово ДЕМБЕЛЬ, обрело реальность 14 сентября 1966 года.

 И вот...  уходим из родной,  пропахшей гуталином,  сапожной мазью,  потом и портянками-онучами,   КАЗАРМЫ.
 Офицеры, почему то, все добрые, приветливо- улыбчивые.

  Объявили последние приказы о поощрениях вдогонку.
- "ВО! Санька-молоток!!!  Тебя в  почетный список части внесли. В ленкомнате в рамке теперь будешь, примером указующим для всех  молодых салаг в назидание, как  с учений прямо на "губу" ходить».

 Дембель, как пушечный выстрел картечью,   раскидал нас по всей огромной стране СССР.
  Минтенко ВАНЮ - в Ужгород,  Романюка Володю и  Якубчика - в Белоруссию, Местякова Пашу в Кемь, Ли Костю- в Ташкент. Я в Душанбе.
 Вроде, как и грустно стало.

НУ, что, братва! За службу нашу и за тех, кто остался служить! По стакану Портвейна  приняли на грудь, увешанную знаками солдатской доблести, прямо на перроне, недостроенного ещё, Архангельского ж\д вокзала ... И в добрый путь, на долгие года.

 Пишите письма.

 Наша переписка, наполовину из радистского слогана, как у нас, перемешанная смайликами, затухала постепенно.

 Начиналась новая жизнь.

 Где-то вы теперь друзья-однополчане?

Ну, вот добрались и до Душанбе. УРА!!!
 Служба солдатская закончилась.

 Теперь будем общаться на новом сайте уже в 1968-1970 годах.

 Но завтра?

Ваши отцы, ещё не отцы, так же как и я, возвратились со службы, примерно в эти же годы.

  Они,  находили  среди товарищей, одноклассников, ваших матерей, ещё  не матерей,  а душанбинских девчонок.
 
А за хорошей дружбою всегда крадется, как предчувствие, большая пылкая ЛЮБОВЬ - Огромная,  как Мир, как Небо в алмазах.


 По мере  того, как туман эйфории и угар  гражданской жизни   устаканивался, я, одержимый твердым желанием стать студентом,  начал проветривать мозг, освобождая место в нем для исторических дат, фонетики, морфологии и синтаксиса русского языка.

 Пошел на подготовительные курсы.

 Там кое-кто был, наверное, и из ваших.  Посмотрите их альбомы, может быть там я тоже,   на их  фотках, в толпе друзей вам улыбаюсь.

 А нет, так вот, он рядом мой альбом- сержант Жгутов, весь серьезный такой, готовый бросить вызов СУДЬБЕ.

 Если ты не бросишь вызов этой ДАМЕ- то она, судьба,  не дожидаясь, сама бросит свой вызов вам, но тогда ...будьте готовы к неожиданным её поворотам.
02.02.2011


«Тому, кто был любим, счастьем есть и сама память о любви, тоска по ней и раздумья о том, что где-то есть человек, тоже о тебе думающий, и, может, в жизни этой суетной, трудной и ему становится легче средь серых будней, когда он вспомнит молодость свою.» ( Борис Акунин)
02.02.2011


                часть вторая.
 

                "Реальная группа "Юрфак ТГУ
                им. В.И. Ленина- 67года."               
                или
                "Памирские хроники"

А это вам надо??? Как то, кажется ЗУЛЯ Шарипова, сказала: - читаю, Санька, и думаю, а может всё забыть, что бы ни болело?- или примерно так.

 Как скажите мальчишки и девчонки. Но если хотите знать о жизни своих  мам и пап в 60-е, то я готов?
02.02.2011

Валентина Лим
Александр,  Ваше,  "СЛГ ПНХ"   я сразу разгадала...  ...Сейчас,  когда заполняю базу данных и не знаю, по какому тарифу рассчитывать доставку в какой-нибудь Задрищенск, в графе стоимость пишу "ХЗ" (цифры ставим позднее, когда смотрю, к какому городу он ближе и могу рассчитать километраж)...
02.02.2011



Александр Жгутов
Сентябрь, 2010 год. Иду по Душанбе мимо университета, а сам  вижу себя  не здесь и сейчас, а здесь, но там ... в том Душанбе.
 Жара. С 20 июля по 1 августа 1967 года вступительные экзамены на всех факультетах во всех ВУЗах Душанбе.

 Ваше лето со вступительными экзаменами у вас тоже будет здесь же, но позже.

  Сейчас же речь о родителях ваших и обо мне грешном.
 Кто был на подготовительных, а потом и на консультациях,  уже на факультете, как то сблизились, объединенные,  единой целью.
  На юрфаке, на вечернее отделение, конкурс, всего ничего; - 19 человек на место!!! ДА??? Кого-то потеряем в пути?

СОЧИНЕНИЕ. 4 часа на всё про всё.

 Сидим рядами, строчим как пулемётчики, потеем, ломаем перья, ломаем мозг.
 Шариковых ручек ещё практически не было, скрипим авторучками с чернилами.

 Все от пота и волнения вымазаны фиолетовыми пятнами.  Рубашки, блузки, щеки, руки.

 Через два дня список группы усох наполовину.

 Большинство из моего окружения зубрят ИСТОРИЮ.
 И после консультации зуд познания не заканчивается. Сидим на "Бродвее" напротив кинотеатра "Хроника". Вопросы друг другу до тех пор, пока не выявили слабое звено.

 НУ, да! Ну, я. Так всю же зиму  учил, и на работе, и дома.
 А когда Куликовская битва была? Саш, а когда Невская битва была, а когда? ...,  а когда???

...И вдруг, из-за спины Егора Беспалова (уже сверхсрочно отслужил в Венгрии, женат, семья: - жена и дети, и старше нас лет на 5)
 ,"а как звали коня у Александра Македонского???"- вопрос провокационный, с посылом,... "что, мол... больше всех знаешь? ДА?".

Отрываю усилием воли взгляд свой блудливый от женских лиц из нашего окружения, и от их грудей красивых, и вижу, хитрющею рожу, зубы широкие, кривые  - лошадиные, глаза косые, косее, чем у Крамарова.  И я, не отвлекаясь от главного, небрежно бросаю... "НУ, БУЦЕФАЛ. А он, а что,   твой родственник»?

 Ржачь стоял полчаса, до другого анекдота, ибо отвечать на вопросы тупо, было не интересно.
Народ тут же, и единогласно, нарек его  до самых выпускных "БУЦЕФАЛОМ".

 Милейший человек, Володя, умница и  очень отзывчивый парень.

 Володя, будь здоров, где ты? Заходи "Буцефал" вечерком к нам  в группу "Душанбе-душа моя". Искать нас легко, как зайдешь на сайт "Одноклассники", "сразу поверни  наискосок", там  меня и увидишь, в толпе земляков-душанбинцев, ныне разбросанных по всему свету белому.

 Вот так и сдали экзамены.
 Радостно отпраздновали наше поступление  у   Людмилы Тюдиной,  а 1 сентября 1967 года к 19 часам  явились, как  в первый класс, на первые две пары лекций.
 
Юридический факультет тогда, был около ж\д вокзала, на улице, что в сторону завода "Таджиктекстильмаш".

 И начались суровыми будни познания права в вперемежку с  "братанием, удочерением, уматерением", лекции- семинары- конспекты.
 
 И всё это - сквозь сон,  или, не приходя в полное сознание, потому,что
днем все работали.
 На последней паре многие откровенно похрапывали, но преподаватели к этому относились вполне демократично.

 Помните фильм "Девчата"? Там героиня сказала: - "Да я бы им всем, кто учится заочно, сразу бы ордена на грудь вешала"…  и бодро ударила себя в грудь.

И это вообще- то стоило того. Холостякам ещё можно было простить. Но  замужним студенткам, с детьми, с мужьями - паразитами, подозревающими  своих жен- студенток во всех смертных грехах. Для  таких  это вообще был полный напряг.

 Но, мы, послевоенные, стремились всеми правдами и неправдами выйти в люди. Первый курс, как во сне пролетел.

Зимняя, а потом и  весенняя сессии.  Вот мы и на втором курсе.  Лето. Ура!!!! Передохнем от семинаров, от вечерних бдений на лекциях.



Вот и лето прошло.
 
Родина  меня заметила и тут же направила на службу Отечеству...

Так я добровольно выбрал себе судьбу на всю дальнейшую жизнь.

 Перешел с вечернего отделения на заочное  и тут же выдвинулся на новые рубежи ...один, совсем один... на ПАМИР.

 Однокурсники узнали об этом только 1 сентября 1968 года.
 Они были совсем небезразличны к утратам в своих рядах.
 Но об этом пока  погодим...

АН-2 задрожал всем своим существом. Сначала его затрясло как паралитика. Потом он "захлопал крыльями", заурчал и закашлялся, как подавился.
  Со второй попытки, закряхтев, завелась  "Аннушка",  разбежалась  и "вспорхнула" в  небо,  но не высоко.

 И полетели мы, благословясь, над  отрогами Гиссарского хребта. Подо мной Душанбе, справа горы, слева горы и чем дальше от Файзабада на восток, тем выше горы, тем красивее видно всё сверху. Перевал, Калай - Хумб,  Ванч.

 Ледники мои серебренные, изумрудное сияние  вершин. Река Пяндж, как голубая лента. Со стороны Афганистана ниточка-тропинка с человечками,  идущими по оврингам (тропинкам),висящими над пропастью и  над рекой Пяндж.
 
  С нашей, советской стороны, серебристым серпантином, как змейка, вьется  автомобильная трасса заоблачная и все ближе, всё ближе к Хорогу.
 
ВОТ... самолет влетает  в теснину между гор. Ему приходится брать крен почти вертикально земле, а мы, пассажиры, оказываемся параллельно  линии горизонта.

 Гору можно, казалось, потрогать рукой прямо через иллюминатор. АДРЕНАЛИНА,… полные штаны и ботинки доверху.

Вот "Аннушка " выравнивается, приборы точно по горизонту. Снижение. Всё как на ладони.

 Пролетели  кишлак Поршнев.  Вот уже загремели шасси по аэродромной полосе.
 Запрыгала, как горная коза,  наша "Аннушка", но не из-за уровня мастерства  пилотов, а из-за колдобин на взлетно-посадочной полоске.

 Летчики КЛАСС - АССЫ. Они меня потом много раз выручали, но иногда, из-за погоды, и хотели бы, да не могли.

 Вылезай. Приехали.

 Пограничники - бравые ребята:
 -Ваш "Пропуск" Кто такой - почему не знаем?
 
- Погодите.  Скоро узнаете. Вот только осмотрюсь, обуркаюсь.


               
            
  Добро пожаловать в Хорог- столицу ПАМИРА.!


Здравствуй новый мир.
 Принимай пришельца с Севера, с душою Марко Поло, с сердцем Александра.
 Служба пошла. Жизнь тоже,… но не очень. Еда в столовой - тоска смертная.

 Через месяц… из гостиницы - вон. Эту проблему быстро решил старший товарищ, Николай Васильевич.
 Ну да, конечно, тот Фомин, папа Марины нашей Фоминой,которую вечером любой на сайте "Одноклассники уидеть может без труда.

 Тогда она здесь, в нашем хорогском дворе, девчушкой бегала.
 Даже и не думал, что  Интернет нас  в жизни так  друг на друга выведет.
 Что тут скажешь: -ЗДОРОВО.

 Фомин Н.В. за минуту решил вопрос о месте моего дальнейшего проживания в Хороге:
 - Жгутов, жить будешь в ленкомнате.

 Красота. Вечером, расстилаю на пол политическую карту Мира, на неё матрац из гостиницы, подушку «пуховую» на вате под голову.

 А вы что думали? Этого тогда ничего в магазинах в Хороге не было.

 И всю- то ночку на меня с укоризной, сердито смотрели, со стендов по стенам,  дядьки, в ту пору всем известные, практически возведенные в лик святых - члены все ПОЛИТБЮРО нашего ЦК КПСС.

 Кругом книги. История КПСС, томики В.И Ленина, ну полный "кладезь" знаний.

 Ну и что!!!  Спал же Святослав под открытым небом,  голову  положив на седло.
 А тут? Подушка, как ни как. ВОТ.

 Погоди, будешь погоны золотом крытые носить, вспомнишь? ДА, вспоминаю теперь  и без тоски, что характерно,  с теплом в душе.

Первый месяц практически пролетел в любовании природой горного края, ПАМИРОМ.

 Ботанический сад - чудо под голубым поднебесьем. Река Гунт с Пянджем целуются, бурлят.

 Хорог -уютный провинциальный городок. Совсем ни на какую столицу не похож.
 Жителей в городе до 20 тысяч.
 К осени половину в лицо знал. Сам не высовывался.

 А улица ЛЕНИНА??? НУ, это что-то!!!
 Не улица,а красивейший туннель между двух рядов пирамидальных тополей, на всем протяжении от аэропорта и до Хорогского пограничного отряда.

 Красотища я вам скажу.  Даже сейчас сердце замирает. А как эти тополя поют шелестом своих серебристых листьев.  Вечная музыка ХОРОГА.

 А город, как древние крепости, окружают, искрящиеся ледяными шапками, пики вершин с гордыми названиями, например - имени Дзержинского.

 Но как они красивы во все времена года, так и угрожающи весной, когда с них сходят, а точнее, слетают лавины.
 Камни, как с небес, грозно, с грохотом катятся вниз.  Иногда они прорываются через весь город, угрожая в любую минуту обрушиться на головы беспечных горожан.
 Спаси памирцев АЛЛАХ от бед земных и рукотворных.

Конечно, вспоминаю. Каждый вечер вспоминаю вас всех.
 Спите на лекциях? Над Беспаловым издеваетесь? В кино с лекций сматываетесь и всё это... без меня?  Редкостные Вы Сволочи. (не в
смысле анекдота вам известного).

 А я тут один, совсем один из студентов  нашего курса, надрываюсь, можно сказать, из пальца высасываю эти контрольные, курсовые. Юридической литературы здесь отродясь не бывало.

 Здесь историю сами люди творят.

  Плохо мне девчонки, совсем. Возьмите меня хоть на денек. Я вам все  контрольные напишу и себе курсовики сделаю.

Нет!! Не забыли!!!

 Я верил и знал, что найдут они меня  на этом сайте "ХОРОГ.  Улица ЛЕНИНА. ЖГУТОВУ. без аватарки.
 
 ВОТ оно письмище, плод коллективного умища, пополам с персональными эмоциями авторов, моих дорогих и близких сердцу моему.

 НУ, и где ВЫ?
Неужели, здесь на сайте "Одноклассники", среди нас, среди ваших дочек и сыновей, нет вас?

 Не верю.
 Вот же нашелся тут один. Стоит вон рядышком, в друзьях, СЛАВИК ШУЛИМОВ (он же Носков). Он только без трубы, на которой на лекции умудрялся "Маленький цветок" исполнять.
 Как ты там в Геленджике? "Эй, вы, там на барже? Лом не проплывал?"- был и есть пароль наш с ним, и Егором Беспаловым.

 Того, правда, тоже не видать ещё на сайте, а должен бы, вот, вот появиться.

Вполне  должны бы  быть  в душанбинских группах  и мои  однокурсники - Витя Портной, Саша Большов, Володя Бард - дружная троица и другие парни. Где вы?

 Хоть бы кто – нибудь из вас вспомнил нашу неожиданную  встречу в ночном Душанбе, в темном переулке на улице Островского рядом  с Управой Аэрофлота на проспекте Ленина.

 Это, когда вы меня попугать решили, но потом, сами же, и обрадовались, что не напугали.

 Набрал бы кто-нибудь из Вас сейчас  в поисковике: - «Александр Жгутов».
 И вот он, я. Сразу бы - как чёрт из табакерки. Здрасти.
 И обрадовался бы  несказанно Вам.

02.02.2011
 

                Примечание :  За это время ,что прошло с момента
                написания   вышеизложенного, мне
                удалось найти на сайте в « Одноклассниках»
                Виктора Портнова. Он живет в Израиле.

                А вот Саши Большова  и Володи Барда уже
                нет в живых.
                Вечная им память.

                17.08 2011г.





               
ДРУЗЬЯ мои!
 Эти письма мне подарены  однокурсницами и посланы судьбой. И я имею право, в надежде розыска их авторов, обнародовать эти письма вам.

 Они не хитрые, такие как есть сердечные, юношеские, почти искренние,  и до сих пор хранящие  теплоту  их сердец и открытых душ.

 Прочтите их! И ваши матери подтвердят  вам, что  это они мне писали  слова ободрения и поддержки. Вот такие   у нас с ними  были "посиделки".

 "ХОРОГ. Ул. ЛЕНИНА. ЖГУТОВУ Александру"-  фотокарточка в альбоме -Мургабский обозреватель" - на моей странице в "Одноклассниках".


Свечерело. Окончен день рабочий. Все в своих домах.
 А я один...  В ленкомнате не усидишь. Вышел на крылечко конторы.Оно такое русское, с перильцами. Солнце скрылось за афганскими горами.

 Вдоль улицы Ленина тополя, тополя – пирамидальные, шуршат своим тихим вечерним серебряным звоном, как  колокольца под дугой ямщика. С грустинкой о....

 Мимо, подпрыгивая,  то на одной, то на другой ноге, с бантиками красными на голове и весело, беззаботно смеясь и, впереди матери, проскакала Маришка Фомина.

 Наверное, в кино пошли?  Сейчас только видел, Николай Васильевич проходил, однозначно за билетами его послали.

 Кинотеатр рядом, почти напротив.
 
  Я вскрыл письмо. На обычных листах в "клетку", вырванных из тетради с конспектами по Истории КПСС, письмо, написанное разными почерками и разных цветов чернилами.

 Уже вижу их всех, как вас,  огоньками, слева на странице сайта.

 Это Егор - он же Жора - он же тараканище, (за усы, прозванный девчонками),что бы не докучали ему, заставил письмо писать мне.  Так оно и было.

 Далее я сохраняю и стиль, и содержание, и эмоциональную окраску тех писем.

 О боже, как это мне сегодня напоминает наши темы:  "Заходите…  "Посиделки " и другие.

 Опять накатила волна, и стало тепло, как и в нашей "Душе".

 А вы говорите РЕАЛ – Виртуал - искренне не искренне?
 Молодые,  вы ещё. Вы нашу "Душу" теперь пожизненно помнить будете, как реал, - А ЭТО И ЕСТЬ РЕАЛ, и сегодня, и завтра. Я так думаю.

 Ну да, больной, на голову, чего с него взять,  фантаст - дедуинчик.
 Пусть порадуется сам себе. Ему приятно, а вам? … Ну, и вы немножко тоже ...улыбнетесь.

               
                Сашка (нька) , здравствуй.
Пишем тебе, конечно, вовремя   лекции. Сидим на "уголовном праве". Как ты там, "зимогор", без нас поживаешь? Оля (Кузнецова-однофамилица нашей - работала в Адресном бюро)               

Мы тобой восхищены. Так высоко забрался. Молодец! Ольга (Синицына)

Мы восхищены твоим поступком - служения делу РОДИНЫ и построению коммунизма в горах Памира ха-ха!! Мира (Мирная - женщина замужняя с ребенком, работящая, но оптимистка - юмористка)

Уехал от меня и не пишешь, одну Людку не забыл, Эх, тыыыы! Аня  (самая младшая в группе, чем- то на Свету Кумзерову похоже)


Дорогуля, Сашок!!! Пишет тебе одна подруга. Рада за тебя. Поздравляю. Восхищаюсь! ТАНЯ ( подружка Ани)

Вообще - то  успехи у тебя "великие", но пойми, что без нас ты ничего не значишь, даже будучи "Тарзаном", (ну таким я им  казался - так и называли.) Ты подумай об этом там, на "Крыше" АНЯ.

  Сижу реву. Вся в безнадеге. Вон они сволочи, если младше всех, так письмо  любимому прямо из рук вырывать надо.  ДАааа? Обидно ж, Сань.


Голубок, наш ненаглядный, ангелок голубоглазенький, эдельвейс ты наш, а как же мы такие несознательные без тебя, у кого списывать конспекты будем по Истории КПСС, а на английском языке, мы без тебя вообще нулики, низко тебе кланяемся. МИРА.

Ягодка-малинка. Да как ты смел! Я возмущена! Я негодую! Я рыдаю! Не верю...  Я думала, что я одна у тебя, как в небе луна, оказалось, что я одна из звезд солнечной системы. Что за Мира? что за Аня? что за ОЛя? Если это правда, я схороню себя заживо, достать мне калия - цианистого и чулки…белые.  Молящаяся, любящая, издерганная, твоя подруга ТАНЯ.


Санька! не верь ты им всем. Сидят на лекциях и жрут все четыре лекции. ОЛЯ.


Егор Беспалов
Сань, ты сам понимаешь, что всё это слова и пышные фразы, но всё это цветочки, ягодки обычно бывают на Истории КПСС и на 1 паре. Так вот, ты нам пиши, ведь ты же скучаешь там, а может нет!?
(Вот -Егор -таракан усатый- как всегда, как в душу плюнул, такое письмо и все разрушил, ну приеду я в Душанбе. .скоро уже. Приду на лекцию..,  там узнаешь,  как кайф обламывать)   


А может у тебя там есть лучше нас всех? ДА? ОЛЯ


Ждем ответа. Как соловьи лета  Мира.  (уже пишет другой ручкой)

Если будешь отвечать, то пиши по адресу г.Душанбе. УМ МООП Адресное бюро- Кузнецовой.

Р.S/ А Синицына Оля, тебе две строки и написала, тут же сделала всем ручкой, и со второй пары смоталась на .б....и - паразитка - никого  не пригласила.
 А Тюдина вернулась из Ленинградских , вон сидит рядом с Носковым (он же Шулимов Славик, который с трубой) у него практически на груди спит, отлеживается с дороги. Вот и все новости.


Через несколько дней во мне взросло и дало ростки ответное письмо всем и сразу, и на нескольких стандартных листах формата А-4.
"Душанбе - Адресное бюро. Кузнецовой."   Авиа - почта  без пересадок с Памира полетела в Душанбе так быстро, как позволили метеоусловия, уже для ЯК-40-вого.
               

Егор Беспалов
Здравствуй Санька! Радости нет предела. Твое письмо читает  вся группа... вторую??? неделю. Никто лекции не фига не слушают, только ржут как лошади.


Здравствуй! Самый, самый, самый  умный, самый смелый, самый сильный и... наверно самый добрый человек на свете! Аня.


Здравствуй Сашуля! Солнышко наше ясное, Розочка памирская. Тополек серебристый ТАНЯ (карандашом.)

Окунек ты наш, красавец с "Крыши Мира! Ждем твое фото 7на8,8на7 Мира Мирная.


Егор Беспалов.

Ну, как там на барже? Лом по Гунту не проплывал?
 Эх, эти люди, особенно девушки. Не верь ты им до конца.
 Могут наболтать тебе, что ты действительно там, на "Крыше" нос задерешь.
 Сидим на лекции. Во вторник прочитали твое письмо всем кагалом.
 Ты ошибся, читали не одну пару, а все четыре лекции. Егор.

P.S.  Где-то письмо всё ещё ходит по рядам. Сейчас хохочут на задней парте.
Короче говоря, любим очень мы тебя, ещё что надо? Сейчас вот семинары начались  по Истории, уголовному праву. А тебя нет, вот, и приходится самим учить. Ужасно скучно это. А мы тебя, в самом деле, любим, даже очень. К.О .
 
 А ниже рисунок с надписью "Комсомольско-молодежная бригада "БАБОЧКИ".
 Нарисованы синими чернилами  5 фигурок кошечек (как матрешки) уменьшающихся вправо, с хвостиками – ниточками,  ушками и усиками на головах, а ниже, надпись под каждой по росту.
 "МИРА. ТАНЯ, ОЛЯ и АНЯ,  а крайняя кошечка – подкидыш, их воспитанник".

Вот видишь Сашуля, даже слова нам с Аней не дают сказать. Эта Мира с Олей. Как только прекратятся 9-бальные толчки со стороны ректората, жди в гости. Наведи блеск на горах, музыку свою привезем.
 С уголовным элементом там разберись, но оставь нам для практики несколько "шпиончиков"  отловленных, мы их по допрашиваем, ради практики юридической. ТАНЯ.

Сань, а живу я плохо и не я одна. Весь курс лихорадит. Многие с "Хвостами попали в ЧЁРНЫЙ СПИСОК" ( заметьте откуда ЧС взялся) В этом списке и я. К.Оля.

Сушуля!  И что они всё про любовь да, про любовь?! Не верь! не единому слову их не верь. Их выгоняют за то, что они не представили Хасанову справки от психолога.
 Они и на лекциях - про любовь. Каждую перемену выходят любить.
А всё-таки они хорошие, девчонки наши - ТАНЯ,

Сань! Не вздумай верить. Я чиста  (в отношении ходить-любить) пред богом и тобой. АНЯ.


Вот видишь - уже взялись за УК. Это ни к чему хорошему не приведет. ТАНЯ.

ОЙ, Саня, Саня. заморочили мы тебе головушку твою любовью, комплиментами и уголовщиной (между прочим одно за другим ходит, начинают любовью, кончают УК) До свидания АНЯ.

 ДА. ДА пора прощаться. Целую тебя за себя и  за Миру, она в кино смоталась. Опиши нам флору и фауну Памира, так красиво у тебя это получается.

  Твои простые слова ,а как картина красками..  получается.
 
Письмо наверное точно в конверт не влезет. Извини, получишь в смятом виде
 ВСЕ МЫ ТВОИ ИНФУЗОРИИ ТУФЕЛЬКИ.  ЦЕЛУЕМ.

  ФОТКУ пришли, а то лично на сувениры порвем по приезду с Памира. Мы её увеличим и в группе поставим…  (Они потом и в самом деле увеличили фото, на котором "Обозреватель мургабских козлов" изображен.)


Эта  наша социальная сеть - коллективная переписка в группе, в личку работала до 1972 года, пока я  снова  живым не вернулся в группу.

 Но к этому времени кое-кого, к сожалению, уже по разным причинам в группе не было. Многие вышли замуж, женились и я в том числе, а кого-то и отчислили.

 Но дружеские отношения оставались до тех пор, пока мы все не растерялись.

 А вот Славика Шулимова-Носкова я никогда не потерял, где бы его судьба не мотала по свету.
Слава, НУ как там у тебя на барже в Геленджике? лом  плывет?  Будь здоров и заходи к нам на Посиделки.
Искренне ваш.- Александр - Санька- Саша- Шура из Вологды.

 Теперь Вы пишите мне письма.


Мавзуна Яминова –Душанбе-Хорог-Памир.

У меня нет слов, дядя Саша!!! Столько лет хранить письма не каждый , наверное, сможет...


Александр Жгутов
Но зато, сейчас, Мавзуна, встречаешься с ними, как с живыми людьми..
 В этом  рассказе  все отражено под серебристый шорох, наших Хорогских тополей,  напротив  того дома, что на улице Ленина.


***НАТАЛИ *** -Москва.

Да Саша - Отец ты наш родной !  Действительно ты с такой отцовской и человеческой теплотой сохранил всё это в памяти и главное смог это передать такими искренними, простыми и всем понятными словами....
 Тепло твоего Сердца передалось всем нам....Непередаваемые ностальгические ощущения.... 
03.02.2011

Ольга Кузнецова-Умарова- с. Константиновское, где-то на Ставрополье.
Сашка!
Спасибо!
03.02.2011
 
Марина Фомина- Хорог-Душанбе,  а ныне, в Прохоровке, (что на Орловско-Курской дуге войной опаленная)
 
Точно, точно!!! Было, было!!! Помню, как сейчас. - Сидел, с листочками в руках, глаза осоловелые! Говорим - пошли с нами, "Опасные гастроли" в 25й раз посмотрим!!! отказался.... Теперь - то понятно почему.!
03.02.2011

Марина Фомина
Дааа, тополиная аллея в Хороге - это что-то!!!!!!!!!!!!!!!!!
03.02.2011

Tatiana ; Sviridova Мельбурн-Австралия.

Здравствуйте!  Приятно видеть новые лица - будем друзьями!
 
Если мечтаете, то обязательно съездите на Родину.
 
А пока можно почитать рассказы Александра и Джурахона и виртуально побывать в Душанбе.
 
Пишут так, что и горный воздух чувствуешь, и небо огромное в звёздах видишь и слышишь шум ручейков.
04.02.2011 01:23



Джура Хон Маматов
Александр! Браво! Браво! Браво!
Это должно войти в будущую  Энциклопедию  "Хроники Пограничной Службы КСАПО". Будущие поколения будут читать всё это, как мы сейчас читаем о легендарных воинах прошлого (включая Александра Македонского с его Буцефалом)
___
Моё почтение, как от кадрового офицера настоящему Офицеру!

Джура Хон Маматов Непал
Татьяна, спасибо за отличные рекомендации относительно Александра и меня, тем, кто хочет, хотя бы виртуально побывать на Родине. Весьма приятно!
04.02.2011 16:56

Tatiana ; Sviridova  Мельбурн -Австралия.

Надо же... Почитала... Ну всё было в точности до мелочей...Трудно поверить как мы выжили, но ностальгируешь по тем временам всё -равно.
21.02.2011 02:36.


Мадлена Хорина - Волгоград.
До чего же приятно все это вспоминать и в то же время больно, слезы накатывают, как нам повезло, что мы жили в то время!!!!!!!

Tatiana ; Sviridova -Мельбурн.

Просто это было наше детство и юность - самое дорогое и незабываемое, и "отныне туда дороги нет"... И казалось, что было оно самым счастливым и самым безоблачным и что всё у нас было самым лучшим... ведь сравнения не было...
Нам всегда это внушала наша дорогая Партия.  Слава КПСС!

29.03.2011 13:46

 Жгутов Александр.

По приезду на Памир меня всегда  интересовал вопрос о происхождении названий: Памир, Бадахшан, Хорог.

 Я  и тогда интересовался у памирцев расшифровкой этих древних  слов и сейчас продолжаю заинтересованно искать ответы на эти вопросы.
 
 Определений Памиру много. Ведь Крыша мира звучит и как "БАМ и ДУНЕА" Например: МУРГАБ -  мургоб - это утка на воде, а мурдоб - это мертвая вода.

  Уважаемая Улфат Мамадшоева в группе «Памир-он-лайн», дает вполне обоснованное и научно представленное не только шифрование Памира, но и по сути, а откуда и почему происходило это движение материков и людей на Земле. В чем суть и корень мироздания.
 
В 13 веке  Марко Поло пробрался из Венеции на Памир в Китай и далее со всеми остановками.
Думаю, он был не просто путешественник, а купец и в некотором роде разведчик. Он называл Бадахшан Баласианом.

 И главное, на что обратил взор- это на памирские сокровища и называл их Бадахшами.    Но, не в нем дело, а почему Бадахшан зовут БАДАХШАНОМ?
 В70-80 г.г. в Поршневе была фабрика по обработке красной шпинели - это название памирских лалов, - они же именуются иногда и рубинами,- они же бадахши - и бадахшаны.

 На малом афганском Памире людей нередко называют Бадахшами.
 1-й секретарь посольства Ирана в РФ Бахман Бадахш.
 Не дает ли все это повод к тому, что БАДАХШАН тысячи лет носит это наименование, так как есть драгоценный РУБИН ПАМИРА.

В дополнение: классификация шпинели (лала) как самостоятельного минерала введена примерно 150 лет тому. До этого его относили к карбункулам (рубинам) По мнению атрологов шпинель камень для Рыб и обладает энергией Венеры.
 Доктор исторических наук Виктор Дубовицкий в своей работе об Александре Бернсе представил интересные сведения о лалах.

Дубовицкий  пишет, что в короне Екатерины 11 имеется лал в 400 карат? работы Иеремии Позье. 2 бадахшанских лала имеются в Британской короне. Один из камней известен как "Рубин Черного принца" в 1367 г собственность короля Гранады. Второй известен на Востоке 600 лет "Хирандж и Алам (Дань Мира), а на Западе "Рубин Тимура", принадлежащий Тамерлану, а в 1851 г подарен королеве Виктории.

Таким образом, видимо название Бадахшан действительно увязывается с эти загадочным, наделенным чудесной силой, камнем.

Эти сведения, я для ВАС привел из исторических источников в связи с тем, что ПАМИР  и памирцы известны миру  со времен великих переселений народов.
 Со времен Гипербореи и движения ариев  с СЕВЕРА на ЮГ.

Индоиранская ветвь народов и её культура   распространилась и на всю азиатскую и европейскую  часть мира.  У каждого драгоценного камня своя СУДЬБА и своя ИСТОРИЯ, том числе и нередко тянет за собой кровавый и преступный след.

На поставленный дополнительный вопрос о значении названия «Памир»   члена группы «Памир-он-лайн»  Одилом Комиловым и, адресованный  лично мне, "Памирцем"- о значении слов Памир и Бадахшан,  я усиленно искал ответ.
 И вот, что я нашёл в исследованиях ученых, и в частности у профессора Валерия Дёмина, который большую часть жизни посвятил поисками истоков страны "Гипербореи" и многое нашел.

Достаточно обоснован вывод в научном мире о существовании, примерно 20-30 тысяч лет тому назад, загадочной северной страны Гипербореи, которая так же исчезла под водой в результате земных катаклизмов,  как и Атлантида.
 
 Это не удивительно, земля наша меняется постоянно.  Свидетелями чего мы можем стать завтра, можно только предполагать или фантазировать.

 Письменные источники "Махабхарата, Ригведа и другие прямо указывают на то, что на Севере под Полярной звездой жили прапранароды, в их числе и арии, был единый праязык, от которого и возникло лингвистическое многообразие.

Тотемные образы птиц, зверей имелись и остаются у всех народов. Например:- образ СОКОЛА – доиндоевропейского ещё происхождения. С древности происходит представление о Солнце, как о Соколе.
Сокологоловым был древнеегипетский Солнцебог - ХОР (ГОР) и этимологически родственен русскому Солнцебогу - ХОРСУ Этот же корень у русских слов- "хорошо", хор, Хоровод, хоромы, храм- это указывает на общее происхождение древнейших верований и культур. Круговой обход буддийских ступ именуется ХОРА.

Если мы зададимся вопросом, а как проегиптяне отпочковались от проэтноса и прокультуры? Ответ можно найти в воздвигнутых ПИРАМИДАХ.
 
А, именно, пирамиды связаны с Вселенской горой МЕРУ…  В русский язык  слово "пирамида" попало из греческого языка. По гречески "PIRAMIS " (окончание  "DA" появилось в винительном падеже) А как это выглядит в первоисточнике? В иероглифическом изображении  пирамиды входит тотемный знак "утки"- (селезня- творца Мира) Но главное то, что в корневой основе египетского слова "пирамида" звучит "mr", а это тождественно доиндоевропейскому  названию священной горы МЕРУ и емкому русскому слову  МИР- Вселенная-  согласие, справедливость -  то есть "меру"-всему.

"Mr"- таинственное созвучие, проникшее через тысячелетия. В иероглифическом оригинале к корневой основе "mr" добавлена приставка  "рa" В итоге "PAMIR" Вот вам и единство общности понятий горы МЕРУ и Памирских гор.

 Подтверждение этого ранее уже было высказано исследователем Н.Ф. Федоровым, о чем вам говорила уважаемая Улфатханум. Сегодня в исследованиях В.Демина это нашло ещё одно подтверждение в египетских иероглифах.

В Афганистане имеется горная система ПАРОПАМИЗ - известная с древности.
Теперь далее.


 В 1968 году, с первого дня своего пребывания на Памире, я задумывался, а как переводится "Хорог"?
 
Никто мне тогда ответа не дал. Ни стар, ни млад. Может быть от былинного царя "ГОРОХА", если прочесть справа налево - так и есть.

 А истина оказалась действительно уходит в глубокую древность.
 Пришедшее на Русь христианство тысячу лет назад выжигало огнем и мечем веру людей в языческих Солнцебогов - Дажьбог, ХОРС и Солнцебог, которые сближались в разных местах с Ярило и Коло.

Что касается Бога ХОРСА, то мы видим глубокую связь развития на примере тотема СОКОЛ - указывающего на прямую этимологическую и культурологическую связь между древнерусским и древнеегипетским Солнечными Божествами -  Хорсом - Хором (Гором) Хорс - совсем не чужеродное слово для русского языка.: "хороший", Хоробрый","хоругвь", южнославянские народы-хорваты.
 Крымский город Хорсунь - по-гречески- Херсонес. Корень "Херс"- общеиндоевропейского происхождения.
 Бог Гермес -HERMES. Обрядовый танец "хоровод", у болгар - "Хоро", у рымын-хора - имитирует хождение по солнечному кругу - тоже, что и обход буддийских ступ -ХОРА

Прямая корневая связь "ХОРСА" с санскритными словами, в новоперсидских словах означающих "Сияющее солнце" и "петух".
Персидское обозначение обожествленного СОЛНЦА-"XURSET".
 Плиний писал, что скифы персов называли ХОРСАРАМИ.
 
Отсюда ираноязычное название  городов ХОРОСАН,  ХОРЕЗМ и... ХОРОГ -  "Солнечный город" или "Сияющее солнце".

 Вот мой взгляд на названия ПАМИРА и ХОРОГА.

Прошу вас уважаемые, размышляйте, я ни есть для вас истина, а сам нахожусь в постоянном поиске  и разгадке- А ЗАЧЕМ МЫ НА ЗЕМЛЕ?
 
 Желаю вам успехов и благоденствия.
23.11.2010 15:35

Улфатхонум Мамадшоева  Душанбе- Хорог.
Склоняюсь к мнению Александра, потому что Меру древняя гора легендарных кто жил до нашей расы, где бы они ни были они оставляли след, Это и Памир и Кашмир, и свастика, несправедливо изгнанная  из - за фашистов.
06.01.2011 19:40