Последнее письмо

Зинаида Письман-Проза
Письмо
«Моя дорогая Ирочка и мои дорогие внучки!
Дорогая доченька, не знаю, перешлю ли я тебе это письмо или оно попадет к тебе через другие руки, я пока не знаю.
Я уже все оформил, чтобы ехать к вам, но заболел.
Лежу пока дома, а что будет дальше, не знаю.
Дорогая Ирочка, я все сделал и собрал вещи для отправления багажа, квартиру нашу я не продал, как ты нам советовала. Решил пойти попрощаться с моей дорогой Раечкой, твоей мамой, расстроился и заболел.
Теперь лежу, дома и маюсь с сердцем. Завтра заберут в больницу. Вот я и решил написать вам, мои дорогие и любимые. Ирочка, я вел дневник, конечно нерегулярно, но пусть он будет  для тебя памятью, о нашей с мамой жизни.
Будьте здоровы, мои дорогие и любимые. Целую вас и обнимаю. Ваш папа и дедушка Николай.
Писал это письмо и вспоминал всю свою жизнь».

Короткий разговор.

- Алло! Алло! Торонто?- Да. – С Вами говорит врач, который лечил вашего отца.- А что с ним?- Он умер,
два дня тому назад. Я нашел письмо к вам и ваш телефон, и дневник вашего папы.- Боже мой! – Сейчас он в морге, я вам сообщаю, что мы держим бесплатно только три дня.
А потом надо платить.- Да, да, я понимаю. Я вас очень прошу, оформите всё. Я приеду через два дня.
С кем я говорю?- Дмитрий Павлович Захаров, заведующий  кардиологическим отделением четвертой Градской больницы, помните, где она находится?   Да, да.-
Дневник, письмо еще кое- какие вещи будут в камере хранения больницы, там вы их получите. Вот всё. До свидания. -Большое вам спасибо. Будьте здоровы.

Детям жить и помнить.

Я в Москве, в квартире моих родителей.
Опять похороны. Два года, как похоронили маму.
А теперь хороню папу. Как это тяжело. Я потеряла моих дорогих маму и папу. Мы уже немолодые, а как их не хватает. Вот совсем недавно папа звонил и бодрым голосом рассказывал, что и как упакует. Какое это имеет значение теперь. Сижу в этой квартире, и всё кажется, вот папа зайдет. Почитаю папин дневник. Завтра утром вылетаю обратно. Там ждут девочки и Саша.

Дневник

Дневник начат в войну. Господи, как давно, какой затрепанный, читаю: Меня взяли в армию с третьего курса строительного института. Война ворвалась в Минск так неожиданно. Я даже не успел попрощаться с родными. А теперь их уже никого нет. Трудно это сознавать, ну что можно сделать. На войне приходится познавать много новых наук: науку убивать и подавлять свой страх, науку дружить, понимать товарищей, помогать, переносить боль, голод, холод и многое, о чем не расскажешь. Помоги - и тебе помогут. Только на войне люди учатся понимать и ценить жизнь, потому, что только на войне жизнь может оборваться в любую минуту. На войне дружба на всю жизнь. Многое переосмысливаешь на войне.
 Не получается вести дневник регулярно - времени мало.
Я дружу с одним парнем  из Москвы, зовут его Дима. Моих родных в Минске никого не осталось. А может, кто   нибудь и остался жив, буду искать.
Буду искать, если буду жив.
Опять бой. Много ребят убито. Дневник вести нет времени, не до дневника. Уже 1943 год, война не кончается. Дима  тяжело ранен. Его отправляют  в Москву
в госпиталь. Я с ним переписываюсь. Диме сделали очень сложную операцию. Неизвестно выживет ли Дима?
Переписываюсь с его женой Раей. У Раи родилась дочка. Дима умер, врачи оказались бессильны. Очень тяжело терять родных и друзей. У меня больше нет близких людей, ни родных, ни друзей. Вот и кончилась эта страшная война. Сколько горя, несчастий, принесла эта проклятая война. Скоро демобилизация. Написал Рае, попросил разрешение остановиться у неё. Посмотрю Москву, а там видно будет. Слава Богу, жив, остался, после такой войны. Был ранен несколько раз, хромаю, но ничего.
Приехал в Москву, остановился у Рае, женщина- красавица, девочке два годика.  Я попросил  разрешение пожить у них.

После войны.

Все устроилось, учусь, работаю.
Сделал предложение Рае. Она согласилась, я самый счастливый человек на свете. Раечка очень красивая и добрая женщина. Раечка брюнетка, глаза зеленые, веселые в них так и играют искорки, часто весело смеется.
Одним словом, замечательная женщина. Раечка детский врач, детей она понимает и очень любит. Доченька у нас прехорошенькая, ее зовут Ирочка. Меня она сразу назвала папа, и сердце мое потянулось к этим маленьким ручкам, черненьким глазкам и румяному личику с ямочками на щёчках.  Я счастлив, у меня хорошая семья. Жаль Диму, хороший был человек. У него осталась старенькая мама. Бабушка Ирочки. Мы с Раей, её навещаем, помогаем, чем можем. В годовщину смерти Димы, ходим к  могиле Димы. Его портрет весит в большой комнате, война принесла много горя, мы это не забываем.

Жизнь продолжается.

Быстро мчится время, война забывается, мы счастливы.
Вот уже Ирочка идет в школу в первый класс, мы с Раечкой провожаем и любуемся, какая хорошенькая девочка. Жаль, что Раечка не может больше иметь детей, врачи говорят, что для неё это опасно.
Ирочка растет, я  продвигаюсь по службе.
Время мчится, вот Ирочка взрослая, закончила  медицинский институт, стала работать, выходит замуж. За хорошего человека Он старше её. Зовут Саша. Саша учёный химик, преподает в институте. Ирочка с мужем живут отдельно. Мы с Раечкой остались в нашей маленькой двухкомнатной квартире.
Живем все дружно, хорошо, у нас добрая, хорошая семья и Саша очень хороший человек. У Ирочке родились  две доченьки Оля и Поля. Мы с Раечкой на пенсии, быстро умчались годы. Помогаем детям растить внучек. Они часто бывают у нас, это для нас радость, удовольствие.
Саше предложили преподавать в Канаде, они уезжают, а мы пока остаемся. У нас не будет медицинской страховки, а это для нас не очень подходит. Пока останемся, а потом  нас заберут. Уехали, устроились: Саша преподает в Университете, а Ирочка, она врач пока заканчивает курсы.
Девочки учатся, всё у них хорошо.
Раечка болеет, скучает по детям, и я тоже скучаю.
У Раечки второй инфаркт, Боже мой, что мне делать, она мне так дорога. Умерла моя Раечка, какое горе. Дети не смогли приехать даже на похороны. Я остался совсем один. Как жить? Надо ехать к детям.

Последние хлопоты.

Хлопоты, хлопоты, надо делать все одному, а мне так трудно и тяжело. Ирочка выслала вызов, оформил документы. Собрал вещи, отправил багажом кое-что.
Надо пойти на кладбище попрощаться с Раечкой и Димой.
Я уеду, кто будет ухаживать за могилами. Надо договориться с друзьями, будем высылать небольшую сумму денег, чтобы ухаживали. Что-то я себя совсем плохо чувствую. Завтра должны положить в больницу.
Надо написать письмо Ирочке.

Последние слова в дневнике:
Дорогая моя доченька, прощай. Береги детей, и помни о нас. Любящий вас папа.
-Господи, дорогие мои, как мало я вас любила.
Папа, папочка, ты всегда был для меня самым родным и любимым. Почему так вышло, надо было их раньше забрать. А теперь могилы здесь, а мы все там.
Надо зайти к знакомым попросить, чтобы следили за могилами. Прощайте, мои дорогие, вы в моем сердце. Я уезжаю.