Ленин и время

Наталья Минчакова
По поводу дедушки Ленина на главной площади нашего Города. В начале 90-х годов я приезжала в Город в середине апреля месяца. Весна была запоздалая, с неба сыпался то ли снег, то ли дождь. Все дела в центре города я уже сделала, ноги гудели от усталости, и я решила, что в район Светлиц, где живет моя тетя, мне было бы неплохо проехать на автобусе. Благо, там столько автобусных маршрутов проходит, еще и куча пригородных. Стоять мне пришлось долго, дул пронизывающий ветер...
 
Во время ожидания я наблюдала следующую картину. Несмотря на отвратительную погоду, к статуе Ильича подогнали специальную технику, и рабочие в люльке стали бережно отмывать дедушку Ленина от скопившейся за год грязи. Особенно тщательно драили голову, видимо, всякие несознательные голуби и воробьи, побывав в гостях у вождя мирового пролетариата, оставили там некоторые продукты своей жизнедеятельности.

Меня удивил такой подход к нашей истории... В то время по всей России сносили памятники вождю и отвозили их на свалку. Как, например, это сделали в нашем уральском поселке, разрушив до основания статуи Ленина и Калинина, всесоюзного нашего старосты, который когда-то приезжал в поселок и подарил нашему заводу какой-то старенький токарный станочек, на котором сам изволил в свое время трудиться. Именно в его честь и был назван наш электромеханический завод. На нем к началу перестройки трудились 5 тысяч заводчан. Теперь от завода почти ничего не осталось, всякие временщики, которые за бесценок скупили акции у трудящихся  в голодные девяностые, вывезли оттуда даже плитки пола в цехах, потому что они были сделаны из алюминия. И станочек всесоюзного старосты тоже сдали в металлолом...

Но я отвлеклась от темы, вернемся в 90-е, на главную площадь города.
Автобуса все не было, лысина Ильича сияла, как новенькая, занятия по очистке вождя мирового пролетариата продолжались, рабочие драили ему пиджачок... Погода портилась все больше и больше... Общественного транспорта я так и не дождалась, пришлось идти пешком...
С того времени прошло лет 15... И сейчас я думаю, что если уж в период полного развала Советов памятник так бережно сохранили, стоит ли разрушать его в наши дни, когда пионерский галстук и комсомольский значок стали раритетом. Коммунисты постарались вытравить из нашей памяти все то хорошее, что было в России до 1917 года, зачем нам повторять все это вновь.
 
Я совсем не сторонница коммунистических идей, просто жизнь у нас - одна, другой не будет... И в ней были и пионерские костры, и Ленин на главной площади...
Конечно, я не считаю, что этот памятник имеет большую историческую или художественную ценность. Хотя бы в силу своей огромной "растиражированности" по всей России - количество памятников Ленину можно было сравнить только с масштабом выпуска газеты "Известия" в советский период. Памятник Ленину стоит на месте нелепой гибели двух красноармейцев в 20-е годы, у которых взорвались боеприпасы, подробности не помню, к сожалению. Могилу позже перенесли ближе к музею, а на это место поставили памятник.
Конечно, если помечтать, что у Города достаточно денег, чтобы найти Ильичу более подходящее место, где были стачки, маевки и прочие революционные события... Впрочем, советская власть в наш Город пришла более-менее мирным путем...

Тогда на площади, например, можно бы было увековечить нашего земляка, купца Анфилатова, чье имя носила улица Советская до революции. Вот такой памятник был бы уникален.

Из цикла "Город моего детства"