Малая Катрафобия. Глава 2. Трусость Коперника

Евалмер
 
 Исторический факт, не подлежащий ревизии:
 Папа римский Павел III на протяжении ряда лет (с 1536 по 1542) уговаривал Николая Коперника (сначала через кардинала Шенберга, затем через профессора Георга Ретика) официально опубликовать (издать на деньги Ватикана книгу) его гелиоцентрическую систему мироздания.
 А Коперник (до самой смерти) пуще огня боялся именно публичного издания своей гелиоцентрической системы. Даже, не взирая, на покровительство всей римско-католической церкви.

 Коперник в научном трактате “Малый комментарий” для гелиоцентрической схемы расчета движений планет, в краткой форме изложил свою революционную теорию, лишь как математический метод, упрощающий громоздкие астрономические расчеты Птолемея. В 1533 году о новом методе расчетов стало известно римскому папе Клименту VII. а его преемник Павел III в 1536-м вознамерился ознакомиться с полной работой Коперника. Кардинал Шенберг направляет Копернику письмо с предложением папы опубликовать полный отчет о своих изысканиях. Коперник в весьма вежливой форме отказывает Папе, точно так же, как прежде, он под явно надуманным предлогом отказался от чести проведения реформы юлианского календаря. После этого, в 1540 году из Германии в Польшу к Копернику лично командируется Георг Ретик – профессор виттенбергского университета. Два года он пребывает в Польше, уговаривая Коперника издать его работу. Наконец в 1542 году Ретик возвращается в Германию, имея на руках копию рукописи польского астронома. С благословления Папы полное изложение теории Коперника публикует Андреас Осиандер, который и дал безымянной рукописи Коперника имя: “О вращении небесных сфер”. Кроме того, этот слуга господа снабдил рукопись анонимным предисловием, в котором пояснил, что изложенные гипотезы не нужно воспринимать как религиозные догматы и что они не обязательно являются истиной. В таком виде свою католически отредактированную книгу Коперник получил всего за несколько часов до смерти в 1543 году. Книга была не просто одобрена церковью, она была церковью издана, преодолевая упорство автора, этого издания не допустить. Коперник, в качестве комментария к своей книге писал папе Павлу III: “Если и найдутся какие-нибудь пустословы, которые, будучи, невеждами во всех математических науках, все-таки берутся о них судить и на основании какого-нибудь места Священного Писания, неверно понятого и извращенного для их цели, осмелятся порицать и преследовать это мое произведение, то я, ничуть не задерживаясь, могу пренебречь их суждением как легкомысленным”. Таким образом, опасался “порицания и преследования” упорствующий Николай Коперник явно не Папы римского. Опасался он другой, не менее могущественной, чем сонм апологетов всего католического мира, силы. И эта сила не замедлила себя проявить, лишь только увидала свет книга Коперника с полным изложением гелиоцентрической системы Мироздания. Самую первую и самую резкую критику на идеи гелиоцентризма обрушил не кто иной, как идеолог реформирования религии под розенкрейцеровские идеалы – Мартин Лютер, заявивший в адрес Коперника: “этот дурак хочет перевернуть вверх дном все искусство астрономии ”. Но только эти грубые и грозные слова прозвучали уже впустую. Коперник успел отдать свою душу под защиту самого Господа Бога.
Полвека спустя, когда стало вполне очевидно, что более простая схема Коперника дает в определении положения планет менее точный астрономический результат, чем, пусть и более громоздкая схема Птолемея, католическая Церковь начала довольно мягкое порицание гелиоцентрических идей своего протеже: Так Кристоф Клавий – человек ведавший делами науки при Святейшем престоле, счел, что “теория Коперника содержит много нелепых и ошибочных утверждений”. Не более того.
Сами же “нелепые и ошибочные утверждения” Коперника брался (при всемерной поддержке иезуитов) устранить Тихо Браге, путем создания собственной двуцентричной системы Мироздания.
По поводу трусости Коперника:
В свое время католическая Церковь предложила Региомонтану провести реформу юлианского календаря. Наивный астроном охотно согласился и тут же благополучно помер. Причем, довольно молодым, в возрасте 40 лет. Позже, аналогичное предложение от Папы римского последовало Копернику. Мудрый астроном отказался (под весьма надуманным предлогом, который поверг в недоумение людей знающих, типа Луиджи Лилио) от сомнительной чести стать реформатором календаря и благополучно дожил до 70 лет. Полагаю, что этого факта достаточно для понимания того, почему Коперник до предела оттягивал решение вопроса о полной публикации своей гелиоцентрической схемы, так упрощавшей церковникам их астрономические расчеты.


Ваши комментарии прошу направлять на