Караси на лугу

Николай Колдашов
    Это было в середине лета.  На утреннюю прогулку с Баксом, годовалым английским кокером-спаниелем, я отправился на прилегающий к дачному участку луг.  Длившийся более двух суток непрерывно моросящий мелкий дождик, прекратившийся лишь ночью, напоил землю водой настолько, что она уже не впитывалась, а большими и малыми лужами была разбросана по всему лугу. Стебли и листья высокорослых трав, облепленные тысячами капелек, склонились к самой земле и были не в состоянии выпрямится под их тяжестью.  Тяжёлые тёмные тучи медленно ползли по небу, закрывая синеву от горизонта до горизонта.  Луг, обычно наполненный голосами его обитателей, безмолвствовал.
    Наслаждаясь тишиной и прохладой, я медленно шёл по опушке леса к той части луга, где трава была выкошена, и шансов промокнуть было меньше.  Спущенный с поводка Бакс, с громким лаем метался по лугу.  В одно мгновение из красивой, пушистой с неимоверно большими ушами собаки он превратился в жалкий мокрый комочек, и ему часто приходилось отряхиваться.
    Я всегда с интересом смотрел, как проводит он эту процедуру.  Он останавливался, упирался слегка расставленными лапами в землю, чуть-чуть приседал на задние конечности, и его тело начинало содрогаться сначала у головы, а затем дрожь волной проходила по всему корпусу к хвосту.  Бесчисленные капельки воды, словно из лейки, обильно летели от него. Капли же со своих больших ушей и головы он удалял частым мотанием из стороны в сторону.  Зрелище было любопытное, оно наводило меня на размышления о том, как просто природа разрешила это вопрос у животных.
    Отряхнувшись, Бакс тут же вновь принимался бегать по мокрой траве и через какое-то время снова отряхивался.  Было видно, что всё это ему очень нравится.
    Я прошёл около сотни шагов, когда моё внимание привлекли две вороны.  Они кружились над одним местом посредине луга, внимательно смотрели вниз и каркали.  Иногда они, то одна, то другая, круто скользили вниз и над самой землёй резко взмывали вверх.  Такое поведение ворон меня заинтересовало, и я пошёл в их сторону.  Через некоторое время к двум воронам присоединилось ещё несколько особей, они вели себя так же, как и предыдущие. Бакс несколько раньше меня увидел ворон и с громким лаем уже бежал к ним.
    Увидев подбегающую к ним собаку, вороны поднялись чуть выше и уже оттуда стали пикировать к земле, но только, как мне показалось на собаку, пытаясь, видимо, запугать её.  Тактика ворон дала свой результат – Бакс, беспрерывно гавкал, переключал своё внимание на них, гоняясь то за одной, то за другой.
    И вот я стою у того места, которое так заинтересовало ворон.  Это огромная лужа посреди ложбины, слабо выраженной на местности.  Одним концом она упирается в небольшое озерцо на опушке леса, служащее для подпоя скота, а другим, который рассекает луг пополам, уходит к оврагу, ведшему к реке Лопасни.  Лужа была примерно метрах в четырёхстах от озерца.  С моим приближением вороны поднялись ещё выше, однако не улетали, продолжая кружиться над нею.
    Бакс с лаем начал бегать вокруг лужи.  Иногда он заходил в неё и внимательно вглядывался в воду. Я подошёл к нему и стал пристально смотреть в то место, куда глядел он.  У стебелька травы увидел торпедоносную спинку какой-то рыбёшки.  Она стояла у самой поверхности воды, еле шевеля плавниками.  Я медленно наклонился над ней, так же медленно поднёс руку и резким движением схватил её.  К моему удивлению, она даже не сделала ни одной попытки освободиться.
    Это был красивый карась, величиной с мою ладонь.  Он был настолько обессилен борьбой за выживание, что уже не мог шевелиться. Только его жабры, иногда приоткрывавшиеся, свидетельствовали о том, что он ещё жив.
    Набрав в целлофановый пакет воды, я опустил его туда.  Бакс же, находясь в это время рядом и уставившись в воду, заливался лаем.  Я подошёл к нему и увидел вторую рыбёшку.  Через какую-то минуту она уже была в моём пакете. Это был сородич первого карася, примерно таких  же размеров.
    Так мы с Баксом рыбачили минут десять.  Бакс угомонился – продолжал бегать вокруг лужи, но не лаял.  Положившись на него, я сделал вывод, что рыбы в луже больше нет.  Обследовав соседние лужи и убедившись, что в них тоже ничего нет, я отправился домой.  В моём пакете было семь карасей, все красные и совершенно одинаковые по размеру.
    Когда я показал свой улов домашним, добавив при этом, что поймал их всех на лугу, мне никто не поверил.  Пришлось рассказывать всё по порядку.  Все удивились и, конечно, полюбовались ими, а внуки, Кирюша и Владик, подержали даже в руках и единодушно решили отнести назад в родное озерцо, откуда мощный поток дождевой воды вынес их так далеко.  Согласившись, я отправился вместе с ними к озеру.  Мальчиков очень волновал вопрос: смогут ли караси, когда их отпустят, самостоятельно существовать, примут ли их сородичи и т.д.  И они сами себе давали ответ:
    «Смогут, конечно же, смогут!»
    И вот мы на месте.  После маленького совещания о том, как мы их будем отпускать в воду, по одному или всех сразу, остановились на последнем варианте.  Владик, младший внук, бережно взял пакет и вылил из него воду вместе с карасями в озерцо.  Караси какое-то время стайкой постояли у поверхности воды, а потом по одному скрылись в глубине.  Все до одного. Мальчики были рады, что всё так хорошо получилось.
    «Живите, рыбки, долго и будьте в следующий раз осторожны», - напутствовали мы их, возвращаясь, домой.