Записки Прогдиггера 67 Классицизм

Андрей Фко
Основная идея классицизма – хватит с нас этой вашей полифонии! На смену контрапункту пришел мелодизм. Так что, несмотря на обилие музыкальных гениев именно в эпоху классицизма (Моцарт, Гайдн, Бетховен), классицизм означал упрощение музыкального языка и опрощение музыкальных вкусов слушателей. Музыка из духовной сферы медленно переползала в чувственную: из пищи для души став десертом для ушей.

Тем не менее, наследуя "старому" барочному стилю, классицизм сохранял величие (трансформировавшееся в пафосность) и изысканность (обратившуюся в мелодическую изощренность). Первую скрипку в этом процессе превращения музыки в придворное развлечение играли венские композиторы, поскольку центр музыкальной мысли неумолимо смещался из Италии в сторону Центральной Европы.

В классицизме стали популярны новые инструментальные жанры – симфония (соответственно, расширяется обычный камерный оркестр, превращаясь в симфонический) и струнный квартет (окончательно оформившийся трудами великого Гайдна). Основным клавишным инструментом становится новоизобретенное фортепиано, вытиснившее и орган, и клавесин.

Чтобы не заострять на этом внимание в дальнейшем, стоит упомянуть, что на заре классицизма среди ведущих композиторов Европы фигурировало как минимум трое из пяти сыновей-композиторов И.С.Баха. Карл Филипп Эммануил числится одним из основателей классического стиля, а Иоганн Кристоф повлиял на становление и Моцарта, и Гайдна. Сыновья Баха были гораздо популярнее собственного отца, хотя их музыка значительно проще. Тем не менее, они действительно заслуживают внимания и звания великих композиторов.

Abel, Carl Friedrich (1723 - 1787)

Albrechtsberger, Johann Georg  (1736-1809) – учитель Бетховена, знаменитый необычными циклом – 6 концертов для варгана (Jewish harp) с оркестром.

Bach, Carl Philip Emmanuel (1714 - 1788)
Bach, Johann Christian (1735 - 1782)
Bach, Johann Christoph Friedrich (1732 - 1795)
Bach, Wilhelm Friedemann (1710 - 1784)
Bach, Wilhelm Friedrich Ernst (1759–1845)

BEETHOVEN, Ludwig van (1770 - 1827) – второй после Баха композитор по значению для всей истории классической музыки.

Benda, Franz (1709 - 1786)
Benda, Georg Anton (1722 - 1795)
Binder, Christlieb Sigmund  (1723 - 1789)
Boccherini, Luigi (1743 - 1805)
Bond, Capel (1730 - 1790)
Bortnyansky, Dmitro (1751-1825)

Boulogne, Joseph  (Chevalier de Saint-Georges, 1739-1799) – черный Моцарт, мулат, дуэлянт и весьма замечательный композитор.

Brixi, Frantisek Xaver (1732-1771)
Cartellieri, Antonio Casimir (1772-1807)
Cherubini, Luigi (1760 - 1842)
Cimarosa, Domenico (1749 - 1801)
Cirri, Giovanni Battista (1724 - 1808)
Clementi, Muzio (1752 - 1832)
Crusell, Henric (1775 - 1838)
Danzi, Franz Ignaz (1763 - 1826)
Du Phly, Jacques (1715 - 1789)
Dussek, Jan Ladislav (1760 - 1812)
Galuppi, Baldassare (1706 - 1785)
Garth, John (1721 – 1810)
Giordani, Tommaso (1730 - 1806)

HAYDN, Joseph (1732 - 1809) – учитель Бетховена, основоположник симфонизма и жанра струнного квартета. Автор изумительных органных и клавесинных концертов.

Hellendaal, Pieter (1721 - 1799)
Hummel, Johann Nepomuk (1778 - 1837)
Lombardini, Maddalena Laura  (1745 - 1818)
Mercadante, Giuseppe Saverio Raffaele (1795 - 1870)

Mozart, Leopold (1719 - 1787) – отец великого Вольфганга Моцарта. Был посредственным композитором, но сильным педагогом.

MOZART, Wolfgang Amadeus (1756 - 1791) – сын того самого Леопольда Моцарта (см. выше).

Nardini, Pietro (1722 - 1793)
Paisiello, Giovanni (1740 - 1816)
Rosetti, Antonio (1750 - 1792)
Rossini, Gioachino (1792 - 1868)

Salieri, Antonio (1750 - 1825) – великий отравитель. Пусть так, но благодаря ему, в таком случае, Моцарт написал "Реквием". И, благодаря ему же, Милош Форман снял свой гениальный фильм "Амадей". А на самом деле, Сальери был замечательным композитором, учителем Бетховена и Листа.

Soler, Antonio (1729-1783)
Spech, Janos (1767 - 1837)
Stanley, John (1712 - 1786)
Valeri, Gaetano (1760 - 1822)
Vanhal, Johann Baptist (1739 - 1813)
Viotti, Giovanni Battista (1755 - 1824)