Ящерка-артистка

Алексей Кожевников 3
      Как-то из Москвы в Полевской приехала съемочная группа киностудии "Центрнаучфильм". Трем сравнительно молодым членам ее предстояло снять для альманаха "Клуб кинопутешествий" страницу "В краю П.П. Бажова". Уже были запечатлены памятные места в Свердловске, Сысерти, на Марковом и Тальковом Камнях. А когда прибыли в Полевской, то оказалось, что кинопленки осталось мало. О поездке в села Мраморское и Косой Брод, на Зюзелку и Азов-гору нечего было и думать. Решили ограничиться съемками на горе Думной.
      Перед отъездом из Свердловска режиссер Татьяна Ивановна Постникова побывала у юннатов областного Дворца пионеров и выпросила у ребят трех ящериц. Как известно, именно облик ящерки принимала Медной горы Хозяйка. Двум пленницам удалось сбежать, и поэтому третью берегли как зеницу ока.
      На вершине Думной горы выбрали плоскую скалу, нависшую над рекой Полевой. Узнав, что в городском музее экспонируется макет сторожки, около которой мальчишки слушали захватывающие байки деда Слышко, Постникова отправила за ним машину.
      Дул осенний ветер. Из-за густых туч изредка выглядывало солнце, но оно не успевало нагреть скалы, что беспокоило ящерицу, а потому и нас.
      - Господи, хоть бы последняя не сбежала. Толя, придержи-ка ее, - обратилась режиссер к помощнику оператора Анатолию Николаевичу Сергееву, осторожно вынув ящерицу из стеклянной банки и посадив ее на ровную поверхность скалы.
      - Борис Федорович, приготовьтесь снимать эту красавицу.
      Но едва Сергеев зажал ее между большим и указательным пальцами и легонько прижал к камню, как ящерица отчаянно заскребла лапками и замотала головой из стороны в сторону. Татьяну Ивановну обуял страх:
      - Толя. ты же ее сейчас задушишь! - закричала она. - Алексей Николаевич, подержите вы...
      Мохов,суетясь вокруг нас с кинокамерой на плече, выбирал удачную позицию. Не отрывая ящерицы от камня, мы поменялись с Сергеевым местами. Я попытался удержать ее, не применяя усилий, но она тут же чуть было не воспользовалась этим. Пришлось и мне схватить ящерицу мертвой хваткой, что вконец рассердило режиссера:
      - Одно слово - мужики! Никакой нежности к слабым! Дайте, сама попробую. Борис Федорович, будьте начеку: как только уберу руку - тотчас снимайте.
      Я охотно уступил место Постниковой, продолжая глядеть на зеленую артистку.
      Татьяна Ивановна положила ее на ладошку, согрела своим дыханием и нежно гладя ей спинку, успокоила. Потом тихонько опустила ящерицу на искусственно декорированную площадку. Ящерица дернулась, пытаясь вырваться, но Постникова ласково проговорила:
      - Не спеши. Сейчас мы тебя отпустим.
      Та будто поверила режиссеру. Закрыла глаза и замерла. Татьяна Ивановна медленно отвела руку в сторону. Ящерка не шелохнулась.
      Теперь не выдержал оператор:
      - Ну, пошевелись же!.. Таня, сорвите травинку и подтолкните ее!
     Она так и поступила. Ящерица открыла глаза, повертела головой и медленно поползла. И в этот миг раздался вопль оператора:
      -Танюша, в кадре ваши руки!
      И съемку пришлось повторить. К счастью, ящерица убегать теперь не спешила, а медленно подкралась к краю обрыва, сползла по боковой поверхности скалы и скрылась под ней.
      Все удовлетворенно улыбались. А оператор, провожая ящерку взглядом кинокамеры, радовался, наверное, больше остальных участников съемки:
      - Хорошо!.. Молодец!.. Спасибо, милая!