Беларуские народные казки

Юрий Мурадов
Сказка про быка и его друзей

Пасся на лугу бык. Увидел он возле речки туман и напугался: подумал, что земля и вода горят. Задрал хвост и побежал. Встретился ему по дороге козел:
- Бык, куда бежишь?
- На край света.
- Зачем?
- У нас земля и вода горят. Боюсь, как бы мне не сгореть.
- Побегу и я с тобой.
- Беги.
Бегут они, а навстречу им поросенок:
- Куда бежите?
- На край света: у нас земля и вода горят. Боимся, чтоб и нам не сгореть.
- И я с вами побегу.
- Беги.
Бегут они втроем. Встречает их гусь:
- Куда бежите?
- На край света: у нас земля и вода горят. Боимся, чтоб и нам не сгореть.
- И я с вами побегу.
- Беги.
Бегут они вчетвером. Встречает их петух:
- Куда бежите?
- На край света: у нас земля и вода горят.
- И я с вами побегу.
- Беги.
Бежали, бежали, прибежали в лес. А тут и зима приходит. Бык говорит:
- Ну хватит бегать: зимой земля не загорится. Давайте будем дом делать да запасы на зиму готовить.
Поросенок говорит: - Мне дом не нужен: я выкопаю себе яму, наношу туда моху на подстилку, желудей для еды и буду зимовать. Мне и так тепло будет!
Козел говорит: - А я корою прокормлюсь, в дупле согреюсь.
- А ты, гусь? – спрашивает бык.
- У меня перья теплые, я клюв в них спрячу, так и перезимую.
- А ты, петух?
- А мне что, я под елкой перезимую.
Что делать? Взялся бык один хату делать. Наносил бревна, мох, сделал теплую хату и живет себе в ней безбедно.
Наступили морозы. Поросенок крутился, крутился в яме, не выдержал и пошел к быку: - Пусти, бык, в хату; очень холодно.
- Нет, - говорит бык, - не пущу: ты в мох закопаешься, тебе и так тепло будет!
- Если не пустишь, - говорит поросенок, - так я подкопаю пятаком фундамент – твой дом осядет, да еще тебя самого придавит.
Испугался бык: хочешь, не хочешь, нужно пускать поросенка в дом.
- Ну, хорошо, - говорит, - иди: вдвоем веселее будет.
На второй день приходит козел: - Пусти, бык, в избу.
- Зачем тебе изба: ты в дупле перезимуешь!
- Ну, если не пустишь, тогда я разгонюсь, стукну рогами в стену и пробью дырку: мороз зайдет в дом, холодно тебе будет.
Что делать быку – пустил козла.
- Хорошо, - говорит, - дом у меня не маленький: хватит места и троим.
На третий день приходит гусь:
- Бык, бык, пусти в дом погреться!
- Не пущу!
- Почему?
- У тебя перья теплые, ты в них клюв спрячешь, так и перезимуешь.
- Ну, если не пустишь, так я клювом всю крышу растягаю, тебе холодно будет.
Испугался бык – пустил и гуся.
На четвертый день приходит петух:
- Пусти, бык, в дом!
- Неужели тебе под елкой не тепло? – засмеялся бык, - Не пущу! У меня тесно.
- А если не пустишь, тогда я взлечу на гору и весь песок как сгребу: тепло с избы так и выйдет, и ты замерзнешь.
Испугался бык – пустил петуха. Живут они в хате впятером.
Идет медведь. Увидел избу.
- Кто тут живет?- спрашивает.
- Бык, козел, поросенок, гусь и петух, - отвечают с хаты.
- Пустите и меня погреться.
- Нет, не пустим. Ты нам не компания.
Медведь стукнул лапой в двери, проломил их и вошел в избу. Тут бык выставил рога и припер медведя к стене. А козел давай ему рогами в бок лупить, гусь в нос долбить. А петух взлетел на лавку и давай кричать: «Кудах-кудах! Куда-куда!» Еле живой выскочил из избы непрошеный гость – медведь.
Идет он по лесу встречает волка.
- Где был, сосед? – спрашивает у него волк. – Что ты такой хмурый?
- Ой, - говорит медведь не своим голосом, - попал я к страшным разбойникам. Один меня вилами к стене прижал – не повернуться. Другой рогатиной в бок тычет. Третий кишки клещами вытягивает. Четвертый спицей в нос колет. А пятый, в красной шапочке, сзади сабля кривая, на ногах шпоры, бегает по лавке, да все кричит: »Подайте, подайте его сюда!» Хорошо, что я сбежал, иначе не знаю, чтоб эти пятеро со мной сделали…
С этого часа больше ни медведь, ни волк в ту избу не заглядывали.


От краденого не поправишься

Было у одного человека два сына. Как они выросли, отец сказал:
- Пора, сыновья, за какую-нибудь работу браться. Кто из вас, чем хочет заняться?
Молчат сыновья, не знают, какую работу себе выбрать.
- Ну, тогда пойдем, - говорит отец, - по белу свету походим, поглядим, что люди делают.
Собрались и пошли. Идут так помаленьку, сыновья до всего приглядываются, думают, какую работу им выбрать. Подошли к одной деревне. Смотрят – стоит на конце деревни кузня. Зашли они в кузню. Поприветствовали кузнеца, поговорили. Старший сын взял молот в руки – помог кузнецу плуг выковать. И снова дальше пошли.
Подошли к другой деревне. Старший сын посмотрел в разные стороны: не видно кузни в этой деревне. Вот он и говорит отцу:
- А почему бы здесь кузню не поставить? Я мог бы за кузнеца остаться. Мне эта работа по душе.
Отец обрадовался: нашел, думает, старший сын себе занятие!
- Хорошо, - говорит, - будь кузнецом в этой деревне.
Поставил он сыну кузню, тот и начал кузнечным делом заниматься. Люди его хвалят, и сам он своей работой доволен.
А младший сын, сколько ни ходит, - никак не может работу выбрать. Идет он один раз с отцом возле луга. Видит – пасется на лугу вол. А деревня далековато и пастуха не видно.
- Не начать ли мне, отец, волов красть? – говорит сын. – Работа эта легкая и каждый день с мясом буду. Растолстею и сам, как вол.
- Кради, - говорит отец. – Потому я тебя вожу, чтоб ты себе какое-нибудь занятие выбрал.
Взял сын вола и погнал до дому. А отец говорит:
- Подожди меня в лесу – мне нужно еще в эту деревню заглянуть: там один мой знакомый живет…
Гонит парень вола да все оглядывается, как волк, не бежит ли кто за ним. Пока до лесу довел, сильно перетрусил. Подождал он в перелеске, пока отец вернулся, и погнали вола до избы. Зарезали дома вола, сняли шкуру и начали варить свежину. Наварили, отец говорит сыну:
- Вот что, сынок, давай снимем мерку и поглядим, кто из нас от этого вола поправится. Взял он шнурок, смерил шею себе и сыну и завязал узелки.
  Сели за стол. Отец ест спокойно, а сын все на дверь поглядывает: не идет, кто вола искать? Залает собака, пройдет или проедет кто – сын за мясо и в комнату прячется. А у самого руки, ноги дрожат.
И пошло так день за днем. Съели, наконец, того вола. Отец говорит сыну:
- А теперь давай шеи мерить: кто из нас поправился? Померили, у батьки шея вдвое потолстела, а у сына вдвое уменьшилась. Удивляется сын:
- Почему это так?
- Потому что ты ел краденого вола, - говорит отец.
- Так и ты ж краденого ел!
- Нет, я заплатил за вола хозяину его и ел, как своего. Поэтому я поправился. От краденого не поправишься.

Федор Набилкин и настоящие богатыри

Жил-был в одной деревне бобыль Федор Набилкин. Слабоват он был силой, зато имел голову с умом. Захотелось ему стать богатырем. «Чем я не богатырь? – думает про себя Федор. – И почему только дюжие могут быть богатырями?»
Сделал он себе полотняный шатер, седло, взял косу вместо меча, сел на свою полудохлую кобылку и поехал по миру. Ехал, ехал и доехал до большого города. Видит – стоит на дороге столб, а на нем разные объявления висят. Он вытащил из сумки карандаш и написал свое объявление, что в таком-то году, такого-то месяца, такого-то дня проехал через этот город могучий богатырь Федор Набилкин – сзади его не догонять, спереди не встречать, а вдалеке встать, шапку снять и поприветствовать. Прибил объявление к столбу и дальше поехал.
Тем временем по этой дороге ехал настоящий богатырь Дубовик. Прочитал объявление и удивляется: что за новый богатырь объявился в их царстве? Как же на него хоть поглядеть: сзади догонять запрещается, спереди встречать не дозволяется. Придется хоть издалека поклониться ему!
Дубовик три версты дал круга, вперед заехал, шапку снял и кричит:
- Добрый день, могучий богатырь Федор Набилкин! Хочу твоим младшим товарищем стать. Где скажешь мне ехать с тобой – сзади или спереди?
- Сзади едь! – ответил Федор.
Вернулся богатырь назад и поехал за ним.
Приехали на широкий зеленый луг. Федор Набилкин пустил свою кобылку паститься, а сам расставил шатер и лег спать. И Дубовик свой шатер расставил поодаль.
Назавтра встал Дубовик, начал меч точить на большом бруске. А Федор Набилкин, увидев это, давай свою косу точить на камне. Меч точится тихо: ших-ших, а коса – дзын-дзын об камень. Дубовик думает с завистью: «Ну и меч у этого богатыря! Звенит – не то, что мой».
Постояли они на лугу два дня, на третий Дубовик и говорит:
- Живет тут недалеко змей трехголовый. Зовет он кого-нибудь из богатырей на бой. Ты сам поедешь или меня пошлешь?
- Вот, - плюнул Федор Набилкин, - буду я об такую гадость руки пачкать! Поезжай ты!
Богатырь собрался и поехал. А Федор лег спать. Приезжает Дубовик к змею.
- Кто ты? – спрашивает змей. – Не сам ли Федор Набилкин? Знаю я про тебя, - говорят, объявление висит, что новый могучий богатырь в этом царстве завелся.
Видит Дубовик: змей сильно боится нового богатыря Федора Набилкина. Он и отвечает ему: - Да, сам Федор Набилкин.
- Ну что ж, Федор Набилкин, будем биться или мириться?
- Нет, нечистая сила, не для того ехал сюда сам Федор Набилкин, чтоб мириться, а для того, чтоб биться!
Выхватил богатырь Дубовик свой острый меч и отсек змею все три головы. Две головы в траве затоптал, а третью на меч посадил и везет показать своему старшему товарищу. Приехал и спрашивает:
- Где скажешь змеиную голову положить?
- Кинь в куст! – махнул рукой Федор Набилкин.
Тем временем возле того города проезжал богатырь Горавик. Увидел объявление и удивился: Эге, вот с кем было бы хорошо встретиться! Поехал он по следам и приехал на широкий зеленый луг. Издалека поклонился Федору Набилкину и говорит:
- Не примешь ли меня, могучий богатырь, за товарища?
- Хорошо. Ставь свой шатер.
Поставил свой шатер и Горавик.
Назавтра Горавик говорит Набилкину:
- Объявился в нашем крае поганый змей с шестью головами. Так ты сам поедешь биться с ним или меня пошлешь?
- Вот, - плюнул Федор Набилкин, - буду я об такую дрянь руки пачкать! Поезжай ты!
Поехал Горавик, отсек все шесть голов змею и одну привез напоказ.
- Где скажешь голову положить? – спрашивает у Федора Набилкина.
- Кинь в куст гадость такую!
Пошла большая слава про богатыря Федора Набилкина. Дошла весть и до девятиголового змея. Вызывает он Федора Набилкина на бой.
Хотел Федор и на этот раз кого-нибудь из своих младших товарищей послать, да те отказались.
- Мы уже, - говорят, - ездили, теперь твоя очередь, да и змей по твоей силе попался, нам с ним не справиться.
Ничего не сделаешь: нужно ехать. Собрался Набилкин, сел на свою дохлую кобылку и поехал. А змей ждал, ждал Федора Набилкина, не дождался – сам к нему вышел. Встретились они на полдороге. Как увидел Федор Набилкин перед собой страшилище девятиголовое, испугался, да как мог, ходу назад! Змей за ним.
Сбился Федор с ровной дороги, попал на глухую. А эта дорога вела в топкое болото. Летел, летел он по глухой дороге, да и заскочил в топь. Змей, не разглядев дороги, тоже туда бухнулся – одни головы торчат. Федор Набилкин легкий был, выскочил сразу, а змей так и засел там, как корень. Огляделся Федор Набилкин – сильно сидит змей в долоте, не повернется. Схватил он меч змея, поднял кое-как и давай страшилищу головы отсекать. Отсек все девять голов, тяжелый меч в болото втоптал, а сам пошел назад пешком: кобылку свою из топи вытянуть никак не смог. Пришел на луг и кричит:
- Эй, молодцы! Сейчас же идите в топкое болото, приведите моего богатырского коня. Я там с поганым змеем воевал, все девять голов ему снял.
Пошли богатыри на топкое болото, глядят – и правда: валяются в болоте все девять змеиных голов!
- Вот же, - говорят, - здоровяк! Это же диво: втоптал поганого змея в топь, и все головы отсек ему! И чем? Глядеть не на что: не меч, а коса какая - то, да и только.
Взял Горавик кобылку под мышку и принес хозяину.
Еще большая слава пошла про могучего богатыря Федора Набилкина. Прослышал про него сам царь Храпун. Захотелось ему иметь при себе славного богатыря, который девятиголового змея одолел. Послал ему приглашение.
Заявился Федор Набилкин во дворец. Царь подарил ему дорогое одеяние, дал лучшие покои во дворце, приставил к нему слуг и повара. Живет Федор припеваючи.
Прошел год, другой, на третий выступил против царя Храпуна злой и грозный соседний царь Хапун. Собрал он такое войско, что взглядом не окинешь.
Стал он с войском возле столицы Храпуна и послал ему послание: вызываю тебя на бой!
Испугался царь Храпун, спрашивает у Федора Набилкина: - Что делать? Победит меня царь Хапун…
- Не победит! – отвечает Федор Набилкин. – Не переживай, батюшка, иди спать, я сам буду воевать.
Царь сладко зевнул и пошел спать, а Федор приказал, чтоб все портные, швеи, плотники, столяры явились в столицу, каждый со своим инструментом. И мастера со всего царства явились в столицу – плотники с топорами, портные с иголками, столяры с пилами, швеи с шилами. Вышел Федор Набилкин к ним и говорит:
- За три дня сделайте мне семь полков деревянного войска!
- Хорошо, - сказали мастера, - сделаем!
Когда войско было готово, Федор Набилкин приказал:
- Выставить все деревянное войско ночью за городом!
Так и сделали. А настоящее войско он спрятал в кустах.
Проснулся утром царь Хапун, видит – стоят напротив семь полков войска царя Храпуна: значит, пора войну начинать.
Целый день стреляли солдаты царя Хапуна в солдат царя Храпуна. Весь порох спалили, все патроны потратили, а никого не убили. Удивляется царь Хапун: не заколдованное ли войско выставил царь Храпун?
Тем временем Федор Набилкин дал команду пускать в дело настоящее войско. Вышли его солдаты из кустов, и давай стрелять по войску царя Хапуна. Стреляли, стреляли – все войско перебили, а самого Хапуна в плен захватили.
Разбудил царя Храпуна Федор Набилкин и говорит:
- Что скажешь, батюшка, с пленным делать?
Протер царь очи, видит, стоит перед ним связанный Хапун. Обрадовался царь.
- В пушку его, - говорит, - зарядить и выстрелить в ту сторону, откуда пришел.
Так и сделали.
Поехал царь за город, поглядел – все вражье войско лежит, а его солдаты все живы и здоровы.
- Как это тебе удалось? – спрашивает царь у Федора Набилкина. – У Хапуна ж силы в три раза больше было…
- Я, - говорит Федор, - воюю не силой, а умом.
Поставил тогда царь Набилкина самым главным начальником над войском, а сам пошел спать. Спал он теперь спокойно, потому как никто из соседних царей и не думал идти на него войной.