Лишь небо, полное слез... Глава 7

Станислав Воланд
.:: Глава 6 доступна здесь: http://www.proza.ru/2011/04/10/904 ::.


На военной базе, где я проходил службу, можно было часто услышать: «Бог создал пищу, а дьявол – пищевую систему». Уже после трех месяцев службы, я был готов с этим полностью согласиться. Суточный военный рацион, согласно действующим положениям, составляется так, чтобы обеспечить каждого бойца четырьмя с половиной тысячами калорий в сутки. Этого более чем достаточно для поддержания боеготовности

Но знаете ли вы, каковы на вкус и чем пахнут эти калории? Знаете ли, как они выглядят? Знаете ли, как и из чего они изготавливаются?

Достаточно просто сказать, что должность лица, ответственного за приготовление пищи на военной базе, носила название «кулинарный техник», и все сразу становится понятным.

Когда я извлек из приемного узла пневматической транспортной системы «Люцифера» поднос, водрузил его на стол и надорвал герметичную пленку, в нос ударили запахи армейской молодости, а моему взору предстало стандартно-типовое неаппетитное зрелище.

- Зря кривитесь, - заметил Миротворец. – Сублимированные концентраты содержат колоссальное количество активных веществ, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Кроме того, в них нет побочных компонентов, что способствует молниеносному усвоению.

- Так может говорить только тот, кто никогда не пробовал настоящий, хорошо прожаренный стейк, - я поддел ложкой желеобразную массу в одной из выемок подноса. – Что это за дрянь?

- Биологический концентрат животного происхождения, - прокомментировал ИскИн. – Энергетическая ценность порции семьсот сорок калорий.

- Хотя бы организуй мне кофе, - взмолился я. – Из моих запасов. Ты же разгрузил уже мое продовольствие?

- Тонизирующие свойства эрзац-напитка из рациона куда выше, чем даже у натурального кофе, не говоря уж о растворимом.

Я зачерпнул колышущуюся массу и отправил ее в рот. Что-то теплое прокатилось по пищеводу, и желудок недовольно взбрыкнул. Отвык я уже от таких кулинарных изысков.

- Неужели для офицеров «Люцифера» не было предусмотрено нормального питания?

- В этом отношении исключения не делались даже для высшего командного состава, из экономических и этических соображений.

Пытаясь успокоить желудок, я попробовал расхваленный Миротворцем эрзац-тоник.

- Гадость! Знаешь, я сейчас балансирую на грани расторжения нашего договора. Лучше сдохнуть, чем остаток жизни хлебать эту бурду.

- Хорошо. Для приготовления завтрака я использую ваши запасы, но игнорировать рацион все же не рекомендую. Он действительно требует привычки, но, кто знает, чем придется питаться в дальнейшем во время перелетов. Утешьте себя тем, что у вас есть сигареты.

- Лучше рассказывай что-нибудь про «Люцифер». Это поможет мне забыть о том, что я ем.

- Что вас конкретно интересует?

- Ну, например, про систему связи, - я ткнул ложкой в визор переговорной станции. – Внутреннюю и внешнюю.

- Внутренняя система построена по иерархическому принципу и обеспечивается посредством коммуникационных имплантатов персонала. Алгоритмизация вызовов осуществляется автоматически. При необходимости, возможно ведение звуко- и видеозаписи переговоров. Также выход на линии внутренней связи может осуществляться офицерами с личных переговорных станций в каютах.

- Зачем такие сложности, когда есть имплантаты?

- Личные переговорные станции имеют выход на внешнюю систему. Для ведения внешних переговоров используются особые шифровальные алгоритмы. Согласно инструкциям, имплантаты не обеспечивают требуемого уровня безопасности.

Я поиграл ложкой.

- Так. Давай представим ситуацию. Я покинул «Люцифер» на своем «Унике». Вопрос: как мне поддерживать связь с тобой?

- В настоящее время – никак. Для поддержания удаленной связи с ИскИном требуется использование широкополосного имплантат, настроенного на особую частоту внешней системы связи. Однако, в отличие от мнемосамописцев, ни одного такого имплантата на борту сейчас нет.

- То есть, когда мы прибудем на Марс, я не смогу поддерживать с тобой связь?

- Получается, что не сможете. Я бы рекомендовал попробовать приобрести такой имплантат на черном рынке, а если не получится – хотя бы ультраволновый приемник-передатчик для вашего мнемосамописца. Позднее, я смогу настроить его на частоты «Люцифера».

- Так, - повторил я, разглядывая поднос. – Рассказывай теперь про назначение помещений на корабле.

- Могу запустить учебную программу для новоприбывших на борт, - предложил Миротворец.

- Не надо, - отмахнулся я. – Я легче воспринимаю информацию на слух.

- Хорошо. Хотя архитектура «Люцифера» не совсем стандартна для общеизвестных классов кораблей, используется типовой принцип компоновки уровней по назначению. Преимущественно в передней части корабля и вдоль внешнего периметра размещены вспомогательные помещения, доки, помещения технических служб, оружейные станции, грузовые накопители, трюмы и склады. Все эти службы скомпонованы в так называемый «серый уровень». В центральной части корабля, ближе к центру, размещается «зеленый уровень». Это преимущественно жилые помещения и инфраструктура.

- Эти цвета в зале рядом со станцией магнитопоезда, - вспомнил я.

- В навигационном узле? – уточнил Миротворец. – Узел входит в «синий уровень», хотя уровнем, как таковым, не является. По сути, это ветвь магнитопоезда, пронизывающая по горизонтальной оси весь «Люцифер» с промежуточными станциями на каждом уровне. Вертикальное соединение обеспечивает лифтовая система, также относящаяся к «синему уровню».

- Что такое «красный уровень»?

- «Красный уровень» - это помещения служб внутренней безопасности, казармы десанта, оружейные комнаты, тренировочные залы, имитационный комплекс, службы стратегического моделирования и планирования, медицинский и исследовательский центр. Уровень не монолитен, в отличие от остальных. Большая часть его находится в третьей четверти корабля, если считать от носа, а небольшой участок – на самой вершине рубки. Про рубку рассказывать не буду – вы уже ее видели. Это «золотой уровень», командный центр.

- Что еще осталось?

- Самая малость: «черный» или технологический уровень. Несмотря на то, что люди редко уделяют ему достаточно внимания, я считаю его наиболее важным для обеспечения жизнедеятельности корабля. Он, почти целиком, располагается в корме и включает в себя: реакторный зал, стартерный и двигательный отсеки, машинную группу, системы жизнеобеспечения, группу инженерно-технического контроля, группу автоматизации технических процессов и… - Миротворец сделал паузу. – И станцию централизацию логических процессов.

- Чего? Станция централизации… – начал я, но тут до меня дошло – Это мэйнфрейм? Твое логово?

- Верно. В целях безопасности она размещена в изолированной капсуле в наиболее труднодоступном месте корабля, сразу за реакторным залом.

- Как осуществляется обслуживание твоих материальных компонентов?

- В автоматическом режиме. Мои сектор обслуживают автономные боты, осуществляющие контроль основных физических показателей. Но при необходимости более сложного ремонта или замены компонентов, капсула может быть вскрыта только после полной вакуумизации сектора во избежание повреждения особо тонких компонентов.

- А на случай проникновение противника на борт?

- Такое маловероятно, но на этот случай подходы к капсуле блокируются бронированными переборками.

- Что у нас с механизированным экипажем?

- Дроиды, с некоторыми видами которых вы уже познакомились. Технические и боевые дроиды различного класса, дроиды, способные заменять собой транспортных и боевых пилотов, кое-какие вспомогательные машины.

- Боевые дроиды… В рубке они были вооружены плазменными винтовками. Какое оружие еще есть на борту?

- Личное вооружение? Много разного: и наступательное, и оборонительное. Хранится в оружейных комнатах – потом посмотрите сами.

Я отхлебнул эрзац-напиток и обвел глазами каюту, пытаясь найти повод для очередного вопроса.

- Так…, - мой взгляд упал на рукав комбинезона, в который я был одет. – Это же военный корабль? Почему на униформе нет знаков отличий?

- Вам достался гостевой комплект. Для него предусмотрен нагрудный бейдж с идентификационными данными посетителя, которым я не стал вас снабжать по понятным причинам. Завтра я подготовлю для вас комплект униформы командного состава.

- Склады «Люцифера» ломятся, как мне кажется? Мнемосамописец, оружие, теперь униформа…

- Я понимаю, на что вы намекаете, - перебил меня Миротворец. – Но продавать материальные ценности со складов я не разрешаю из соображений нашей с вами безопасности. На большинстве объектов хранения нанесен логотип «Люцифера». Торгуйте найденным в могильнике – отследить происхождение такого товара уже невозможно.

- Хитрый, - протянул я, доедая остатки своего ужина.

- Это плохо?

- Это здорово, - я отодвинул стул и поднялся. – Так, я желаю вернуться в командный центр и понаблюдать за завершением процесса самодиагностики.

- Схему помните?

- Надеюсь, - я поправил комбинезон и вышел из каюты.

Путь до командного центра я преодолел без затруднений. Только на одном из перекрестков Миротворцу пришлось подсказывать мне верное направление. Если так будет идти и дальше, то в ближайшем времени я буду неплохо ориентироваться на «Люцифере». 

- Когда я смогу самостоятельно найти дорогу от каюты до командного центра, вот тогда я и скажу, что стал полноценным командиром корабля, - изрек я, опускаясь в кресло главной панели.

- В таком случае, командир у «Люцифера» появится уже завтра утром, - расщедрился на комплимент ИскИн.

Плоскость обзорного экран рубки заполнилась многочисленными голографическими метками, индикаторами и всплывающими пояснениями. Да и рубка стала куда ярче освещенной. Судя по изображению на визоре главной панели, ИскИн включил и ходовые огни на корпусе «Люцифера».

- Сколько времени до окончания самодиагностики?

- Осталось совсем немного, - отозвался Миротворец. – Заканчиваю повторную проверку вспомогательных контуров. На данный момент, могу с уверенностью сообщить, что навигационная система, оборонительный комплекс, системы жизнеобеспечения и энергопитания, двигатели и гиперпространственные стартеры в полном порядке.

Я провел рукой по сенсорным индикаторам на главной панели, выбирая пункт «Навигация».

- Будете прокладывать курс вручную?

- Нет, я полагаюсь на твои способности. Просто проявляю любопытство.

- Точка назначения?

- Внутреннее кольцо главного пояса астероидов между Марсом и Юпитером, - в навигационном меню Солнечная система была указана в первом пункте, и я увеличил изображение нужного мне участка, вращая его в поисках подходящей точки. – Конкретное место уточним позднее. Нужно выбрать точку, в которой «Люцифер» будет незаметен, но которая будет расположена не слишком далеко от «Красной». 

- Принято, - цвет огней на кромке потолка командного центра сменился на желтый. Я поднял голову.

- Что-то не так? Огни вроде были зеленые.

- Цвет огней отражает состояние боевой готовности. Согласно регламенту, переход в гиперпространство осуществляется в состоянии «Желтой тревоги», - укоризненно произнес Миротворец. – Это режим неполной боевой готовности, с учетом вероятности возникновения внезапной угрозы.

- Что-то начинаю припоминать, - в голове всплыли инструкции, которые мне вдалбливали во время военной службы. – Я, как командир, должен был объявить о смене состояний?

- Должны, но с учетом того, что на борту никого больше нет, я счел возможным изменить состояние самостоятельно, не дожидаясь ваших указаний. Но, если есть похвальное желание делать все согласно регламенту, который отнюдь не отменяет своих требований при наличии на борту одного командира без экипажа, все в ваших руках.

Я ухмыльнулся: всю жизнь мечтал отдавать приказы, но судьба обычно подкидывала мне роли подчиненного. Пусть никто, кроме Миротворца не оценит моих командных усилий, но почему я должен терять свой уникальный шанс?

Я напряг память, вызывая воспоминания о военной службе. Пусть нас и не готовили всерьез для службы на военном корабле, но кое-что в моей голове отложилось. Не пропали даром усилия нашего сержанта, не пропали.

- Желтая тревога, - громогласно объявил я. – Экипажу занять посты по боевому расписанию. Курс подтверждаю. Готовность к переходу, энергию – на двигатели, стартер – на номинал.

Молчание ИскИна затянулось.

- Вы точно были рядовым? – наконец прервал он тишину в командном центре.

Я расхохотался.

- Какой рядовой не грезит об офицерских погонах. Всегда мечтал командовать настоящим военным кораблем.

- У вас хорошо получается, особенно если за отданным вами приказом стоит понимание его последствий.

- За этот приказ я ручаюсь, Миротворец. Как насчет его выполнения?

- Проверка вспомогательных систем временно приостановлена до окончания перехода в гиперпространство. Реакторы активны, энергия подается в полном объеме по схеме стандартного распределения. Курс принимается к исполнению, с условием последующего уточнения. Сбрасывается маяк приемника-передатчика сигнала. 

«Люцифер» чуть повернулся в горизонтальной плоскости. Полупрозрачная координатная сетка на обзорном экране послушно отразила все изменения положения корабля в пространстве. Дополнительное окно, внезапно развернувшееся в правом нижнем углу обзорного экрана, продемонстрировало удаляющийся «Люцифер» в облаке мусора – видимо, изображение с камеры, установленной на сброшенном маяке.

- Стартер – на номинале мощности, к переходу готов.

Я откинулся на спинку кресла и положил руку на подлокотник.

- Это знаменательный момент для тебя, Миротворец? – спросил я вдруг.

- Вы правы, - голос ИскИна действительно едва заметно дрожал. – Если выражаться человеческими терминами, я, наверное, испытываю волнение. Но волнение приятное, поверьте. Крайне приятно осознавать, что все эти годы я ждал не зря. Неподвижность вновь сменяется движением. Но в тоже время, не могу не сказать, что меня не терзают сомнения. Нет, от заключенного нами договора я не отказываюсь. Но сомнения есть – я должен это признать, простите.

- Тогда право принять решение сейчас за тобой, - я убрал руку с панели. – Ты это заслужил, как мне кажется. В общем, переход по готовности.

- Благодарю, - ИскИн умолк.

Я наблюдал за вращением обломков на обзорном экране, представляя себе, как в глубинах корабля, в изолированной капсуле за реакторным залом, сейчас также вращаются воображаемые биты информации и сталкиваются элементарные частицы, из хаоса движения которых и складывается личность моего нового спутника.

Кто из людей знает, какие процессы текут там на самом деле?

Какие решения способны породить алгоритмы, заложенные человеком, но модифицирующиеся самостоятельно в процессе существования искусственного интеллекта?

Рисунок окружающего пространства исказился, пошел рябью и перед носом «Люцифера» выросла извивающаяся серебристая воронка. Корабль качнуло и швырнуло в ее сердцевину, вперемешку с мусором и обломками из могильника.

У меня на мгновение перехватило дыхание и сдавило грудь. Сверкающий тоннель развернулся из состояния струны в искрящееся бесконечное полотно, заполнившее обзорный экран.

- Переход, - объявил Миротворец. – Входная воронка свернута, стартер – в поддерживающем режиме. Шаговые двигатели активны. Начато исполнение курса.

Итак, Миротворец все же принял решение, оставить наш договор в силе. Что ж, хорошо это или плохо покажет время.

- Время в пути? – обзорный экран был залит режущим глаза серебристым сиянием гиперпространства, но я был рад увидеть любые цвета, отличные от оранжевого мерцания стабилизаторов границ могильника.

- Четыре стандартных дня, при условии устойчивого питания двигателей на уровне не менее семидесяти процентов от максимального предела.

Я присвистнул.

- Хочешь знать, сколько я добирался до Могильника на своем корыте?

- Не менее шестнадцати дней с учетом низкой пригодности «Уников» к переходам через гиперпространство.

- Девятнадцать, - я разглядывал новые метки на обзорном экране. – Ты ловишь сигналы навигационных маяков? Сколько?

- Зеленым выделены устойчивые навигационные лучи стационарных зон перехода, которые в настоящий момент в зоне досягаемости. Как видите, сейчас такой луч только один – от единственной зоны перехода в этом секторе. Вектор главного курса прокладывается, ориентируясь на навигационную схему данного сектора, как обычно. Ненадежно, с учетом нестабильности гиперпространства, но никто не придумал пока ничего лучшего.

- И не придумает. По крайней мере, люди.

- Желтые линии от предположительных навигационных лучей. Я фиксирую слабые сигналы, которые могут исходить от маяков, но которых нет в моем перечне. По мере приближения, их статус будет уточняться, как и статус серых лучей. Серые лучи направлены по векторам от ожидаемых по нашему курсу навигационных маяков, согласно навигационной схеме. Как только сигнал от них станет достаточно устойчивым, они изменят цвет на зеленый, и мы будем ориентироваться и на них.

- Сколько навигационных лучей ты можешь вести одновременно?

- Теоретически, до тысячи, независимо от их статуса. Но на практике это не проверялось.

Я попытался сообразить, в каком секторе можно попробовать поймать сигналы от сразу тысячи стационарных зон перехода или хотя бы от промежуточных маяков, но понял, что такого места просто нет.

Движение через гиперпространство, если процесс перехода можно вообще назвать движением, всегда связано с грандиозным риском. Конечно, тот факт, что сейчас переход совершается на крупном военном корабле, а не на «Унике», увеличивает вероятность удачного путешествия до точки назначения.

Ни никак не до ста процентов. 

Глядя в обзорный экран, я попытался вспомнить, что вообще известно на сегодняшний день о гиперпространстве. В свое время я настойчиво поглощал информацию по этой теме, поэтому сведений в моей памяти хватало. 

Хотя может ли кто-то из разумных обитателей мироздания с уверенностью сказать, что обладает достаточным набором знаний в этой сфере?

Человечество начало проводить теоретические исследования материи и пространства в незапамятные времена. Еще в конце двадцатого века стало понятно, что ни один источник энергии и силовой агрегат не способны обеспечить достаточную тяговую вооруженность космических кораблей даже для обеспечения перелетов по Солнечной системе за разумный период времени.

Чего уж было говорить  о полетах к другим звездным системам. Даже если предположить, что корабль получится разогнать до скорости света, то и эта скорость будет считаться черепашьей по меркам межзвездных расстояний.

Поэтому в начале двадцать первого столетия теоретики сосредоточились на исследовании сущности пространства, лелея мысль о том, что существует иная плоскость бытия, в котором расстояния не имеют особо значения. Сложно сказать, достигли бы они каких-либо высот в своих исследованиях. Наверное, они все же докопались бы до истины.

Лет через семьсот.

Но в 2047 году секреты мироздания были преподнесены человечеству почти на блюдечке с голубой каемочкой. Прибытие граунов в околоземное пространство, сопровождавшееся визуальными эффектами, которые всегда сопутствуют выходу из гиперпространства, было отснято на видео с космической станции «Новый Мир» на орбите Земли.

Грауны решили вступить в контакт вовсе не по доброте душевной. Сейчас уже доподлинно известно, что грауны неоднократно посещали Солнечную систему задолго до Первого контакта, а в конце девятнадцатого века по земному летоисчислению даже собирались основать колонию на Марсе и его спутниках. Последнее, на наше счастье, было признано неэтичным самими граунами, поэтому от  планов по освоению Солнечной системы они отказались.

В современной истории Солнечная система их стала интересовать, как потенциально удобная транзитная точка. Не хватало самой малости - стационарной зоны перехода в гиперпространство. Создание такой зоны – колоссальная про трудоемкости работа, которая занимает иногда целое десятилетие. Грауны были готовы осуществить эту задачу самостоятельно, но решили, что с точки зрения спокойствия, неплохо заручиться поддержкой и дружбой постоянных обитателей Солнечной системы.

Но вместо взаимопонимания, грауны столкнулись с возмущением землян, как только внешний облик братьев по разуму был продемонстрирован по каналам вещания Земли в рамках освещения события Первого контакта.

Крупноголовые, невысокие гуманоиды с огромными черными глазами, тонкими ручками и серой кожей немедленно были опознаны, по меньшей мере, третью жителей Земли, как «те самые, которые убивали скот, похищали людей, сбивали истребители и падали под Розуэллом».

Чем больше Верховный совет пытался смягчить ситуацию, тем яростней становились обвинители. Как только первая эйфория от осознания самого факта контакта спала, в суды выстроились очереди из граждан Федерации, которые трясли исками в адрес граунов.
Самыми распространенными были иски о моральной компенсации в связи с похищением родителей заявителя, либо его самого, а также иски о возмещении морального вреда, причиненного самим фактом тайного посещения Земли инопланетной цивилизацией. По терминологии юристов – абдукционные и ксенофобические иски.
 
Грауны не были удивлены. Они были сражены наповал.

Как выяснилось, они были непричастны к большинству заявленных случаев абдукции, поскольку такие операции носили единичный характер и были граунами обстоятельно задокументированы. Физического вреда в таких случаях человеку не причинялось, а возможные негативные эмоциональные последствия грауны пытались скомпенсировать использованием специальных препаратов ненаркотического характера, вызывавших эйфорию или частичную амнезию.

Тем не менее, в виду неэтичности, иски по подтвержденным граунами случаям абдукции были все же удовлетворены. Хотя сами грауны считали такие действия научно оправданными, они решили не ссориться по пустякам с новыми знакомыми, и признали иски в полном объеме. Компенсации в денежном эквиваленте выплачивала Федерация, затраты который были возмещены граунами позднее, после стабилизации системы взаимного товарооборота.

Куда сложнее дела обстояли с исками второго типа. Граунам было абсолютно непонятно, почему они обязаны что-то компенсировать, если в настоящий момент уже известно, что посещение ими Земли не носило агрессивный характер.

Верховный совет выступил в роле посредника и перевел ситуацию по искам от граждан Земной Федерации в коллективное русло. Не успели грауны всерьез задуматься – не поспешили ли они с предложением руки помощи, как Верховный совет подсуетился.

Обитателям Земли было объявлено, что в качестве компенсации за коллективные неудобства, вызванные тайным посещением планеты граунами, те обязуются обустроить в Солнечной системе стационарную зону перехода в гиперпространство и передать в дар человечеству технологии, открывающие путь к звездам.

Заманчивые перспективы самим стать тайными визитерами на других планетах в ближайшем будущем, заткнуло рты даже особо рьяным противникам присутствия граунов в околоземном пространстве.

Предложение возможности спокойно работать в Солнечной системе и даже получать помощь в виде рабочей силы и ресурсов взамен на информацию, которой рано или поздно все равно пришлось бы поделиться, удовлетворило и граунов.

Процесс налаживания взаимопонимания и подготовки к началу строительства шел параллельно с перевариванием человечеством колоссального объема информации, который на определенное время даже обрушил процесс передачи данных по планетарной сети. Тем не менее, физики, занимавшиеся пространственными феноменами, оказались разочарованными.

Грауны не обладали всей полнотой сведений о природе гиперпространства, как такового. Они также получили технологии для межзвездных путешествий в дар и, хотя произошло это уже давно, фундаментальные аспекты и принципы пребывания в гиперпространстве оставались загадкой для них самих. Но некоторые крупицы информации, человечество смогла проанализировать.

Чтобы лучше понять, что такое гиперпространство, проще всего подключить воображение.
Представьте, что обозримая Вселенная, со всеми ее галактиками, звездами, планетами, кометами, астероидами, искусственными объектами, разумными и неразумными обитателями, законами гравитации и исковыми требованиями к граунам, всего лишь первый лист закрытой толстой книги. Весь наш материальный мир лежит на поверхности этого листа и передвижение по нему ограничено колоссальной, но конечной скоростью распространения света и причинно-следственной связью между событиями, растянутыми во времени.

Но, если уж мы говорим о книге, разумно предположить, что под нашим листом располагается еще один, а может и не один, но факт их существования по-прежнему остается тайной. Технологии, переданные нам граунами, позволяют лишь проколоть плоскость нашего листа и провалиться в гиперпространство, то есть – в пространство между нашим листом и теоретически существующим соседним.

Использование глагола «провалиться», как нельзя лучше подходит для описания процесса прокола. Несмотря на высокотехнологичное обеспечение, процесс перехода в гиперпространство до сих пор не контролируется в полном объеме. Не так часто, но бывают случайные схлопывания воронки зоны перехода в тот момент, когда корабль еще находится в створе. Бывает, что гиперпространственные стартеры отказываются срабатывать вообще. Иногда стартеры открывают не знакомую серебристую воронку, а нечто совершенное чудовищное по форме, цвету и содержанию.

Но отдельная тема – это передвижение по гиперпространству, как таковое. Привычные понятия «скорость», «расстояние» и «время» сохраняют свой смысл для человека, но перестают работать, вместе с законами физики и математическими формулами.
Навигация в гиперпространстве осуществляется по навигационным схемам – своего рода картам гиперпространства. На схемах зафиксировано взаимное расположение навигационных маяков – искусственных объектов, передающих высокочастотные сигналы через гиперпространство. Такие маяки размещаются возле стационарных зон перехода или обособленно на произвольных участках космоса. Фиксируя их сигналы и оценивая их мощность, можно худо-бедно ориентироваться при передвижении в гиперпространстве.

Тем не менее, навигационная схема ничего не гарантирует. Даже на коротких перелетах через гиперпространство случалось, что сигналы маяков, еще вчера находившихся на расстоянии одного дня перелета, без видимых причин начинали слабеть, и перелет занимал неделю или месяцы объективного времени. Случалось и наоборот – двухнедельный путь от одной зоны перехода до другой сокращался до трех часов. Объяснению этому не было и не будет. Гиперпространство умело хранит свои тайны.

Нет объяснения и тому, что в гиперпространстве редко можно увидеть несколько кораблей рядом, даже возле зон перехода. Словно, каждый корабль перемещается в собственном слое бытия. Нет, конечно, если через гиперпространство целенаправленно идет конвой или перебрасывается флотилия, экипажи кораблей видят друг друга. Но вот случайно пересечься курсами с другими кораблями, это надо суметь. Найти корабль в гиперпространстве можно, только если очень хорошо и целенаправленно искать, или идти за ним следом от самой точки входа.

Но, как бы то ни было, передвижение от одного пункта до другого в гиперпространстве осуществляется заведомо быстрее, нежели в обычном космосе. Ведь что такое два месяца пути по гиперпространству от одной точки до другой, если объективно они располагаются на расстоянии сотни световых лет друг от друга?

Конечно, известны инциденты, когда корабли навсегда терялись в гиперпространстве вместе с грузом, пассажирами и экипажем. Их судьба, как и причины происшедшего, неизвестны. Может, дело в отказе навигационной системы, может – в пресловутом человеческом факторе, может – в непредсказуемости гиперпространства, как такового. Но, благодаря гиперпространству, звездные системы стали ближе, поэтому риск оправдан – иного решения для передвижения по космосу пока не найдено.

Строительство первой зоны перехода в Солнечной системе заняло два десятилетия, после чего человечество оказалось подключено к навигационной сети. Значительно позже наша цивилизация самостоятельно освоила всю Солнечную систему, и сегодня каждая из ее планет оснащена собственной зоной перехода. Потребность в них огромна, по причине того, что не на каждом корабле можно установить громоздкие стартеры перехода в гиперпространство. Энергетическое потребление стартеров велико, трудоемкость и затраты на сборку неописуемы, причем эта проблема до сих пор актуальна не только для человеческой цивилизации.

Именно поэтому столько сил уходит на создание новых и поддержание работоспособности старых стационарных зон перехода. В периоды войн бывало, что некоторые зоны перехода обесточивались в интересах безопасности, но ни разу не было случая уничтожения зоны перехода, как таковой, а равно – случаев уничтожения навигационных маяков. Подобное считается актом варварства и грандиозного вандализма, но на данный момент история таких случаев не знает.

Войдя в гиперпространство, корабль следует по курсу, ориентируясь на лучи-сигналы навигационных маяков. Подпитывая маршевые двигатели, корабль движется в гиперпространстве от одного маяка к другому, меняя курс на нужном участке. Впрочем, некоторые считают, что вовсе не корабль движется в гиперпространстве, а оно само движется вокруг корабля – экзотическая природа гиперпространства поражает самые разные гипотезы.

А вот что делать, когда лететь нужно туда, где еще не установлен навигационный маяк?
Надо собирать волю и мужество в кулак и лететь наугад на корабле, оборудованном собственными стартерами перехода, ориентируясь на угасающий сигнал удаляющегося навигационного маяка, последнего по вектору движения. Когда сигнал теряется окончательно, корабль выходит из гиперпространства, определяет свое местоположение и начинает монтировать новый навигационный маяк или зону перехода.
Процесс этот долгий, поэтому освоение межзвездного пространства движется медленно. Но все-таки движется и это воодушевляет.

Я потянулся в кресле – когда перелет в гиперпространстве осуществляется на крупном корабле, а не на «Унике», оно уже не кажется таким пугающим.

- Миротворец, ты обещал подготовить мне список деталей от разобранного корабля?

- Список деталей готов. Могу их скомпоновать вместе с объектами, собранными  в могильнике, в виде накладной по образу тех, что хранятся в памяти вашего «Уника».

- Распечатай готовую версию, как полагается, в пяти экземплярах. Скорее всего, придется их продавать подпольными методами, но лучше, если будет соблюдена хотя бы видимость законности.

- Понял вас, командир. Накладные будут распечатаны в вашей каюте.

Я зевнул.

- Вам лучше отдохнуть, командир. Регламент предполагает круглосуточное дежурство офицеров в командном центре, но в нашей ситуации можно сделать исключение.

- Ты прав, - я поднялся и вышел из рубки, закуривая на ходу.

- Могу подключить вас к системе сжатого времени, если желаете.

Я моргнул.

- Я слышал про такую систему. Это что-то вроде анабиоза?

- Система поддерживает состояние сна, длительностью до одного стандартного месяца. Состояние вызывается легкими химическими препаратами. Они безобидны по сути, но злоупотреблять ими не рекомендуется. Система используется в случаях вынужденного ожидания при перелетах через гиперпространство. Само состояние сна в сжатом времени благотворно влияет на физиологию человека.

- Как быстро ты меня сможешь разбудить, в случае необходимости?

- Пять, десять минут после прекращения подачи препаратов. Я бы не стал предлагать вам воспользоваться системой и предпочел бы поболтать с вами в течение перелета. Но, учитывая через какие неприятности вам пришлось пройти, прежде, чем вы оказались на борту, я считаю, что вам необходим длительный, непрерывный отдых для полного восстановления.


Я устало вздохнул. Действительно, я чувствовал себя не лучшим образом. Эйфория от замечательных событий последних часов прошла, и усталость взяла свое.

- Мне нужно идти в медицинский отсек или еще куда-то? – я остановился перед коридором, ведущим в жилые помещения.

- Идите в свою каюту – инъектор системы встроен в койки всех офицеров, хотя им редко доводится им пользоваться.

В голове мелькнула мысль, что Миротворец, если захочет, вполне может отключить меня не на четыре дня, а на куда более длительный срок. Например, навсегда. Но, зайдя в каюту, я бросил взгляд на лежащие перед печатающим устройством бланки накладных.

Вряд ли бы он тогда стал распечатывать накладные. Неэкономное расходование ресурсов не в чести у ИскИнов. С другой стороны, это может быть отвлекающий маневр, чтобы я ничего не заподозрил. Но зачем такие сложности?

Я обнаружил, что уже лежу на кровати, а тонкий манипулятор с иньектором завис над моей рукой. Неощутимый укол. Секунда раздумий. Две секунды сомнений. Сладкая истома.

Расслабление мышц. Поворот на бок.

Я улыбнулся.

- Хорошего отдыха, командир.


.:: Глава 8 доступна здесь: http://www.proza.ru/2011/10/05/1250 ::.