Массандровский дворец

Татьяна Ульянина-Васта
Можно ли обмануть судьбу?
Об одной такой попытке….
      Архитектура не нагромождение материалов, как иногда кажется. Это музыка, душа, дух, это нечто большее — так это часто представляется  человеку.
      После присоединения Крыма к России в 1783 году императрица Екатерина II жаловала землей офицеров и солдат Балаклавского греческого батальона. Так в  1834 году польский магнат граф Лев Потоцкий  приобрел участок земли, в который входила крымская деревенька  под названием  Массандра. Дочерью Льва была заложен здесь дом, но строительство его так и не было завершено, со временем Потоцким пришлось расстаться с этим участком, перепродав его вышедшему на пенсию в сорок семь лет герою Кавказа генералу Семену Воронцову. Блестящий русский род, бравший начало от Ивана Калиты, в лице своего выдающегося потомка стал владельцем и освоителем этих земель. В 1870 году архитектору М. А. Бушару, французу по происхождению, светлейший князь Воронцов  заказал проект нового дворца пожелав воздвигнуть в Крыму  французский  замок эпохи позднего Возрождения. Архитектурный проект разрабатывался десять лет. Когда началось строительство архитектор переехал в Массандру  и на месте решал все вопросы, возникавшие во время строительства. В Крыму возрождался дух  долины царственной Луары, которым проникнуты  замки Ланже,  Шамбор, Шенонсо  с характерными  средневековыми башнями, крутыми островерхими крышами, затейливыми мансардами. Строительство велось споро и успешно, уже через полтора года к  середине 1881 года дворец был подведен под крышу.
       Но тут случилось непредвиденное. В конце ноября неожиданно скончался архитектор Бушар, а вскоре и сам заказчик, С.М. Воронцов. Семён Михайлович был последним в своём роду, и на нем род прекратил свое существование, но дабы Россия не лишилась такой знатной фамилии указом 1882 племяннику  Воронцова — графу  Павлу Андреевичу Шувалову разрешено было именоваться светлейшим князем Воронцовым-Шуваловым  А недостроенное дядей строение молодой отпрыск, не воспылав к замыслу дяди интересом,  бросил незаконченным. Работы остановились. Несколько лет стоял высоко в горах недостроенный дворец, превращаясь в живописные руины,  привлекая внимание своей оригинальной архитектурой, но и попутно обрастая слухами о фатальной символике строения построенного по аналогам замка Ричарда Львиное Сердце, Версаля и других  роковых форм.
       Презрев такие слухи в  1889 году Массандровское имение Воронцовых, вместе с недостроенным дворцом, приобрело для императора Александра III Удельное ведомство и поручило завершение работ архитектору М.Е. Месмахеру, а также его постоянному помощнику О.Е. Вегенеру. Император Александр III был страстным почитателем картин, графики, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры. Посему посчитал достойным  завершить дело начатое Воронцовым и воплотить на русских землях архитектуру эпохи Европейского Возрождения.
        Однако 17 октября 1888 года царский поезд, идущий с юга, потерпел крушение у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми; но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела, при крушении обвалилась крыша вагона; Александр, имевший богатырское сложение и недюжинную силу, удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь. Это происшествие, давшее страшное сотрясение государю при падении, положило начало болезни почек, плохой работе сердца и  Александра отправили в Крым, в Ливадию. 20 октября 1894 года, в 2 часа 15 минут пополудни, Александр скончался.
          Так несмотря на то, что дворец называется в честь Александра III, императору так и не удалось посетить завершенный замок. После этого слава дворца стала еще более печальной. Со смертью Александра III Массандровский дворец как бы потерял своего хозяина. Вдова Александра III Императрица Мария Федоровна жила в Малом Ливадийском дворце, в котором умер ее любимый супруг, и не хотела его покидать.
         Когда семья Николая II встала перед необходимостью расширения своих апартаментов в Крыму в виду небольших форм дворца Наследника и обветшания Большого Ливадийского дворца, резиденции Александра II, то императрица Александра Фёдоровна воспротивилась переселяться с царской семьей во дворец Александра III, законченный строительством  в 1902 году, в даже видоизмененном Месмахером  архитектурном решении без готического образа, но  имеющем для знати России дурную славу.
        В 1904 году царском указом Большой Ливадийский Дворец  был снесён и в  1911 году, в рекордно короткие сроки — менее чем за полтора года, на месте старого здания из белого инкерманского камня был построен новый, удивительный по красоте дворец, в стиле раннего итальянского Возрождения по проекту ялтинского архитектора Н. П. Краснова.
        Однако судьба не благоволила  к милостью божьей самодержцам России. Этот замок семейство Николая II  посетило дважды осенью  в 1911 и 1913 годах, и дважды весной –  в 1912 и 1914 годах.