Будете носить, пока не сядете...

Елена Гвозденко
Мое описание базара было бы неполным, ограничься я перипетиями брачного танца продавца и покупателя. Базар конца 90-х, начала нулевых – особенный мир, мир поиска себя наиболее активными людьми того времени. Как пьянило ощущение собственной свободы, ощущение ответственности за выбор, который мы делали ежедневно. Для многих знакомых базар стал образом жизни, самой жизнью. Здесь, в пылу каждодневных страстей, расходились и сходились новые пары, здесь умирали и воспитывали детей, здесь предавали и спасали, все это на миру, с шуткой, сообща. Иначе просто не выжить. А сколько смешных историй выслушала маленькая площадь уездного городка, историй, рожденных самой жизнью.

 «Будете носить, пока не сядете»

Субботняя торговля в соседнем райцентре – святое дело святое, без этих выездов, я давно бы разорилась. Выручка одного выездного дня сопоставима с недельной выручкой стационарной точки. Мою «шпионскую лавку» в посёлке ждали с нетерпением, такого ассортимента всех этих женских штучек местные дамы не могли приобрести больше ни у кого. Но самым покупаемым товаром были очки для зрения, которые приобрести можно было только у меня.  Иногда в райцентр приезжали и мои конкуренты, но то ли цены покупателей не вполне устраивали, то ли весьма скудный ассортимент, но вскоре подобных желающих не осталось. Ассортимент я всегда набирала с русским размахом, даже линзы с большими диоптриями привозила, хотя торговцы-кочевники очень не любят подобный товар - прибыль с него минимальная, а проблем с толстыми стеклами при транспортировке много.


В поселок я всегда приезжала с продавщицей, когда и мы вдвоем не справлялись, за прилавок приходилось ставить водителя. За более чем десятилетний опыт предпринимательства, мне приходилось пользоваться услугами очень большого количества продавцов, некоторые из них позже начали собственное дело. Иногда приходилось работать с целым коллективом. Днём торговля, вечерами тренинги с продавцами в собственной квартире, по ночам штудирование известных психологов и наработка собственных методик, напряжённое время.

Одна из продавщиц проявляла особое рвение, наблюдая за моими презентациями. Я редко кому доверяла подбор оптики, понимая всю ответственность этой работы. В райцентре, куда мы приезжали по субботам, окулистом подрабатывала фельдшер. Жители поселка рассказывали, что она подбирала им очки «по возрасту».

- Это как? 

- Да просто. Прихожу я к ней, она меня спрашивает, сколько мне лет. А потом выписывает рецепт.

- Быть такого не может. Она что, и линзы вам не подбирала? Вы таблицу читали у нее?

- Какую таблицу? Она больше ничего не спрашивала, только возраст и сразу выписывала рецепт.

Теперь представьте, с какими рецептами эти люди приходили. С одним мужчиной мы промучились около часа. Ему выписали очки «-2», это очки для коррекции близорукости. Мы перебрали уже не только «пограничные», но и дошли до довольно серьезных линз, пока я, наконец, не заметила, что он в очках норовит рассмотреть линии своей ладони. Горе-окулист перепутала «-« и «+».  А однажды ко мне подошла совсем старенькая бабушка и протянула рецепт, где были выписаны очки «+9». Это очень большие линзы, такое нарушение встречается крайне редко. Но женщина подошла без очков, вдаль она прекрасно видела, такого просто не могло быть. Клиетнтка поведала, что совсем не может носить очки, которые ей выписали, сильно болит голова. Оказалось, что её зрение корректировалось всего лишь линзами "+2". Стоило порадоваться за нее, ведь перебор на семь диоптрий мог закончиться и инсультом…

Субботняя базарная площадь маленького райцентра. К палатке, увешанной париками и бусами, окружённой женщинами, робко, подходит мужчина средних лет. Мы определились с диоптриями, осталось выбрать модель. Но тут меня отвлекли клиентки, и к обслуживанию подключилась продавщица.

Внезапно я замечаю, что мужчина выглядит весьма растеряно, даже испуганно - дрожащие руки, багровые пятна на лице.

- Это очень хорошие очки. Будете носить, пока не сядете, - упорно повторяла продавщица, решив подчеркнуть прочность выбранной модели.


События происходили в 90-е годы, в маленьком райцентре, где из способов честно заработать деньги, остался лишь базар и подсобное хозяйство. Так что наверняка, в багаже каждого селянина имелись неблаговидные поступки. Фраза «пока не сядете» ввергла мужчину в ступор, он лихорадочно пытался сообразить, откуда мы что-то про него знаем. Пришлось спасать ситуацию.

Ещё одна клиентка, пожилая пенсионерка, которой просто необходимы «золотые» очки. Специально для подобного рода покупателей я возила довольно китчевые модели в золоченых оправах. Начинаем подбирать линзы, и оказывается, что у бабушки стопроцентное зрение. В ответ на мой недоуменный вопрос, пенсионерка заявила, что без очков не уйдёт с базара,все соседки щеголяют в подобных. А в предыдущую субботу "золото для носа" приобрел и супруг. Мои уговоры про испорченное зрение кокетливая селянка выслушала с презрительной улыбкой. К счастью, в сумке с товаром, случайно оказалась коробка с солнцезащитными очками, сезон которых давно прошел, а уговорить  женщину довольствоваться просто защитой от солнца, было делом техники.