мгновения судьбы. на охоте и после. 1, 2

Наиль Мустафин 2
На охоте  и  после.

--- 1---

Солнце, уставшее греть влажную землю, начало опускаться на ночлег. В кустах, возле маленького озера спрятались четверо мужчин и держат наготове свои ружья. Вот на озеро начали  спускаться утки. Охотники открыли стрельбу. Несколько уток упало в озеро, несколько на противоположный открытый берег озера. Остальные утки с криком поднялись в воздух и улетели. Стрельба прекратилась. Охотник, стоявший ближе других к закутку озера, за которым начиналось открытое пространство берега, вдруг выбежал из своего укрытия, обогнул закуток озера и начал на противоположном берегу собирать отстрелянных уток. В это время в воздухе показалась новая стая уток. Один их охотников, что оставался в кустах закричал.
- Мулюк! Выходи на эту сторону! Под выстрелы лезешь ведь, старший сын своей матери! Головная боль своей матери!
- Не бойся, товарищ Фатих, сейчас на свое место встану. – ответил Мулюк ,и побежал к своему укрытию. Только успел спрятаться, как утки стали спускаться на озеро. Охотники начали стрельбу. Половина стаи было отстреляно, другая половина вновь поднялась на крыло и полетела искать новое озеро для отдыха.
Начало смеркаться. Фатих вышел из укрытия и крикнул.
- Довольно, молодцы. Идемте уток собирать. Скоро будет совсем темно, плохо видно будет. Я и Мулюк пойдем на тот берег. А вот как взять тех уток, что упали в озеро.
Мулюк побежал на тот берег. Абдулла и Сафа подошли к Фатиху. Абдулла, шутя, сказал.
- Мы с Сафой не боимся холодной воды. А ты как? Хватит смелости в холодную воду залезть?
Фатих ответил.
- О чем ты говоришь? Ведь я же рассказывал, что даже зимой в Агидели купался. Не верите что ли?
Сафа тоже поддержал шутку Абдуллы.
- Рассказывать рассказывал, но не показывал. Я не верю.
- Ну, раз так, тогда смотрите. – разгорячился Фатих, начиная раздеваться. – А вы костер разведите. Нечего на меня глазеть.– и раздевшись, полез в озеро.
Сафа полез в кусты собирать сушняк. Абдулла выбрал сухое место, развязал походный мешок, взял оттуда большой платок и расстелил на земле. На платок вытащил из мешка хлеб, соль, вареные яйца, холодное жареное мясо и две пол-литровые бутылки водки, а к ним еще четыре стакана.
Мулюк стал помогать Фатиху, подбирая уток, которых Фатих кидал на берег, и складывал их в мешок.
Сафа принес охапку сухих веток, бросил возле Абдуллы и сказал:
- Разведи костер. Я еще дров принесу .– и вновь ушел в кусты.
Когда он принес вторую охапку веток, костер уже горел и были приспособлены рогатины, чтобы подвешивать ведро.
Фатих начал выходить из воды. Сафа пошел к озеру и стал над ним подсмеиваться.
- Что ты так быстро выходишь? Товарищ Фатих. Я уже думал, что ты до самого утра в воде  пробудешь. Или вода очень теплая?
- Не очень теплая, но терпеть можно. Солнце успело воду чуть согреть. – ответил Фатих, но оказавшись на берегу, стал заметно дрожать.
- А-а-б-б-ау! На воздухе оказывается холодно. Хв-а-атит смеяться. Дайте скорее то, что изнутри согревает. – и вприпрыжку побежал к костру.
Абдулла уже ждал его со стаканом водки в руке.
- Выпей скорее, сразу согреешься.– сказал он, давая стакан Фатиху. Сафа и Мулюк подошли к костру, принесли одежду Фатиха. Сафа взял шерстяной свитер и начал им растирать тело Фатиха, когда тот выпил водку. Абдулла взял кусок мяса и положил в рот Фатиха.
- Ешь, ешь. Вот так. А сейчас быстрее одевайся. Хватит тебе, Сафа. Кожу ему сожжешь .– и, взяв одежду с земли, начал давать Фатиху, который торопливо оделся и, встав ближе к костру, стал греть руки.
Через минуту он радостно закричал.
- Согрелся, согрелся старший сын вашей матери! Ну, вы и дали! Хитростью меня искупаться заставили. Ну и хитрецы!
- Так мы ведь шутя с тобой говорили. Ты сам шутку не понял. – улыбнулся Сафа.
- Ладно, ладно. Я не в обиде. Стоя на одном месте все тело одеревенело. А сейчас чувствую себя так, словно заново родился. Мулюк! Много ли уток мы собрали?
- Пол мешка, товарищ Фатих. -  вышел к свету Мулюк и, улыбаясь, засунул руку в мешок. Чуть помедлив, вытащил из мешка общипанную сырую курицу, поднял тушку над головой. – Одна из уток уже раздеться успела, товарищ Фатих. Наверное, проведала, что мы проголодались. – засмеялся Мулюк.
- Твои выходки, Мулюк, смешны как утюг. Такие же тупые. Кто же на охоту сырую курицу берет? – обозлился Сафа.
- Правильно сделал. – заступился Фатих, – столько времени ушло бы, чтобы уток ощипать. А так нужно только ведро с водой. Где ведро?  - и стал смотреть вокруг.
Абдулла взял ведро и побежал к озеру. Через минуту вернулся и повесил ведро с водой на перекладину, устроенную над костром.
- Мулюк, давай сюда курицу. Пусть пока варится. А мы пока домашними гостинцами побалуемся. Садитесь вокруг стола. Земля здесь сухая, не бойтесь – и первым занял место у расстеленного платка. Мулюк положил курицу в ведро и присел рядом с Абдуллой. Сафа и Фатих тоже приземлились к платку. Абдулла налил в стакан водку и взял слово.
- За удачно начатую охоту, друзья. Если и утром будет такая удача, то нам не придется краснеть перед сельчанами. Давайте пропустим за удачную охоту. – и чокнул своим стаканом по стаканам друзей.
Сказав: «За удачную охоту», - все осушили свои стаканы. Принялись кушать холодную закуску: мясо, яйца, хлеб с солью.
Первым заговорил Сафа.
- Слушай, Мулюк! Почему ты из укрытия выбегаешь, под выстрелы лезешь? Уток пугаешь, ладно, но ведь свою голову пожалей. Ведь сказано было, до конца отстрела из укрытия не выходить.
- Чего боишься? Пока не было птиц, хотел собрать подстреленных. Чтобы не затерялись. Да ничего со мной не будет, не бойся. – улыбаясь, ответил Мулюк.
- Ты так не говори .– вмешался Фатих. – Мало что ли случаев, когда охотники попадали под выстрелы. Будь впредь осторожнее. Слушай нас, если голову хочешь уберечь.
- Ладно, ладно. Отстаньте вы от меня. Больше не буду. Давайте о чем-нибудь другом поговорим.
- У Мулюка поступки, что игра мышки с кошкой. – посмеялся Сафа.
- Ладно. Понял, наверное, - сказал Фатих ,– Сафа, ты лучше расскажи, как к севу подготовились. Как жизнь идет в вашем селе?
- Слава Аллаху! В селе все семьи крепко на ноги встали. В последние годы и зерновые хороший урожай давали, и сено с соломой с избытком собирали. Колхозные стада выросли. Не совру, если скажу, что в масле с медом катаемся. К нынешнему севу все готово. Люди работают с настроением. Понимают, что ключи от счастья в собственных руках.
- Если так, то хорошо. Вот ведь как оно вышло. А помните? Как вы не верили в колхозное дело? Но я верил в ваше трудолюбие и упорство. Правильно решил, что вас в председатели колхозов предложил. Бравыми молодцами вы оказались. Ну, а как ваши собственные семьи поживают?
- Моя семья и Мулюка семья в полном благополучии. И жены наши ,и дети- живы и здоровы. В личном хозяйстве и коров, и овец, и птиц держим. И пищей, и одеждой обеспечены. Дети в школе учатся, растут. – довольно сказал Сафа.
А почему Абдула молчит? – спросил Фатих.
- Пить, есть и одеться у нас есть, товарищ Фатих. Шесть дочерей подрастают. Старательные. Живут, помогая друг другу. Без матери все домашние дела сами выполняют.
- Да. Я слышал про твое горе. Что же случилось с твоей женой?
- Очень уж внезапно от нас ушла. Сердечный приступ за один день свалил ее. Осенью, когда мы собрали богатый урожай и радовались богатой, счастливой жизни, судьба еще раз вывернула на изнанку и показала свою черную сторону. Э-э-х! судьба уж наша такая! Похожа на сутки Природы. После даже теплого солнечного дня все равно приходит темная ночь.
- Ладно. Ты больно не горюй. – стал успокаивать Фатих.- У тебя ведь друзья есть. Подобно этому костру они и ночью будут помогать тебе. И дети твои, какое бы тяжелое время не было, будут освещать твой жизненный путь. Сам ты трудолюбивый. Если есть желание, мы тебе самую красивую девушку сосватаем. Только скажи.
- Не нужно. Об этом думать пока нет времени. Колхозная работа ни минуты покоя не дает.
Смеясь, Мулюк встрял в разговор.
- Ничего! Раз у тебя  времени нет, мы сами сыщем тебе самую красивую девушку. Даже если сам не захочешь. Мы тебя все равно женим. По тебе видно, что сил у тебя достаточно, чтобы сделать сыновей.
Сафа почему-то рассердился.
- Слова Мулюка смешны. Не слушай его .– сказал он.
- Почему, Сафа? – спросил Фатих. – конечно Мулюк говорит шутя. Но ведь правда, что Абдулла всегда мечтал о сыне. Вот немного придет в себя, забудет про свое горе и о девушках вспомнит. Природа все равно берет верх. Без любви человек не живет. Найдется девушка, которая совьет гнездо в его сердце. Это уже точно.
- А твоя семья как поживает? Товарищ Фатих!  Спросил Сафа.
- Черное с белым смешано. Жена взяла дочку и к отцу ушла. Боится. Ведь целыми неделями по району болтаюсь. Все надоедала, чтобы работу сменил. Я не послушался. Вот она и ушла. Нет. Мы не развелись. Еще вернется.
Сафа открыл вторую бутылку. Разлил по стаканам.
- Держите-ка. Скоро и курица сварится. Ты, Мулюк, не забудь посолить. – сказал он.
Мулюк взял щепотку соли с платка и кинул в ведро. Фатих взял слово.
- За хорошую жизнь в будущем. Ну, давайте согреемся. – Мужчины чокнулись стаканами и выпили.




--- 2 ---

Ночь начинает светлеть. Мужчины лежат, подстелив под себя прошлогоднюю сухую траву, возле догорающего костра. Первым просыпается Фатих. Встает и идет к озеру. Умывшись, возвращается к костру и начинает будить друзей ,расталкивая.
- Вставайте, вставайте, засони. Скоро утки прилетят. Вставайте. Уже слышны крики птиц.
Охотники встали. Пробежались к озеру и умылись. Тем временем Фатих залил костер.
- Пусть не дымит. Птиц распугает. Соберите вещи. Пойдем занимать вчерашние места. –распорядился он.
- Туман опускается. Трудно будет стрелять.– сказал Абдулла, осматриваясь по сторонам.
Мулюк улыбаясь, вставил свое слово.
- Зато и уткам трудно будет нас увидеть. Утренняя охота должна быть удачной. Это я вам говорю, друзья!
- Заранее не загадывай, удачи не будет. – перебил его Сафа.
Охотники собрали свои вещи и скрылись в кустарнике. Вскоре послышался голос Фатиха.
- Все заняли свои места?
- Сам в кустах, ружье в руках! – отозвался Мулюк.
- На месте. – крикнул Сафа.
- Я тоже готов .– ответил Абдулла.
Пришлось ждать не долго. Вскоре первые утки стали садиться на озеро. Началась стрельба. Когда остаток стаи улетел, стрельба прекратилась.
- Не выходите из укрытия. Еще птицы летят. Без моего разрешения не смейте выходить. Не дай Господь, друг в друга попадем. – предупредил Фатих.
Все стихло. Через несколько минут новая стая уток начала опускаться на озеро. Опять началась стрельба. Когда стрельба начала стихать, появился ветерок, который начал поднимать туман вверх. Стрельба прекратилась.
Фатих крикнул.
- Не стреляйте. Выходите собирать уток. – и первым вышел на открытое место. Сафа и Абдулла подошли к нему.
- Эй, Мулюк, ты где? Заснул что ли? – позвал Сафа.
Ответа не было. Тишина стояла вокруг. Появился новый порыв ветра и унес  туман с поверхности озера, словно открыл занавес на сцене  театра.
- Смотрите туда. – вскрикнул Абдулла. – На том берегу Мулюк на земле лежит. Что он там делает?
Ни слова больше не говоря, охотники побежали, огибая закуток, на противоположный  берег озера.
Мулюк лежал без сознания. Фатих встал на колени. Приложил ухо к груди Мулюка.
- Живой. Старший сын своей матери, головная боль своей матери! Вот ведь человек, так  и не понял слов. В голову попало. Возле уха.
- Дело сотворил Мулюк, головой залез он в пух .– горько пошутил Сафа. – Смотрите. В руке утку держит, и этой уткой голову защитить решил. Придурок! Не успеет, видишь ли. Что мы твоей жене скажем? Как на ее глаза покажемся?
- Не кричи Сафа. – остановил его Абдулла. – Он все равно не слышит. Без памяти лежит.
Мулюк зашевелился, простонал. Открыл глаза.
- Аб-а-а-у! Голова болит! Что с моей головой? – проговорил он.
- Непослушную козу волки съедают. Ты словно эта коза, Мулюк! Почему залез под выстрелы? – закричал Сафа.
Мулюк попытался встать, но опять повалился на землю.
- Вот оно что! Вот ведь. Не думал я, что так выйдет. Прости меня Сафа, брат мой. – заплакал Мулюк. – Голова болит ведь!
- Что мы смотрим, мужики? Нужно быстрее в село его, нужно фельдшеру показать. Соберите скорее подстрелянных уток и пойдем, – распорядился Фатих. – Из озера собирать не будем. Время дорого. А утиное мясо ему для выздоровления пригодиться.
Мужчины бегом начали собирать уток. Сложив их в мешок, подошли к Мулюку.
Фатих предложил.
- Понесем его на руках, по очереди. – И сам поднял с земли Мулюка, осторожно зашагал от озера.
Абдулла и Сафа подобрали все вещи, и пошли за Фатихом, который разговаривал, как будто сам с собой.
- Хорошо еще, что ты не тяжелый. Боль утихла что ли? Ой, кажется, опять сознание потерял.



--- 3 ---

Двор перед крыльцом дома Мулюка. Вокруг крыльца стоит народ. Встав на крыльцо, Фатих говорит.
- Беда вот так приходит, вдруг. Когда человек слово понять не желает. С вечера его еще предупреждали, чтобы не выходил со своего места. Так нет. «Ничего со мной не будет», - лишь посмеялся он. Вот тебе и «не будет»! Хорошо еще, что вечером тумана не было. Я успел увидеть его, когда он под мое ружье влез. Чуть не выстрелил  в него. А утром из-за тумана ничего не было видно. И неслышно было, как он на тот берег убежал. Хоть крикнул бы нам. Мы бы не стали стрелять. А теперь не столько на свою голову, сколько на наши головы беду свалил. Сейчас не знаем, как в глаза вам смотреть.
- Не ломай голову, товарищ Фатих. – вышел вперед Сабыр-бабай, – Я его с детских лет знаю. Моей сестренки ведь сын. Всегда был таким торопыгой. Постоянно совал голову, куда не надо. Сейчас сколько ни говори, а судьбу назад не повернешь. Пусть только выздоравливает.
На крыльцо из дома вышел фельдшер. Это мужчина средних лет. Сафа вышел чуть вперед, к крыльцу, и спросил.
- Как его дела? Рана не очень тяжелая?
Фельдшер поставил сумку на крыльцо, поправил очки.
- Простите товарищи. Моих сил недостаточно, что бы лечить эту рану. Дробь пробила кость, задела мозг. Произошло кровоизлияние в голову. Выживет, если только боль выдержит, если у него сил хватит. Пока я ему обезболивающий укол сделал. Если нужно будет, еще приеду. Только так могу помочь.
На крыльцо вышел милиционер.
- Товарищи. Перед женой, матерью и фельдшером я обо всем расспросил раненого. После укола, когда боль стихла. Он сам все рассказал. Не послушавшись товарищей  - охотников, сам залез под выстрелы. Товарищи его не видели за туманом. Поэтому я вам объявляю, что их вины тут нет. И на бумаге написал, что виновен сам пострадавший и больше никто.
- Я уже стар, сынок. – опять вышел вперед Сабыр-бабай. – Это все мои родственники. Не хотелось бы, чтобы из-за одного другие пострадали.
- Нет, нет, дедушка. Я никого не виню. Пусть твоя душа будет спокойна .– чуть громче сказал милиционер.
- Хорошо если так. Хорошо. Спасибо тебе, сынок. - сказал Сабыр-бабай и пожал руку милиционеру.
- У нас и другие дела есть. Вы уж нас извините. Нам нужно в дорогу. – сказал милиционер и пошел на улицу к тарантасу. Фельдшер пошел за ним.
Когда они уехали, на крыльцо вышла мать Мулюка.
-Сабыр-бабай, Абдулла, Сафа, Фатих. Вас Мулюк зовет, подойдите к нему. – позвала она.

Мулюк лежит на кровати в большой комнате дома. У его изголовья стоит  его жена Насима. Рядом с ней мать Мулюка и Сабыр-бабай. Абдулла, Сафа и Фатих стоят возле ног раненого друга. Мать Мулюка упрекает сына.
- Говорили ведь тебе, сынок, чтобы бросил ходить на охоту. Не послушался. Как- будто в доме еды нет. Полон двор уток, гусей, кур. Что еще нужно было?
- Постой мама! Я хочу свое слово сказать. – тяжело вздохнув, сказал Мулюк. – О-о-й! Укол, видно, ненадолго. Опять голова болит. Терпеть не могу. Наверное умираю. Простите меня! «Поступок Мулюка был словно игра мышки с кошкой», как говорил Сафа. Для чего я вас позвал? – тяжело вздохнув, Мулюк взглянул на жену. – Вот что, Насима! Выполни мою последнюю просьбу. У Мулюка слова всегда были смешны. Но сейчас так не говори. Я говорю серьезно. Вырастить детей в доме должен быть мужчина.
- О чем ты говоришь? – заплакала Насима. – Фельдшер сказал же, что выздоровишь.
- Не плачь, Насима! Я себя чувствую. И о чем говорю, тоже знаю. Слушай. Вот и Абдулла здесь.  Мулюк посмотрел на Абдуллу. – И ты слушай, Абдулла! И ты словно птица с одним крылом. У  меня к вам просьба. Соедините свои судьбы, создайте семью, будьте мужем и женой! И все дети вместе вырастут.
Абдулла не знал что сказать. Взглянул на Насиму, потом на Мулюка. Наконец ответил.
- Мулюк! Не смеши людей. Думай, как  выздороветь. Человеческая жизнь это ведь не игрушка.
- А я не говорю играя, Абдулла. Природа мне так велит. Чувствую свои последние минуты. Зачем тебе жениться на молодой девушке и ждать беды? А Насиме где мужа найти? Мое последнее слово. Женитесь! Меня простите, не обвиняйте! Прощайте!
Мулюк произнес последние слова и сник.
Чуть подождав, Сабыр-бабай взял руку Мулюка, положил ее ему на грудь. Для верности тронул шею Мулюка. Только после этого закрыл ему глаза.
- Они выполнят твою последнюю просьбу, сынок. Пусть твоя душа будет спокойна. – сказал он,- и начал читать суры из Корана.
Когда Сабыр-бабай закончил, женщины заплакали. Сафа горестно сказал.
- Вот, Мулюк, и последние слова твои оказались смешны.
Сабыр-бабай сердито обернулся к нему.
- Последние слова человека не бывают смешны, сынок! Последнюю просьбу надо выполнить. Его душа не должна нас обвинять.
Старик посмотрел на Абдуллу.
- Когда пройдет сорок дней, мы вас поженим. Слышали? Абдулла, Насима! Будьте к этому готовы. – сказал  старик,- и начал читать суры из Корана.

-------------------------------