Мудрец Ошо - о зрелости и любви. Часть 3

Жанна Кусмеш
      Цитаты из Ошо Раджниш по книге «Ошо. Зрелость. Ответственность перед самим собой. – Спб, ИГ «Весь», 2006:

1. «Жизнь не должна быть просто старением; она должна быть взрослением» (с.6).


2. «В жизни взросление означает, что ты растешь все глубже внутрь самого себя – именно там твои  корни» (с.7).


3. «Медитация – это просто странный хирургический метод, который отсекает тебя от всего, что не твоё, и сохраняет только твое подлинное существо» (с.8).


4. «Жизнь становится богаче, когда течет любовь, когда растет способность к дружбе» (с.9).



5. «Когда ты становишься более чувствительным, жизнь становится больше» (с.10).


6. «Медитация принесет тебе великое молчание, потому что весь мусор знания уйдет. Мысли тоже часть знания…безмерное молчание, и ты удивлен: это молчание – единственная возможная музыка» (с.10).


7. «Вместе с молчанием растёт твоя способность к дружбе, растёт твоя любовь; твоя жизнь становится танцем из мгновения в мгновение, радостью, празднованием» (с.12).


8. «Ничто не велико и ничто не мало; от тебя зависит, что ты с этим делаешь. Начни с медитации, и все это начнет в тебе расти – молчание, безмятежность, блаженство, чувствительность» (с.15).


9. «сердце – это мост, ведущий к существу» (с.18).


10. «Зрелость это второе рождение, духовное рождение» (с.19).



11. «Сначала ты становишься сердцем, затем ты трансцендируешь даже сердце» (с.20).


12. «Каждый становится старше, каждый стареет, но не каждый становится зрелым. Зрелость – это внутренний рост… Зрелость это нечто, что ты привносишь в свою жизнь – и она исходит из осознанности…Старение плюс осознанность, переживание опыта, плюс осознанность есть зрелость» (с.22).


13. «Может быть, это стало частью памяти, потому что в каком-то смысле ты присутствовал, но так и не стало частью твоей мудрости. Ты не вырос в это и не вырос из этого. Тогда ты стареешь … Но если ты вносишь в опыт качество осознанности, тот же самый опыт становится зрелостью» (с.23).
   

14. «Ты чему-то научился – это понимание…Твое понимание растёт в каждом опыте» (с.24).



15. «Самое фундаментальное, что нужно помнить: жизнь диалектична…Даже у удовольствия есть своя боль, и у каждой боли есть свое собственное удовольствие» (с.29).


16. «Подумай о жизни без смерти; она была бы нестерпимой болью, невыносимым существованием. Без смерти было бы невозможно жить – смерть определяет жизнь, придает ей некую интенсивность. Поскольку жизнь ускользает, каждое мгновение становится драгоценным. Если жизнь вечна, какая разница» (с.29)


17. «Чем глубже человек движется в себя, тем более зрелым он становится» (с.31).


18. «Для смерти нужно столько же образования, что и для жизни» (с.46).


19. «Общество никогда не может быть не подавляющим. Если оно отбрасывает одно подавление, немедленно начинается другое» (с.50).



20. «Это и есть медитация – двигаться вовнутрь, как будто все остальное отпало, и только ты существуешь» (с.52).


21. «Но человек должен оставаться естественным, текучим и быть в мгновении» (с.54).



22. «Он будет благодарен всему, что случилось – плохому и хорошему, правильному и неправильному, потому что он учился из всего» (с.60).


23. «Но если ты не прожил своих желаний, они будут толпиться вокруг тебя, они обязательно создадут в тебе что-то уродливое» (с.69).


24. «Горечь – это состояние невежества» (с.72).


25. «Два человека не зависимые, ни независимые, но в безмерной синхронности, будто бы дыша вместе, одна душа в двух телах – когда случается это, происходит любовь. Называйте любовью только это…это нечто духовное» (с.77).


26. «Любовь – потребность» или «любовь – недостаточность» зависит от другого; это незрелая любовь. Фактически это не истинная любовь – это потребность» (с.78).


27. «Миллионы людей остаются детьми всю жизнь; они никогда не вырастают. Они растут в возрасте, но никогда не взрослеют в уме; их психология остается инфантильной, незрелой. Они всегда нуждаются в любви, всегда жаждут ее, как пищу. Человек становится зрелым в то мгновение, когда начинает любить вместо того, чтобы нуждаться. Он начинает переполняться, делиться, он начинает отдавать» (с.79).



28. «Во втором ударение на том, как отдать, как отдать побольше и как отдать безусловно. Это рост, к тебе приближается зрелость. Зрелый человек отдает. Только зрелый человек может отдавать, потому что у зрелого человека это есть. Тогда любовь независима. Тогда ты можешь быть любящим, независимо от того, любит ли тебя другой. Тогда любовь это не отношение, это состояние» (с.79).



29. «Если я один, то и тогда я буду таким же любящим, каким был с тобой. Это не ты создаешь мою любовь. Если бы ты создавал мою любовь, тогда, естественно, когда не стало тебя, не стало бы и моей любви. Ты не извлекаешь из меня любовь, я изливаю её на тебя – это любовь-подарок, любовь-бытие» (с.80).



30. «Первое, что они называют любовью, это не любовь, это потребность. Как потребность может быть любовью? Любовь – это роскошь. Это изобилие. Это значит иметь столько жизни, что ты не знаешь, что с ней делать, и ты делишься. Это значит иметь так много песен в сердце, что ты должен их спеть – слушает кто-то или нет, и это не важно. Если никто не слушает, то и тогда ты будешь петь свою песню, танцевать свой танец. Другой может получить его,  может упустить – но что касается тебя, ты течешь; это переполнение» (с.80).


31. «Реки текут не ради тебя…Ты можешь утолить жажду, можешь упустить – это зависит от тебя» (с.80).



32. «И любовь не может цвести в зависимости – любовь это цветок свободы; ему нужно пространство, ему нужно абсолютное пространство. Другой не должен в него вмешиваться. Он очень деликатен» (с.81).



33. «Когда у тебя нет власти, ты должен быть более дипломатичным» (с.82).



34. «Любовь случается тогда, когда ты зрел. Ты становишься способным любить только тогда, когда ты взрослый. Тогда ты знаешь, что любовь это не потребность, но переполнение – любовь-бытие или любовь-подарок – тогда ты можешь отдавать без всяких усилий» (с.82).



35. «Первый вид любви, так называемая любовь, исходит из глубокой потребности человека в другом, тогда как «любовь-подарок»  или «любовь-бытие» изливаются из одного зрелого человека к другому из изобилия. Человек наполнен ею. У тебя она есть, и она начинает двигаться вокруг тебя, точно так когда ты включаешь лампу, лучи начинают распространяться в темноте.  Любовь – это побочное следствие существа» (с.83).



36. «Когда у тебя нет любви, ты просишь другого дать её тебе, ты нищий» (с.83).



37. «У тех, кто влюблен, нет никакой любви, именно поэтому они влюбляются. И поскольку у них нет никакой любви, они  не могут давать. И еще одно – незрелый человек всегда влюбляется в другого незрелого человека, потому что только они могут понять язык друг друга. Зрелый человек любит другого зрелого человека» (с.84).



38. «Основная проблема любви в том, чтобы сначала стать зрелым. Тогда ты найдешь зрелого партнера» (с.83).



39. «Фактически зрелый человек не падает в любовь, он поднимается в любви…Только незрелые люди падают» (с.84).


40. «У зрелого человека достаточно цельности, чтобы быть одному» (с.85).



41. «Когда зрелый человек дает любовь, он чувствует благодарность за то, что ты её принял, не наоборот…ему не нужна твоя благодарность…И когда два зрелых человека любят друг друга… они до такой степени вместе, что почти одно целое, но их единство не разрушает индивидуальности – фактически, оно ее увеличивает, они становятся более индивидуальными. Два зрелых человека в любви помогают друг другу стать свободнее. Нет никакой политики, никакой дипломатии, никаких попыток подчинить себе другого (с.85)…их индивидуальности не смешиваются – они усиливаются. Другой обогатил их в том, что касается свободы» (с.85).



42. «Незрелые люди в любви разрушают свободу другого, создают оковы, создают тюрьму. Зрелые люди в любви помогают друг другу быть свободными; они помогают друг другу разрушить все виды оков. И тогда любовь течёт в такой свободе, в ней есть такая красота. Когда любовь течёт в зависимости, они уродлива» (с.86).



43. «Свобода – это ценность высшая, чем любовь. Поэтому если любовь разрушает свободу, она этого не стоит. Любовь должна быть отброшена, свобода должна быть спасена – свобода это высшая ценность.  И без свободы ты никогда не сможешь быть счастливым, это невозможно. Свобода это свойственное по природе желание каждого мужчины, каждой женщине – полная свобода, абсолютная свобода. Поэтому все, что становится на пути этой свободы – человек начинает ненавидеть это» (с.86).



44. «Любовь не разрушается браком. Любовь разрушается людьми, которые не умеют любить» (с.89).



45. «Никто не может разрушить любовь. Если она есть, она продолжает расти. Но у меня такое чувство, что в большинстве случаев – её нет. Ты неправильно понял себя, это было что-то другое – может быть, сексуальное влечение» (с.89).



46. «Поэтому никогда не принимай за любовь что-то другое… Что  имею в виду, когда говорю «действительно любовь»? Я имею ввиду, что в присутствии другого внезапно ты чувствуешь себя счастливым; ты чувствуешь экстаз; само присутствие другого удовлетворяет что-то глубоко в твоем сердце…ты попадаешь в гармонию. Само присутствие другого помогает тебе быть собранным; ты становишься более индивидуальным, более центрированным, более уравновешенным. Тогда это любовь» (с.90).



47. «Любовь это не страсть, это не эмоция. Любовь – это очень глубокое понимание того, что кто-то завершает тебя. Кто-то делает тебя замкнутым кругом. Присутствие другого увеличивает твое присутствие. Любовь дает тебе свободу быть собой; это не чувство собственности» (с.90).


48. «И когда ты начинаешь чувствовать с кем-то, что самого его присутствия, чистого присутствия – ничего больше, ничего больше не нужно; ты ничего не просишь, лишь присутствие, лишь то, что другой есть, - достаточно, чтобы сделать тебя счастливым…Что-то в тебе расцветает, распускается тысяча и один лотос, и тогда ты любишь. И тогда ты можешь пройти через все трудности, которые создает реальность. Многие боли, многие тревоги – и ты сможешь пройти через них, и твоя любовь будет цвести больше и больше потому, что все эти ситуации станут вызовами. И твоя любовь, преодолевая их, будет становиться более и более сильной. Любовь это вечность. Если она есть, тогда она продолжает расти и расти. Любовь знает начало, но никогда не знает конца» (с.90).
 

49. «Медитативная любовь -  это значит расплавиться в существе друг друга, не только в теле» (с.91).


50. «Именно это и есть медитация – безвременье, отсутствие Эго, молчание, блаженство, всепроникающая радость, ошеломляющий экстаз» (с.92).



51. «Если есть капля, где-то должен быть и океан. Капля –это экзистенциальное доказательство океана» (с.92).



52. «Родители, которые не уважают своих детей, обязательно разрушат их жизни» (с.95).



53. «А если ты любишь человека, ты не можешь обусловить его. Если ты любишь человека, ты даешь ему свободу, ты даешь ему защиту. Если ты любишь человека, ты захочешь, чтобы он был уникальной индивидуальностью. И чтобы сделать его уникальным, ты создаешь все условия, все вызовы, чтобы спровоцировать его потенциал» (с.95).



54. «Ты не обременишь его знанием, потому что тебе захочется, чтобы он узнал истину сам. Любая заимствованная истина есть ложь. Пока она не пережита тобой самим, это никогда не истина» (с.95).



55. «помочь пережить больше и больше опытов» (с.96).


56. «В смехе есть внутренняя ценность; в унылых лицах нет никакой внутренней ценности» (с.96).


57. «любовь – это великий подарок существования. И вы должны сделать любовь центральной точкой своей жизни, потому что только в любви вы можете выйти из слепой природы в мир сверхприроды, где не существует слепоты, где ты становишься видящим» (с.97).



58. «Если ты можешь восстановить отношения с матерью, внезапно ты почувствуешь, что восстановилась вся земля. Ты более укоренен в земле. Если ты можешь восстановить отношения с отцом, ты станешь как дома в небе. Они символичны, они представляют землю и небо. А человек подобен дереву, которому нужна и земля, и небо» (с.100).



59. «Любовь необходима для духовного роста. И более того, действует как зеркало. Очень трудно узнать себя, если ты не видел своего лица в глазах кого-то, кто тебя любит. Точно как ты смотришь в зеркало, чтобы увидеть свое физическое лицо, ты должен смотреть в зеркало любви, чтобы увидеть свое духовное лицо. Любовь это духовное зеркало. Она питает тебя, интегрирует тебя, она подготавливает тебя к внутреннему путешествию» (с.101).



60. «Ты пытаешься владеть, и чем больше ты пытаешься владеть, тем невозможнее становится любовь, потому что тем более другой начинает отдаляться от тебя. Если ты вообще не владеешь, если между влюбленными течет свобода, эта великая любовь» (с.103).



61. «если ты научился не владеть человеком…эта свобода приведет тебя к себе, свобода станет твоей осознанностью» (с.103).



62. «Свобода – это другой аспект медитации. Начни либо со свободы, и ты придешь к осознанности, либо с осознанности, и ты станешь свободным. Они идут вместе» (с.103).



63. «Любовь делает тебя настоящим; в противном случае ты остаешься только фантазией, сном, в котором нет ничего вещественного. Любовь придает тебе вещественность, любовь придает тебе целостность. Любовь делает тебя центрированным. Это только половина путешествия; другую половину нужно завершить в медитации, в осознанности. Но любовь готовит тебя к другой половине. Любовь – это первая половина, осознанность – последняя» (с.104).



64. «Не избегай любви. Пройди через неё со всеми её болями. Да, она ранит, но если ты любишь, это не имеет значения. Фактически, все эти раны придают тебе сил» (с.104).



65. «Поэтому я настаиваю, чтобы ты не отрекался от мира. Будь в нём, прими его вызов, прими его опасности, его  раны, его боли. Пройди через них…Это борьба, это тяжко, это подъем в гору, но именно так человек достигает вершины» (с.105).
 

66. «…чем если тебя завезет на вершину вертолет; потому что тогда ты достиг бы вершины не выросшим, ты не смог бы наслаждаться ею» (с.106).


67. «И чем больше ты заплатил, тем более будешь наслаждаться» (с.105).
 

68.  «Путешествие создает цель. Путешествие создает её на каждом шагу. Путешествие есть цель» (с.105).


69. «в жизни ты ничего не можешь получить бесплатно. А если и получишь, то будет бесполезно. Тебе придется заплатить, и чем больше ты заплатишь, тем больше из этого извлечешь. Если ты можешь рискнуть всей своей жизнью в любви, велико будет твоё достижение» (с.106).


70. «Любовь, с одной стороны, даёт тебе великую радость, с другой стороны – жажду сделать эту радость вечной» (с.106).


71. «как только обнаружена вертикаль, человек начинает двигаться по вертикали…Это просто значит, что ты начинаешь….жить внутренней жизнью, которая не была возможной раньше. Раньше ты был экстравертом; теперь ты стал интровертом…Амбиции, желания, зависть начнут исчезать – потому что они не могут существовать в вертикальном. Они могут существовать лишь в тьме горизонтального, где каждый соревнуется, где каждый полон похоти, воли к власти, великого желания подчинить себе других, стать кем-то особенным» (с.112).


72. «мир, который может быть потревожен, это не мир» (с.113).


73. «ты не можешь исполнить идею большего. Она по своей природе неосуществима. И эта горизонтальная линия «больше, больше и больше». Что такое вертикальная линия?  Это линия «меньше, меньше и меньше» до точки полной пустоты, до точки бытия никем. Только надпись – даже не на песке, но на воде; ты её еще не сделал, он она уже исчезла. Человек вертикальной линии…безмерно счастлив быть никем, безмерно счастлив со своей внутренней пустотой, потому что лишь пустота может быть чистой…потому что лишь ничто может быть сонастроено со вселенной» (с.115).


74. «В то мгновение, когда исчезло «Я», ты появился» (с.116).


75. «Это такой великий экстаз – быть без чувства «Я», без чувства какого-либо Эго, не прося ничего больше» (с.117).


76. «В вертикальном ты становишься все более сознанием и все менее телом» (с.116).


77. «не капля исчезла в океане, но весь океан исчез в капле» (с.117).


78. «Иди вовнутрь. Трудно будет выбраться из толпы твоих мыслей, но ты не мысль. Ты можешь выбраться из этой толпы, ты можешь создать расстояние между собой и мыслями…Когда ты не даешь им питания, мысли не могут существовать …Это молчание есть медитация» (с.117-118).



79. «Поэтому я постоянно подчеркиваю разницу между старением и взрослением. Очень немногим людям посчастливилось вырасти. Остальное человечество только старится. И, естественно, оно движется к смерти. Только в вертикальной линии смерти не существует; это путь к бессмертию, к божественности. И естественно, когда человек становится старым, в этом измерении, в нем есть грация и красота, сострадание и любовь» (с.121).

80. «…и настоящие сокровища у тебя внутри» (с.121).


81. «Если существует Бог или что-то в этом роде, это должно быть у тебя внутри. Его можно найти в твоей собственной вечности, в своем собственном экстазе» (с.102).


82. «Вертикальная линия считает не годы, она считает твои опыты» (с.123).


83. Просветление не случается в горизонтальной линии. Просветление это обнаружение Бога внутри себя (с.124).



84.  «В самом центре ты интегрирован, иначе ты вообще не мог бы существовать…Но ты стал настолько привязанным к периферии, что повернулся спиной к центру. Ты стал слишком идущим наружу, ты не можешь смотреть вовнутрь… Создай небольшое внутреннее прозрение, инсайт. Слово «инсайт» красиво – оно значит, повернуть зрение вовнутрь, видеть вовнутрь» (с.131).


85. «Есть два режима жизни: режим действия – ты что-то делаешь; и режим восприятия – ты просто принимаешь…Режим действия обращен наружу…И есть режим бездействия: ты ничего не делаешь, но просто позволяешь случиться…Этот забытый язык нужно изучить вновь» (с.132).


86. «Интеграцию не нужно вносить – она уже есть. Мы разучились на неё смотреть, мы разучились её понимать. Больше и больше перемещайся из режима действия в более воспринимающий, пассивный режим.  Я не говорю покинуть мир действия – потому что это снова сделает тебя однобоким» (с.132).


87. «Весь буддистский подход относится к воспринимающему режиму» (с.134).
 

88. У тебя всё уже есть; всё уже существует внутри тебя. Но ты должен создать подходы, двери, пути, чтобы это открыть. Ты должен это выкопать; клад уже есть» (с.136).


89.  «Когда ты чем-то наслаждаешься, ты центрирован. Наслаждение – это ключ к центрированности» (с.138).



90. «Центр доступен, когда ты теплый, когда ты текучий, тающий в любви, в радости, в танце, в наслаждении» (с.138).


91. «Не оставайся прикованным, стань дрейфующим» (с.138).


92. «Нет страха нигде, кроме как в уме человека» (с.142).


93. «В существовании ничто не начинается и ничто не кончается» (с.143).


94. «Потому что тем более ты боишься смерти, тем более ты боишься и жизни» (с.144).


95.«Если ты осознаешь красоту, как тебе избежать любви? Красота провоцирует любовь; любовь включает в себя  красоту» (с.145).


96. «Жизнь - это другое название для любви, а любовь - это не что иное, как чувство красоты» (с.146).


97. «У меня совершенно другое определение религиозного человека. Для меня религиозный человек этот тот, кто всецело жив, интенсивно жив, кто говорит любовью, осознает безмерную красоту вокруг» (с.146).


98. «Если не можете исчезнуть в вечном, оставив за собой смех – вы не жили правильно» (с.147).


99. «вами помыкали и вас направляли неправильные люди…они лишили вас жизни и наполнили ваши сердца страхом. Моё усилие здесь в том, чтобы наполнить твоё сердце смехом» (с.147).


100.«…подводное течение веселья. Для меня это подлинная религиозность» (с.147).


101. «Внутри каждого пожилого человека есть молодой, недоумевающий о том, что случилось» (с.147).


102. «Корень твоей инфантильности – идущий наружу ум... Пока ум не повернется и не начнет двигаться вовнутрь, пока ум не перейдёт в совершенно другое измерение и не станет медитацией» (с.149).


103. «всё, что красиво, случается только со зрелым умом» (с.157).


104. «Но люди просто старятся, никогда не становясь взрослыми…Их сознание остается в зачаточном состоянии; оно ещё не вышло из утробы, ещё не родилось. Родилось только твоё тело – ты ещё не родился» (с.156).


105. «Возьми жизнь в свои руки – это твоя жизнь. Ты живёшь не для того, чтобы исполнять ожидания других. Не живи жизнью своей матери, не живи жизнью своего отца, живи свою жизнь» (с.156).


106. «в мире люди только кажутся зрелыми…глубоко внутри они установили подходы и остались инфантильными» (с.157).


107. «Поскольку родители тебе не позволяли расти, ты застрял где-то в детстве. Умственный возраст так называемых нормальных людей не более 12 или 13 лет» (с.158).


108.«Каждый – политик. Ты улыбаешься, потому что улыбка окупается» (с.160).


109. «И ты обременен таким количеством пластмассы – это проблема…Отрекись от фальшивого – вот в чём проблема» (с.160).


110. «Быть неистинным и неподлинным дешево, удобно, комфортабельно. Это трюк, стратегия, чтобы защитить себя; это доспехи. Но тогда ты упустишь истину, которую уже носишь в своей душе. Тогда ты никогда не узнаешь, что такое Бог, потому что Бог может быть познан только внутри тебя» (с.160-161).


111. «Ложь так велика, что ты почти забыл путь к своему существу. Ты потерялся в джунглях лжи» (с.161).


112. «Ложь функционирует как буфер, поглощающий шок. Ложь функционирует, как смазка; ты не сталкиваешься с людьми; ты улыбаешься, и другие улыбаются – это смазка» (с.161).


113. «Либо подави всё, либо всё придется выразить…Будь либо выражающим либо подавляющим» (с.162).


114. «Люди только притворяются, что любят, потому что них ожидают, чтобы они любили» (с.162).


115. «холодное прикосновение уродливо» (с.162).


116. «Когда ты идёшь глубоко, ты становишься диким, потому что твоя цивилизованность – только на поверхности» (с.162).


117. «Любовь должна быть экстазом…как реализация освобождения. Пока ты не знаешь любовь как экстаз…ты не знал любви» (с.162).


118. «Контроль уродлив, дисциплина красива» (с.163).


119. «Только люди, которые достаточно храбры, чтобы их назвали дураками, способны жить, любить, знать и быть» (с.163).


120. «Когда я говорю: будь как ребенок, я имею ввиду: всегда продолжай учиться, никогда не становись знающим. Знание – мертвое явление, познавание – живой процесс» (с.165).


121. «Наука полагается на сомнение, она не может расти без сомнения. Религиозность основываться на доверии, она не может случиться без доверия. Это диаметрально противоположные направления» (с.166).


122. «В науке сомнение является методологией» (с.167).


123. «Доверие - это дверь к существу. Только в доверии познается божественность (с.168).


124. «Не будь прикован к глазам или ушам, иначе ты останешься бедным» (с.169).


125. «Ты не можешь стать зрелым со всей той ложью, которой окружил себя. Ты можешь стать зрелым, только став истинным, только став правдивым» (с.170).


126. «Просто стань более наблюдательным, более принимающим, более расслабленным в своих энергиях» (с.173).


127. «Понимание приносит свободу, понимание освобождает» (с.176).


128. «Становление зрелым – продолжающийся без конца процесс» (с.181).


129. «Стань более осознанным, и ты получишь больше зрелости» (с.181).


130. «Чем больше ты осознаешь, тем меньше мыслей становится на дороге» (с.182).