На новом месте

Виктор Некрасов
На фото: здание сельского Совета и правления
         колхоза имени Фрунзе


  Итак, летом 1978 года нас перевели работать в Верхнематрёнскую среднюю школу. Село
Верхняя Матрёнка  по сравнению с посёлком Ильича  было раз в пять больше по населению,  да и объектов, как принято называть,    соцкультбыта здесь  находилось гораздо больше. Самое главное и необходимое в жизни человека - это больница. Участковая, всего на 45 больничных коек, но и это уже  прогресс. На тридцать вёрст вокруг  не было  никакой больницы.  В селе имелась своя пекарня, колбасный цех, сепараторный пункт,  несколько магазинов, почта, сбербанк, современный Дом культуры и школа. В центре  располагалось  административное здание правления  колхоза имени Фрунзе и  сельского Совета. Верхняя Матрёнка  расположилась  вдоль маленькой речушки с одноимённым названием Матрёнка, которая невдалеке берёт своё начало, а в засушливые годы пересыхает.

  В окрестностях села, да и в целом в Добринском районе  много прудов, в которых водится карась, карп, окунь и щука. Последние годы линь появился. Рыбалкой я увлекаюсь с детства, и в этом плане мне несказанно повезло  на новом месте жительства. Этим летом мы  купили тяжёлый мотоцикл  МТ-9  «Днепр» с коляской, да ещё и с задней скоростью. Три года он служил нам верой и правдой, а затем я продал его за ту же цену, что и купил. Просто купить тяжёлый мотоцикл, как и  легковой автомобиль, было невозможно. Поэтому бывшая  несколько лет в употреблении эта техника продавалась на рынке по цене новой, а то и дороже. Такие были времена!

      Школа  была,  что называется лоскутной, из четырёх небольших зданий   дореволюционной постройки, расположенных метрах в двухстах друг от друга. Учителям- предметникам  приходилось в день по несколько раз переходить из одного здания в другое. Когда тепло и сухо, это не проблема. А вот когда дожди и грязь по колено, да снега по пояс, тогда приходилось не сладко. В январе 1981 года мы перейдём в новое, четырёхэтажное, рассчитанное на 640 ученических мест  школьное здание. А  на время нашего приезда   школа выглядела так, как я описал  выше. Обучалось в школе в то время около пятисот учеников. В младшем и среднем  звене  было по два классных комплекта  или параллели, а  9-10 классов-комплектов бывало и три. Объяснялось это тем, что выпускники  соседних  восьмилетних школ микрорайона поступали  в нашу школу  для получения  полного среднего образования.


      В то время  школьное обучение  состояло как бы из трёх ступеней: начальное звено( 1-3 классы), среднее звено(4-8 классы)  и старшее звено( 8-10 классы). Рамки этих ступеней за прошедший век менялись не менее семи раз. Только на моей памяти, с пятидесятых годов их четыре. Неполное среднее образование  можно было получить за 7 лет, за 8, а сейчас за 9 лет обучения.  Полное среднее образование получали в пятидесятые годы за 10 лет, с 1962 по 1966 год- за 11 лет,  с 1966 до 1983-вновь за 10 лет и с 1983 по настоящее время- за 11 лет. И вся эта чехарда, иначе я и не назову, ничуть не способствовала  положительным образом на качество образования. И, что самое обидное и вредное,  процесс этих псевдореформ кажется бесконечным. Но об этом позже поговорим.

 
      В 1973 году директором этой школы была назначена Хлуднева Валентина Андреевна, работавшая ранее  в такой же должности в Мазейской восьмилетней школе, где мы с женой и начинали свою педагогическую деятельность. И вот мы  снова оказались в одном коллективе.  Мало того, мы и жили под одной крышей. Валентина Андреевна с дочерью Татьяной и  сыном Сергеем жили в одной половине дома, а мы с женой – в другой. Квартиры были абсолютно одинаковые по планировке и размеру: две спальни, зал и кухня. Наша квартира была с северной стороны и,  как оказалось, сырой и холодной. Она не  была бы столь холодной, будь нормальная система отопления. Да в том – то и беда, что водяное  отопление было смонтировано   неверно  и обогревало очень плохо. Года через два мы переделали его, но «мастера», видимо, были  вновь не на высоте, и  почти  двадцать восемь лет нам  пришлось жить в сырой и холодной квартире. Построить же новый дом  мы смогли лишь после моего ухода на пенсию. Об этом я напишу позднее.  А пока идёт лето, каникулы детям, учителям отпуска. Мы знакомимся с  людьми, готовимся к  новому учебному году, строим планы. Жизнь идёт своим чередом!