Теория культурных объектов

Евгений Сартр
                Мир потух. Мир потух.
                Мир зарезали, он петух.
                авведенский
               
               
                1.Excourse
Мы мыслим так: человечество зашло в немыслимый, грандиозный и сокрушительный тупик, самый глухой и беспросветный тупик за последние семь тысяч лет (или несколько миллиардов, что звучит так же бессмысленно долго). Жизнь не поменялась по своей сути, но то, что эту жизнь к настоящему моменту прожило более 100 миллиардов человек, ставит под угрозу сам смысл и значение человеческой жизни. 

Одни думают, что история развивается ступенчато, другие – что она движется по восходящей линии прогресса, третьи уверены в ее спиральности и цикличности всех процессов, а мы думаем, что история представляет собой грандиозную мешанину из ступенек, восхождений и спиралей, любые толкования которой являются лишь политическим оправданием собственной жадности и тупости. История, как и жизнь, ничему нас не учит.   

 Культура, неизменный спутник человечества все эти тысячелетия, перешла в стадию безобразного, оглушающее-непонятного наслоения – она словно бесконечный дилэй, который не стирает сигнал, а добавляет и добавляет новый, вызывая чудовищную волну звука. Немногие могут вынести это, но странно, что всем плевать на то, что культура в целом – гораздо более масштабное явление, чем творчество Роберта Фриппа, например – находится в точно таком же состоянии. Цитаты, контексты, интертексты и аллюзии наслаиваются друг на друга, писатели начинают осознавать себя творцами концепций и направлений, суровая реальность требует от художника правдивого ее изображения. Короче, культура путем затяжного конформизма и тотальной лени и нелюбопытности творцов засрала сама себя.   

 Модернисты – последние, кто решился сделать отчаянный и запредельный прыг-скок в неведомые дали. Постмодернистов это неистовое переплетение культурного наследия человечества заставило опустить руки и сказать, что все придумано до них, и остается лишь цитировать, самоцитировать, etc. В сознании же обывателей, засранном обязательным образованием и простой жизнью, все немыслимое многообразие культурных слоев отпечталось парой цитат из классики и знаменитых художественных образов, которые они примеривают к своей жизни, как бы всовывая голову в отверстие стенда для фотографий. 

 Все это ставит нас перед вопросом – как же относиться к этой гротесковой мешанине фраз, образов и идей? 

                2.Th.

Прогресс убил расстояния, но не приблизил людей друг к другу, статистика свела на нет ценность человеческой жизни, свобода творчества убила само творчество. Сейчас абсолютно каждый может заниматься любым видом творчества, пользуясь свободой слова и действия, но тем самым уничтожается то, благодаря чему творчество становится ценным: страдание. Писать романы, сочинять музыку и снимать фильмы теперь можно, совершенно не меняя при этом своего образа жизни и ничем ради этого не жертвуя. 

 Именно в этой атмосфере тотального ослабления творческого нерва мы вводим понятие "культурного объекта". С одной стороны, это доведенное до абсурда выражение нивелирования ценности произведений культуры - как мы помним, понятие арт-объекта появилось достаточно давно и с самого начала заключало в себе злую иронию по отношению к многослойным залежам культурного наследия и специфическому отношению к произведениям искусства: Марсель Дюшан увидел в перевернутом писсуаре Фонтан лишь потому, что захотел его там увидеть. Но, с другой стороны, я вижу в понятии "культурного объекта" связь с более старой теорией, а именно с давней мыслью Платона о том, что лишь идеи обладают реальной ценностью, материальное же их выражение является лишь грубым слепком с очень тонкой материи. Соединив эти два конца одной метафизической палки, мы получим то, что я называю теорией куультурных объектов. 

 В мире, где тясячелетние наслоения культуры превратились в безумный и нелепый хор ворованных мыслишек, где толпа требует от поэта правдивого и объективного выражения того корявого и  вздорного бытия, которое определяет их сознание, в мире самопровозглашенных творцов - в этом мире честному человеку остается только помереть от стыда и горя, лишь взглянув окрест себя. Но есть и другой путь: неминуемо умирая внутренне, в процессе прозревания создать вокруг себя дикое и самопальное поле культурных объектов.

 Мир жалок, нищ и убог по своей сути, и человеческая жизнь - всего лишь неудачный снимок грустной компании незнакомцев. Человек - это звучит горько. Если вы не чувствуете легкого прикосновения грусти, глядя за окно поезда, то нам с вами не по пути, потому что грусть - единственное напоминание о том, что мы существа из рая. Грусть - это печальное ощущение того, как долно бы быть на самом деле и того, что этого нет.   

 Кто-то творит за бабки, кто-то несет на своих плечах поступь революции, кто-то хочет славы и признания толпы, кто-то бичует пороки, кто-то не может скрывать свою гениальность, а мы творим в силу того, что не можем иначе выразить бессмысленное многообразие бытия нелепого человеческого существования в этом мире. Люди вот уже долгое время пытаются решить пролему многослойности культурного пространства путем его всевозможной классификации и расставления по полочкам. Мы же, вооружившись идеей горькой нелепости существования чеовека в мире, собираемся творить концептуальное искусство - крик измученной, бессмертной души в мире, где стыдно быть хорошим.   

                3. Concrete

 Что же мы можем противопоставить миру, неистово требующего от нас ярлыка на каждом произведении искусства и одновременно видящего лишь узкое и строго очерченное поле того, что может быть произведением культуры? Нам остается лишь развязать партизанскую войну. Тотально согласившись с бытием и успокоив его своей лоялюностью, нужно начинать убивать мир тем, что он привык считать неотъемлемой своей частью. Выглядеть это будет так, словно мы только и занимаемся тем, что фотографически точно передаем окружающий мир и фактически воспеваем его. Короче, мы будем вне подозрений. Но, на самом деле, все наши действия будут подталкивать мир к разрушительному и полному концу. Двигаясь, казалось бы, в направлении стандартных форм и стереотипных ситуаций, мы будем убегать все дальше от нормального человеческого искусства, перескакивая со ступенки на ступеньку на абсолютно новый уровень мышления - такой своеобразный Kansas city shuffle. Цель нашего движения - изменение сознания, изменение того отношения к искусству и жизни, что сформировалось тысячелетиями мутных творческих потуг. 

 Что же значит создавать культурные объекты? Культурный объект - это зафиксированное в материальном теле выражение нашей забористой и геройской мысли о тщете всего сущего. Культурным объектом может являться фраза, картина, фотография, аудио- и видеозапись, да, собственно, любой предмет, который ты наполнил метафизическим смыслом своей идеи. По сути, вся жизнь человека, посвятившего себя борьбе с миром путем создания культурных объектов, является всецелым художественным жестом, и, соответственно, все вещи, которые происходят вокруг (things that happening) являются теми же культурными объектами. Люди привыкли видеть произведени искусства только в устоявшихся, сформированных тысячелетиями формах и подходах. Мы же, по сути, всего лишь фокусируем наш взгляд на предметах, которые раньше в фокус не попадали.

 Наше искусство - искусство одиночек. Мы не составляем единого движения, потому что его легче превратить в то, против чего мы боремся, мы движемся поодиночке, потому что для социума одночки опаснее. Наш манифест и наше искусство - не наше вероисповедание, а исследование того, чем является человеческая жизнь в той ловушке, в которую превратился мир. Идея, которую мы подняли на флаг, может указать многим и разым людям цель, достигнуть которой они могут абсолютно разными путями. Собственно, то, чего мы добиваемся нашим творчеством - это тотальное разрушение любого, какого бы то ни было контекста. Мы хотим полностью освободиться от давления тысячелетнего наследия творчества предыдущих поколений. Мы хотим, чтобы наши слова и действия не были окрашены ничем, кроме собственного неприкасаемого смысла.   

 Несносная легкость нашего существования заставляет нас синтезировать все известные и неизвестные культурные направления - музыку, поэзию, театр, живопись, хэппененги, кино - в одно громоздкое, нелепое и сокрушающее целое, которое разрушит изнутри все нагромождение культурного наследия человечества. 

 Теория культурных объектов - не художественное направление, это мышление в принципиально иных категориях. Этот манифест - инструкция по выживанию в прекрасном и яростном мире. Наше искусство - езда в незнаемое, одно лихое, трагическое и бесконечное путешествие сквозь зеркальные убежища и словарные запасы. Мы - несанкционированный авангард планеты, дети цветов и отцы нового мышления. Мы - то будущее, которого так жаждали футуристы.

                С восторгом и почтением,
                А. В. и Н. Л.
                29.06 - 4.07 2011 года.