На фонтаны и салюты в Швейцарии смотрят свысока

Юрий Красавин
РАЙСКИЙ УГОЛОК

Поездку в Швейцарию этим летом я не планировал. Так получилось, что пригласивший меня на пару дней гостеприимный итальянец вдруг сообщил, что поменял место жительства и снимает теперь квартиру в Лугано, одном из курортных мест на юге Швейцарии. Пришлось мне менять маршрут и вместо городка на самом севере одной страны искать поселение на самом юге другой.

Задача эта оказалась не из простых, ведь дешевый авиабилет был куплен в Бергамо – итальянский город недалеко от Милана. Чтобы не заблудиться, выспросил у Клаудио инструкцию как добраться и строго решил следовать ей. И вот ранним утром цепляю в Бергамо на плечи городской туристический рюкзачок и двигаюсь к железнодорожному вокзалу. Здесь мне надо купить билет до станции Варенна. Кассир в билетной кассе — первая итальянка, с которой мне доводится разговаривать. «Бон джорно! Воррей уна билетта...» — вспоминаю фразу из разговорника. «Си-си» — кивает головой сеньора и протягивает мне билет в Верону. Все туристы едут туда, а к особенностям произношения ей не привыкать. «Не Верона — Варенна!» — возражаю я. В ответ мне восклицают: «Прима!!!» Далее следует непереводимая игра слов и выражений  с размахиванием руками и громкими выкриками. Такие вот они, итальянцы, очень эмоциональные и темпераментные. Билет мне все же меняют.

Удобнее всего по Италии ездить на электричках регионального значения, но тут надо быть очень внимательным. Например, билет следует самостоятельно прокомпостировать перед выездом. Иначе его посчитают недействительным. Так случилось со мной в первую поездку. Штрафа с иностранца контролер, впрочем, брать не стал. Просто написал что-то на билете, чтобы его невозможно было использовать в дальнейшем. В Италии купленный билет действителен на поездку в течение двух месяцев. Как уже потом мне объяснили, забывчивый пассажир может и сам сделать пометку от руки...

В тонкости европейской жизни приходится вникать с каждым часом. В Варенне нашел паром для переправы через озеро Камо и при этом узнал тонкости покупки билетов на теплоход у капитана, а потом изучил повадки водителей междугородних автобусов. Билет в эти транспортные средства следует, оказывается, приобретать в … табачных киосках.
Местные красоты, впрочем, компенсируют любые неудобства. Чего только стоит горное озеро Комо! Это гигантская ванна с лазурной водой меж зеленых гор, где каждый парусник – чудо, а каждый бережок – загляденье. Городок Менаджо так и манит остаться, до того там хорошо. Кстати, видел недорогой хостел, где можно брать напрокат велосипед, лодку…

К вечеру отправился в Лугано, послав смску Клаудио. Я был ещё на полпути, когда в автобус на остановке вошел высокий и сильный мужчина лет 50 и громко спросил: «Кто здесь из России?» Оказалось, Клаудио отдыхал в тот час со своей женой на берегу другого озера – Лугано, и ему было удобно меня забрать прямо с автобуса. Озеро Лугано, как мне показалось, ещё более красивое, чем Комо. Горы здесь выше, а цветников и газонов по берегам ещё больше, дорожки меж них петляют ещё заманчивее… Как объяснил Клаудио, здешние места давным-давно облюбовали голландцы с немцами, а потому порядок и чистота вокруг гарантированы.

Мой новый знакомый из Интернет-клуба гостеприимных людей, как я вскоре узнал, выходец из Аргентины, как и его жена – Клаудиа. «Итальянцы мы только по паспорту», – заявили представители Южной Америки. Общаться с ними по-английски было легко и приятно, потому как люди они очень открытые, ничего не скрывают и не строят из себя бог весть что, как некоторые европейцы.

После пляжа мы отправились на машине высоко в горы. Клаудио захотел показать мне озеро Лугано с самой высокой точки горного массива, куда он и сам ещё не удосуживался забираться. Минут через сорок мы были под облаками и как на карте рассматривали внизу окрестности.

– А ещё знаю точку в горах, где салют хорошо смотреть, – рассказал Клаудио. – Сверху он гораздо более красив, чем снизу.

Усталый от впечатлений в первый день поездки, я сразу же уснул, едва прилег на предоставленный мне матрас. Только не подумайте, что тот самый полосатый. Клаудио – менеджер по продаже мебельной фурнитуры, а потому матрасы у него самые лучшие в Европе. Пользуясь знанием десятка разный языков, он продает их по всему миру.

На следующий день утром Клаудио поехал на работу, а мне предоставил велосипед. У него их с десяток в гараже стоит, но большинство неисправные. Заядлый велосипедист, он любит мчаться по горам и городам, покрывая сотни километров за день, а вот чинить технику совсем не умеет. В Швейцарии легче и дешевле купить следующий двухколесный транспорт, чем тратить время и деньги на починку старого. Но и выбрасывать железо – дорогое удовольствие. Вот потому и стоят велосипеды в гараже до поры.

Взглянул я, кстати, на местный мусорный бак. Кто-то принес к нему и прислонил горные лыжи. В отличном состоянии, как новенькие – и, надо же, не нужны стали! Я бы взял себе их, но ходить в жару по улицам европейских городов с лыжами за плечами – это, согласитесь, не совсем серьёзно.

Очень интересно было смотреть, как Клаудио паркует свою машину. Газон расположен на горе и вот он заезжает под градусом на склон и внимательно смотрит, не задел ли бордюр. «Если хоть сантиметр затрону колесом – штраф будет такой, что не обрадуешься, – объясняет он свои волнения. – Иногда меня бесят такие правила жизни, но, с другой стороны, я понимаю: уступи хоть в чем-то – и беспорядок будет, как в Италии». Клаудио убежден, что Италия – это не страна, а небольшой бардачок, где всем всё дозволено. Поэтому он и решил перебраться в Швейцарию.

– Коза ностра отдыхает по сравнению с румынской мафией, – категорично изрекает он. – А вот в Швейцарии нет ни нелегалов, ни криминал сюда не проникает.

Велосипедные прогулки по Лугано мне не очень понравились. Оказалось, что город небольшой и здесь лучше неспешно гулять пешком, переползая с одной горушки на другую, либо фланировать вдоль набережной. Ходят здесь в основном туристы из разных стран, что слышно по говору. Один раз услышал русскую речь.

– А в сентябре ты пойдешь в школу, и будешь учиться на итальянском языке, – говорила счастливым голосом дочке молодая мамаша.

Для тысяч россиянок Швейцария – один из самых вожделенных уголков для того, чтобы переселиться и начать счастливую семейную жизнь. Некторым это удается. Здесь, в Лугано, не просто озеро, а с фонтаном, и не просто городской парк, а с купающимся лебедем в пруду… Видимо, не случайно один из районов города назвали Парадисо, то есть рай в переводе с итальянского.

По соседству с таким райским уголком поселился и Клаудио. На второй вечер мы пообщались побольше. Он признался, что его прадеды убежали в Аргентину из Одессы, преследуемые царским режимом просто за то, что они евреи. Из солнечной Аргентины Клаудио уехал в Бразилию, потому что у него также возникли проблемы с правительством. В Бразилии его несколько раз обворовывали, грабили, угоняли машину, а потому он уехал в США, но и там не прижился. Следующим пунктом многократного мигранта была Бельгия, потом Германия, Италия и вот, наконец, Швейцария.

– Отсюда я уже никуда не поеду, – безысходно поделился планами Клаудио. – Здесь хорошо. Всё путем. Жаль только, что дети не хотят жить где-нибудь рядом. Получили здесь, в Европе, высшее образование, гражданство, а жить поехали в бедную, грязную, преступную, дикую, взрывоопасную и непредсказуемую Бразилию. Ничего с этим поделать не могу. Они взрослые и сами решают.

Клаудио с женой поселились на первом этаже многоэтажного дома на склоне швейцарской горы. Основание этого строения врублено в скалистую породу, а потому из окон квартиры, где они живут, видна только забетонированная стена, поднимающаяся высоко вверх. Сколько я ни пытался, не смог увидеть из такого окна краюшку неба. На подоконнике то ли растет, то ли чахнет куст с помидорами.

– Мне почему-то очень хочется что-нибудь выращивать самому, – признался Клаудио. – Это же так вкусно, когда помидоры свои, но здесь им просто не хватает солнца.