Прозрение. 119. Урок на всю жизнь

Андрей Михайлович Троицкий
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО СМ. В ПРЕДЫДУЩИХ ГЛАВАХ

Много ещё можно привести здесь подобных житейских ситуаций, подтверждающих правоту изречения, которое послужило названием этой главы, но мне почему-то вспомнился давнишний случай, произошедший в период моей буйной молодости и ставший мне уроком, запомнившимся на всю жизнь. Как-то в 70-е годы мне удалось, по случаю, приобрести не дорого  крашенную ондатровую шапку – мечту большинства народонаселения СССР. В то время этот предмет обихода был доступен лишь тем, кто был приближён к «кормушке», да жуликам. Простой смертный и мечтать не мог о шапке из водяной крысы. Разве что передовики производства, но их можно причислить к первой категории.

Официальная стоимость такой роскоши была – 24 рубля. Но в связи с отсутствием в открытой продаже, на чёрном рынке цена её была в десять раз больше. А это, в те времена, равнялось двум средним зарплатам. И вот, подвалило мне счастье стать владельцем такой вещички почти по госцене, так как я помог торговому работнику по медицинской части (в то время я устроился на работу в Четвёртое Главное управление при Минздраве СССР, другими словами, в Кремлёвскую больничку). Но вот беда – шапка оказалась на пару размеров меньше… Или голова моя – больше… У нас с Лениным – 62 размер, а шапка (самая большая, что была в наличии) – 60-го.

Начал я искать выход из положения. Единственным выходом из создавшегося положения, так как голову не уменьшишь, это – увеличить размер шапки. Для хорошего специалиста-скорняка такая операция не составляла большого труда. Но где взять хорошего скорняка, чтобы не испортил вещь. В советские годы были деловые люди, у которых было всё схвачено, за всё заплачено. Они и сейчас конечно есть, но сейчас это всё открыто и официально. А тогда такие умельцы были зашифрованы и координаты их передавались только хорошим знакомым, под большим секретом.


Была и у меня одна такая знакомая, вхожая во все кабинеты и решающая любые вопросы. Я обратился к ней с просьбой сосватать мне хорошего скорняка. Получив заветный адресок, я поспешил к нему со своим вопросом. Какая-то подпольная мастерская находилась не далеко от ГУМа в дремучих дворах старых построек. Я не сразу её отыскал… Выслушав мою просьбу, старый мастер-татарин сказал, что проблем не видит и, коль скоро я пришёл по рекомендации такого уважаемого человека, то завтра, в это же время я могу прийти за готовой шапкой 62 размера, имея при себе десять рублей.

Меня этот вариант вполне устраивал и мы расстались, побившись по рукам. На завтра я поспешил в назначенный час в мастерскую с червонцем в кармане, но перед этим зачем-то зашёл в ГУМ (чёрт меня попутал) и увидел там какую-то вещицу, которую давно искал. Стоила она пять рублей. Думаю, если не купить, то когда ещё я её найду… А если потрачу пятёрочку, а татарину отдам другую, то потом донесу остальное. Раз уж я к нему пришёл от уважаемого человека, то он должен мне поверить. Так я и поступил.

Прихожу в мастерскую, выносит мне мастер шапочку, померил – как будто в ней родился. Я поблагодарил скорняка за оперативно и качественно выполненный заказ, вручил пятёрочку и рассказал про незапланированную покупку, торжественно пообещав остальные деньги подвести в ближайшие дни. Он спокойно это выслушал, не имея возражений, и отдал мне мою шапку, хотя, мог бы не отдавать до полного расчёта. Мы тепло по-дружески попрощались, договорившись о скорой встрече.

Деньги у меня появились буквально на следующий день, но к скорняку я почему-то не торопился… Должно быть, Шайтан попутал… Думаю (как Киса Воробьянинов на аукционе: «…за какое-то подержанные стулья – 230 рублей… Безобразие! Куда смотрит милиция?»), за день работы – почти что половину стоимости шапчёнки… Не жирно ли будет? В общем, долго я боролся со своей жабой, но в конце концов она победила… Совесть мучала меня не долго – нашёл для неё какие-то оправдания и зажувал я всё-таки эту пятёрочку, о чём потом сильно пожалел…

Не прошло и месяца, как мне, для решения важного организационного вопроса, понадобилась помощь моей деловой знакомой. Я позвонил ей, чтобы договориться о встрече,  но по голосу понял, что горячего желания, встречаться со мной, у неё нет. Я знал, что мадам без особых затрат и в кратчайшие сроки сможет решить мой вопрос и сделал ещё несколько безрезультатных попыток встретиться с ней. «Что же произошло, -  недоумевал я, - где же я накосячил…», искренне забыв о случае со скорняком… Свой вопрос, благодаря природной упёртости, я всё же решил по другим каналам, потратив уйму времени и средств. А чуть позже, в разговоре с товарищем, который познакомил меня когда-то с деловой тётей, я понял причину её холодности ко мне. «Ты себя не правильно повёл, дорогой. В угоду сиюминутной выгоде, ты нарушил условия договорённости, а такие вещи у нас не приветствуются».

Сколько я ни оправдывался и не пытался исправить свою ошибку, но в той компании я уже доверие потерял. Казалось бы мелочь… Подумаешь, пять рублей, когда тут люди миллионами ворочают… Но этого оказалось достаточно, чтобы меня вычеркнули из списка. Мелочей в этом мире не бывает – как ты себя повёл в какой-то бытовой ситуации, как в вышеприведённом случае, точно также ты можешь себя повести и в более серьёзных делах. Это послужило для меня хорошим уроком. Я дал себе зарок – никогда не нарушать договорённостей и держать свои обещания, чему и следую всю жизнь. Конечно, бывают форс-мажорные обстоятельства, когда ты не в силах выполнить обещанного, но то, что зависит от тебя - нужно выполнять неукоснительно, не взирая на все происки Шайтана.  «Каждый волос посчитан на твоей голове», - гласит Священное писание. Считать волосы на голове, нужды никакой нет – это образ, которых немало в Священных писаниях. А вот все наши помыслы и дела известны Творцу и отвечать за всё придётся рано или поздно.
      
                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...