мгновения судьбы. на своей земле. 2

Наиль Мустафин 2
---  2---
 

Так неожиданно женился Абдулла. В любви и согласии зажили они с Сарой. Но когда начали родиться первые дети, судьба стала их испытывать. Двое первых дочерей не дожили и до года, умерли от воспаления легких. Только третья дочь нашла силы и окрасила жизнь Абдуллы и Сары новыми красками радости. Прошло еще четыре года. В семье росли уже четыре дочери, считая и падчерицу Абдуллы, которую он любил не меньше своих родных дочерей.
Летом двадцать девятого года Абдулла перевез свой дом к своему земельному наделу, за десять километров от села Ихсан, к берегам маленькой речки Севады. Нужно вот что сказать. Более пятидесяти семей имели свои наделы у берегов Севады реки. Несколько лет Абдулла уговаривал сельчан переехать на новое место, но никто не соглашался. Тогда он решил переехать один. За один месяц разобрал дом, перевез на новой место и собрал вновь. На это время свою семью поселил у своего отца и матери. Только тогда, когда на новом месте создал условия для жизни, перевез жену и детей.
Теперь односельчане ежедневно заглядывали к ним, когда приезжали обрабатывать свои посевы. Убедившись, что переезд не такое уж бедствие, а жить рядом со своей землей куда как легче, сельчане создали совет и решились на переезд. Все лето и осень шло переселение. Более тридцати семей, примерно четвертая часть села Ихсан перебралась на новое место. Так возникло новое село.
В эти годы в стране шла борьба против религиозных верований. На этой волне, достигшей и этих мест, молодежь села Ихсан разобрала мечеть. А переселенцы перевезли ее сруб в Новое село, вновь собрали и открыли ее как клуб.
Всего полтора года жили переселенцы счастливо, радуясь своим новым усадьбам. В стране разразилась новая война. Эту войну начало государство против своего народа. Сколько людей погибло на этой войне, одному Господу известно. Имя этой войне было – «коллективизация».
В Новом селе жили люди примерно одного уровня, в основном середняки. Семьи были молодые здоровые. Поэтому волна новой войны не причинила большого вреда жителям села. Хотя конечно, первые два года коллективизации им пришлось познать нужду. Да и ссоры между сельчанами, доходившие до драки, испортили кровь и душу людей. Ведь каждый «тянул одеяло на себя», и цели коллективизации каждый понимал по-своему. Как бы там ни было, а однажды зимним вечером собрался сход в здании клуба, который решил всем селом создать колхоз, чтобы покончить вражду между сельчанами, длившуюся уже с осени. Абдуллу избрали председателем колхоза, как старшего по возрасту и как первого знатока земледелия в селе.
Уже после образования колхоза в селе еще не стихали ссоры около двух лет, тем более что более года сельчане жили без домашних животных в личном хозяйстве – лошади, коровы, овцы были изъяты в колхозные фермы. Из середняков все сразу стали жить бедняками, подтянув потуже пояса. Только тогда, когда пришло разрешение держать в личном подсобном хозяйстве домашних животных, люди несколько приободрились, стали восстанавливать жизнь.
Это мгновение из того времени.

Середина зимы. В маленькой комнате у входной двери, рядом с кухней, при свете керосиновой лампы Сара вяжет носки, сидя на длинной скамейке возле перегородки. В дымовой трубе завывает ветер. В зале, за перегородкой спят девочки, иногда ворочаясь на широкой общей кровати.
Вот с улицы послышались чьи-то шаги. Постучали в дверь. Сара отложила свое вязание за перегородку в зал. От горящей керосиновой лампы зажгла лучинку, а от лучинки маленькую лампу, вышла в холодные сени.
- Кто там? Это ты, Абдулла?
- Это я, Сара. Открой дверь.
Сара открыла дверь. В сени вошли трое.
- К нам гости пришли, Сара. Приготовь нам стол. Мы проголодались. – сказал Абдулла.
- Здравствуй Сара, сестренка моя. – поздоровался Сафа.
- Сафа, кузен, это ты оказывается. Здравствуй,здравсвуй. Проходите в дом. А с вами кто еще? Мне он не знаком.
Абдулла взял гостя за пояс и представил жене.
- Представитель района. Фатих эфенди, по нынешнему лучше сказать товарищ. Про него я тебе рассказывал
- Здравствуйте, Фатих агай. Проходите в дом.– сказала Сара, открывая дверь в теплую половину.
Абдулла запер входную дверь и последним вошел из сеней в дом. Когда мужчины сняли верхнюю одежду и повесили на крючки у двери, Абдулла велел жене.
- Приготовь нам здесь, в маленькой комнате, чтобы детей не будить. А пока я гостям зал покажу. – И позвал гостей в зал. -  Проходите сюда. Сейчас лампу сюда повешу. – сказал он, вешая лампу, с которой Сара входила в сени.- Вот смотри, как мы живем. За печкой, где занавески, - мы с женой спим. Здесь, у  окна, за занавеской большая общая кровать. Там спят наши девочки. Четверо их растет. Старшей десять, а младшей три годика. Пока Господь мальчика не дает. Ладно. Впереди еще целая жизнь. Мы с женой решили, пока не будет мальчика, дело заканчивать не будем.
Фатих положил руку на плечо Абдуллы и, стараясь утешить, сказал:
- Говорят, девочки в дом красоту приносят. Горевать не стоит, что сына нет.
- Внуки твои мальчиками будут. – заговорил Сафа. – А внуки дороже и ближе сыновей бывают.
- Об этом я знаю, слышал. Но я мечтаю оставить свой дом, свою усадьбу сыну. Тогда бы и старость была радостнее.
- Да ты о своем личном хозяйстве голову не ломай уже. – тихо, словно посмеиваясь, заговорил Сафа. – Сейчас, когда все стало колхозным, что уж думать о личном, о наследстве. Не все ли равно, твоего сына или твоего  зятя, все будет общественное, колхозное. Ты должен понимать это, тем более что тебя избрали председателем.
- Верно говоришь, Сафа. – придав своим словам свежесть, сказал Фатих. – Прежде, чем повезти людей по новому пути, изучи этот путь сам получше. Научись жить с народом одной жизнью, как бы трудно не было. Я знаю, что ты знаток в земледелии. Кроме того, ты и мед собираешь, и масло делаешь, и табак выращиваешь, и с полей богатый урожай зерна собираешь. А сейчас нужно всему народу передать свои знания, нужно всех научить работать так же, как работаешь ты сам. Нужно, чтобы люди хорошо работали и хорошо жили, хорошо питались. И страну нужно кормить. А сейчас, пока очень много бедняков, которые государству даже на копейку продовольствия не поставляют. И сами себя прокормить не умеют. Вон, в Поволжье, люди отказались объединиться в колхозы, и как назло засуха побила все посевы. Так люди целыми селами  с голоду гибли, не помогая друг другу. Сейчас твоя задача такая, еще раз повторюсь – научить людей работать, как сам работаешь, передать людям свои знания и навыки. В общем, считай, что это твои сыновья.
 - Садитесь за стол. – позвала Сара. – Стол накрыла, за столом поговорите.
- Да, идемте, давно кушать хочется. – позвал Абдулла гостей в маленькую комнату.
Когда мужчины расселись за столом, Сара налила им в тарелки супа из чугунка, стоящего на середине стола. На столе хлеб, соль, катык, каймак. Мужчины положили в тарелки катык, взяли хлеб и стали кушать.
Несколько смущаясь, Абдулла сказал.
- Я не думал, что так выйдет. Знал бы, купил бы водку. Не обижайтесь.
- Я водку недолюбливаю, Абдулла. Не суетитесь. – сказал Фатих.
- Водка для дела – вредная вещь. Сейчас, став главой в селе, следи, чтобы люди не спивались. Да и сам не увлекайся водкой. Хоть наши люди, придерживаясь мусульманских обычаев, водку особо не жалуют, за этим делом нужно следить.
Мужчины молча, доели суп. Абдулла позвал жену.
- Сара. Убери чугунок. Мясо и картошку вынеси.
Сара быстро убрала чугунок. Мигом вынесла поднос с мясом и вареной картошкой. Положила в тарелки мужчин аппетитные куски конины и цельно вареные белые, зернистые картофелины.
- Увидел мясо, Абдулла, и вспомнил я. – сказал Фатих. – На тебя бумага в райкоме есть. Написали, что одного из двух коней на мясо зарезал. По этому поводу тебя хотели обвинить, как собатажника колхозного дела. Чем будешь оправдываться?
- Да ты смеешься что ли? Товарищ Фатих? – оторопел Абдулла, - все люди держат скотину, чтобы зимой иметь  мясо. И эту лошадку я для мяса растил. Никто еще нам не запрещал резать скотину на мясо. И указа не было, чтобы спрашивать у районного начальства, что делать со своей скотиной. А раз не было такого закона, на каком основании меня судить хотят?
- Ладно. Это дело мы как-нибудь решим. Только хорошо объясни сельчанам, что с сегодняшнего дня весь скот считается колхозным. За своеволие будут отвечать перед судом.
- На свою голову ярмо надели, войдя в колхоз. Мало того, что за один день стали нищими. – тяжело вздохнул Абдулла. – Но другой дороги перед нами не оставили. Другая дорога только в Сибирь или под расстрел.
- Не горюй, Абдулла. У нас ведь есть еще силы, до старости еще далеко.– не весело улыбнулся Сафа, краешком глаза взглянув на Фатиха. – все богатство проходит через наши руки. А твои руки золотые. Если постараешься, со временем вновь заживешь богато.
- Верно. – опят заговорил Фатих. – Не только сам, а всех сельчан должен к богатой жизни привезти. Еще раз повторюсь. Колхозы создаем, чтобы не было лентяев, чтобы колхозники и себя кормили, и страну вволю продовольствием  обеспечили. Нелегко это будет. Если вы будете старательными руководителями, мы добьемся великих успехов. Вижу, что пока вы не до конца понимаете сегодняшнее положение. Время все вам объяснит. Партия нас учит, чтобы мы опирались на бедняков, строя колхозы. Это правильно. Но если мы, по-моему,  мнению, не втянем в колхозное дело таких знатоков земледелия,-  как Вы,- ничего не выйдет. Поэтому и ваши враждебные слова, основанные на непонимании, я пропускаю, словно не замечаю.
Фатих не спеша продолжал кушать свою порцию. Абдулла с Сафой тоже замолчали и принялись за еду. Очистив тарелки, мужчины слегка прислонились к стене. Абдулла позвал жену.
- Сара. Унеси тарелки. Приготовь чай.
Сара вышла из кухни и забегала, унося тарелки, вытирая стол, вынося чашки, ложки.
Фатих обратился к Абдулле.
- Абдулла, почему твоя жена не садится к столу? Она тоже проголодалась, наверное.
Ему ответила сама Сара, вынося на стол чашку с медом.
- За меня не беспокойтесь. Я уже ела вместе с детьми. Сейчас кушать не хочу. А самовар скоро будет готов. Чуточку подождите. А пока поговорите. – И опять стала бегать от стола на кухню и обратно.
Абдулла обратился к Фатиху.
- Товарищ Фатих. Объясни еще раз. На сходе ты сказал, что всю скотину надо сдать в колхоз. Как же семьи останутся без молока, без мяса. Ты же сказал, что и мясо и молоко нужно будет сдавать государству. С чем же мы останемся? Живя на хлебе и картошке, немного наработаешь. Силы откуда? Вы ведь нас в бедность ввергли. Как это понимать?
- На сегодня существует такая резолюция. – медленно начал Фатих, – На самом деле, не очень хорошо. Но бедняки этого требуют. Раз колхоз, то все должны жить одинаково. Так они говорят. Допустим,  молоко будете давать по норме в каждую семью. А вот с мясом придется подождать. Нужно будет увеличить колхозное стадо за счет молодняка. А потом, когда сможете и план выполнить, и в личные хозяйства скот продавать, то соберете сход и вынесете постановление, каким образом обеспечить семьи домашними животными.
В это время Сара вынесла из кухни самовар и поставила на середину стола. Сняла с самовара заварник, разлила заварку по чашкам, положила заварник на место. Заправила чай молоком. И только после этого добавила в чашки кипяток из самовара.
- Пейте. Мой чай всегда вкусный. Мед, каймак берите. – сказала, и опять вышла на кухню.
Мужчины стали пить чай, угощаясь медом и каймаком. Уже заканчивая чаепитие, Абдулла первым заговорил без настроения.
- Раз так. То последний день на нашем столе молоко, каймак, мясо. Вот ведь как все с ног на голову ставиться. Или Аллах, Или Природа через наше государство не дает нам жить в свое удовольствие. Постоянно на нас испытания посылает. То война, то колхоз. Колхоз даже хуже войны будет. Товарищ Фатих.
- Ты смотри, Абдулла. В народе такие слова не говори .– рассердился Фатих. – Когда среди своих разговариваешь, тоже язык прижми. Не знаешь ведь у кого что на уме. В наше время быстро в Сибирь отправят. А там не только корову, кусок хлеба не увидишь.  А теплый дом только во сне приснится. Политика сейчас такая. Не забывай об этом. А у тех, кого признают кулаками, не пожалеют ни жену, ни детей. Живи, думая о своих детях. Ты ведь еще мальчишку хочешь. Мысль хорошая. Только нужно терпение. Нужно жить очень осторожно в это переменчивое время.
- Правильно говоришь, товарищ Фатих .– вмешался Сафа, – За длинный язык многих в Сибирь отправили. Мы вытерпим. Господь даст, вновь на ноги встанем. Цари, правительства – все они приходят и уходят. Один Господь вечен. Вот только нас и веры лишают. Такое положение людей совсем одинокими делает.
- Пусть в силу партии верят. – крепко сказал Фатих. – Пусть верят в коллективную жизнь. Сами ведь понимаете, что сидя на печи, читая молитвы, пшеница в поле сама не вырастет. Если своими руками  не будешь дело делать, Аллах тебе не поможет. На свои силы, на силу объединенных людей нужно опираться, чтобы чего-то достичь в этом мире. Для чего была революция? Чтобы люди не делились на бедных и богатых. Чтобы все люди жили счастливо. Да. Это тяжелое время. Без пролитой крови такое  дело сделать невозможно. Но в конечном итоге все люди будут жить одинаково счастливо.
Абдулла словно воспламенился, воскликнул.
- Очень хорошо! Так, если всех на тот свет отправите, там все будут счастливы! Политику в эту сторону клоните, что ли? Ты меня извини, что кричу. Лучше сейчас выговорюсь, чем завтра перед народом выскажусь.
Фатих почувствовал, что Абдулла говорит, только шутя, но сам постарался быть серьезным.
- Почему орешь? Детей разбудишь! Вон, кто-то уже проснулся.
Сара прошла в зал.
- Спи, дочка, спи. Не бойся. – стала она успокаивать младшую дочь.
Фатих встал из-за стола.
Сам подумай, Абдулла. Вот религия Ислама. Когда пророк Мухаммед, собрав вокруг себя своих сторонников начал распространять учение Ислама, то и тогда без пролитой крови не обошлось. И тогда погибли тысячи и тысячи людей.  Сегодня Ислам в мире распространен, существует во всех концах света. И христианская религия родилась и распространилась в мире через море пролитой человеческой крови. А наша революция подняла знамя новой религии, которая учит верить в силу самого человека, в силу коллективного труда. Так нужно понимать наше сегодняшнее время и революцию. Ладно. Хватит говорить. Большое спасибо за вкусную еду. Сейчас было бы хорошо подумать о ночлеге. Покажи нам куда ложиться, Абдулла. Утром голова яснее понимает. Утром об остальном поговорим.