Женя Глава7 и 8

Ирина Ионова
7.
- Тетя Женя! Вы, дома? – на пороге стояла соседская девочка Катя. Дом родителей Кати находился в начале деревни.
- Чего тебе? – устало проговорила Женя, рассматривая долговязую, но такую красивую девчонку, - Ишь, как вымахала!
Подумала она и тут же переспросила более ласковым тоном:
- Чего тебе?

- Мама просит у вас стограммовую стопку. Она хочет огурцы засолить.
Услышав такие слова, Женя усмехнулась, недовольно покачала головой и произнесла вслух:
- У меня нет стопок.
- А как же вы солите огурцы? – удивилась Катька, и её глаза тут же округлились и стали похожи на пятирублевые монеты.
- Так вот и солю, - улыбнулась Женя, - за свою жизнь столько насолила овощей, что все делаю на глаз.
- На глаз? – еще больше удивилась Катька, - Не, моя мама так не сможет.
Произнесла она растягивая каждое слово. Потом немного подумала и спросила:
- А что же ей делать? Как ей солить?
- А вот так! – ответила Женя и дала девочке небольшую баночку из-под детского питания, - Видишь, здесь написано 50 грамм, а маме нужно 60-70 грамм. Сколько маме надо сыпать соли?
- Полторы стопки! – радостно выкрикнула Катька. – А можно мне взять эту баночку?
- Бери, я дарю её вам, - улыбнулась Женя, - и передавай маме привет.
- Хорошо,  - на бегу прокричала девочка.
Женя смотрела в след Кате и вспоминала её трёхлеткой, когда она с трудом поспевала за матерью, а та постоянно подгоняла дочь своим звонким крикливым голосом:
- Катя, иди быстрей! Ещё быстрей можешь?

 Когда девочки учились в третьем классе, как-то после уроков она и Аня запыхавшись прибежали к Жене с просьбой помочь им назвать приметы природы на все времена года.
- Бабушка, помоги! - взмолились они.

На дворе начиналась осень. Первыми зажелтели осины, что росли вдоль железнодорожной насыпи. За ними потянулись берёзки. Но в этом году они желтели неровно. Нижние ветки берёз зажелтели первыми, да ещё не все одинаково, а полосой, словно прядь седая на тёмной голове.
 
Женя оглянулась кругом, придирчивым взглядом посмотрела на берёзу, что росла в двух шагах от дома, на два дуба, посаженные ещё Мишей, и только потом, словно вспомнив о девочках,  переспросила:
- И что? Неужто не знаете?
- Ну, мы... - начала Катя и, мельком бросив взгляд на подругу, произнесла, - Хочется от вас узнать какие-нибудь редкие приметы, которые не всякий знает.

- Смешная ты, Катька. На то они и приметы, у каждого они свои, и обращаясь к своей внучке, попросила:
- Аня, помоги!
Аня посмотрела на берёзу, что росла у колодца и произнесла:
- Если берёза вкруговую желтеет, значит следующий год будет урожайным.
- Молодец, - заулыбалась Женя,  - Не зря, значит, мы  с тобой зимними, долгими вечерами читали книжки.

Услышав похвалу, Аня заулыбалась, а потом исподлобья, смущенно взглянула на бабушку. Женя оглядела придирчивым взглядом  старые дубы, что росли в пяти метрах от её дома и берёзу перед домом Елены. Затем её взгляд переметнулся на соседскую рябину,которая была красна от ягод:
- О чём это говорит? – спросила Женя девочек, кивая на рябину.

- Зима будет в наших местах снежной и холодной, - ответила Аня.
- Да? Так и будет? Да, баба Женя? – усомнилась Катька в словах подруги.
- А настанет зима и проверим, - весело ответила Женя и пробормотала:
- С зимой мы разобрались, с урожаем будущим тоже вроде все ясно, -
- и, взглянув на высокие три ели, что росли за огородами, произнесла, - Эти красавцы нам подскажут, какие именно летние месяцы будут самыми тёплыми.

- Это возможно? – удивилась Катя.
- Ага! –  кивнула головой Аня и стала объяснять подруге:
- Смотри на ель, видишь, у неё шишек много на макушке, а это значит, что в следующем году август будет самым тёплым месяцем.
- Здорово! – изумилась Катя и тут же переспросила, - А если шишек  много на средних ветках?
- Значит, июль будет жарким, - поспешила ответить Женя.

- А я знаю, что туман – это к перемене погоды, - вспомнила Катя.
- А ещё, если туман ложится на сухую траву, то на следующий день дождя не будет, - радостно сообщила Аня.
- Правильно! – похвалила Женя.

- И еще туман в июле - к грибам в сентябре. – Подхватила эстафету Катя. От неожиданной игры она вся раскраснелась, а её веснушки на лице стали ещё ярче.
- И это верно! – похвалила девочек Женя и, любуясь осенним пейзажем, тихо произнесла - Вы и без меня много знаете.

- Нет, мы всё это узнали от тебя, - тихо заметила Аня,- просто мы забыли и растерялись в первый момент, а ты помогла нам разобраться и вспомнить.
- Она ещё хотела что-то сказать ласковое бабушке, но Катька внезапно перебила её радостным возгласом:
- А я знаю  ещё одну примету к дождю, - и, не дожидаясь ответной реакции, громко выпалила:
- Из нужника сильно пахнет - это к дождю!

Услышав Катькину примету, Женя весело расхохоталась, а отсмеявшись, сказала:
- Да, Катя, это примета самая главная, и ты непременно расскажи её учительнице  первой!

Девочки убежали, а Женю вновь одолели воспоминания.
Перед поступлением в первый класс школы нужно было пройти медкомиссию.
 Повела Люда дочь на медосмотр, а там врач сказал, что девочка невнимательная.Люда покраснела от обиды за дочь и не сразу нашлась что сказать, и только дома выяснилось как было дело.
Оказалось, Ане надо было повторить число, которое назвал ей врач шёпотом на ухо:
- Семнадцать, - произнёс он, а в ответ услышал Аню:
 
- Восемнадцать.

Врач удивленно поверх очков посмотрел на будущую школьницу  и строго заметил:
- Аня! Неправильно, будь внимательней.

- Почему неправильно? – не поняла девочка. - Я правильно ответила. Сначала идёт восемнадцать, потом - девятнадцать, а там - двадцать. Не верите? Спросите у Лёни или у мамы, это они учили меня считать.

 

Потом они пошли к окулисту. Оказалось, что зрение у неё тоже плохое.
- Это почему же? – удивилась Елена, когда услышала рассказ Жени.
- У неё минус восемь, минус девять, -  произнесла Женя и посмотрела на Елену, ожидая её ответа.
- Не может того быть, при таком зрении Аня бы ничего не видела, - удивилась она. - Ты что-то путаешь.
Возразила она.

- Почему? Это же близко к единице?

- Близко к единице будет минус ноль целых восемь десятых, - и Елена нарисовала это число прутиком на земле, -  Эти числа больше соответствуют её зрению. Скорее всего,  Аня устала бегать с мамой по кабинетам врачей и не смогла правильно ответить по картинкам. Такое бывает у детей.
Произнесла она и ласково взглянула на Женю.

- Она вообще ничего не говорила врачу, когда он показывал ей картинки.
- Почему?
Вот и врач так же, как и ты, удивился её молчанию. А она ему ответила:
- Неужели, вы такой взрослый и не знаете, что там нарисовано?
Вот так-то!

8.
День прошел незаметно, наступил тёплый летний  вечер. Женя любила такие вечера, когда все дела были переделаны и можно было сесть на любимую скамью и, ни о чем не думая, любоваться улицей, которая проходила через всю деревню до  самого леса. В такие часы деревня казалась ещё красивее, и даже её выцветший домик  в лучах заходящего солнца казался золотым. Природа замирала, и только с озера раздавалось громкое покряхтывание мужчин и звонкие смешки баб, что спешили ополоснуться после жаркого дня, да детей, которые сбились в счёте купания за день.

Солнце, уставшее за день,  медленно сползало с небосвода. Сначала оно скрылось за лесом, что рос на другом берегу озера, затем его последние лучи пробежали по зеркальной поверхности озера и только потом исчезли за далёким горизонтом.
 
- Еще один день прожит, - прошептала Женя и тут же подумала:
- Боже! Спасибо тебе и за этот прожитый день, но, если бы ты знал, как хочется пожить еще немного…
Большего она не осмеливалась просить у Всевышнего что-либо ещё и замолчала, словно смутилась  своей наглости просить то, что не заслуживала. Женя оглянулась кругом, вздохнула полной грудью тёплый воздух и прошептала:
- А впрочем, пусть всё идет так, как ты считаешь быть нужным.


Дом Жени стоял на повороте улицы и потому, сидя на скамье возле  дома, она могла видеть половину деревни. Вот вдали показалась знакомая фигура свата. Он шёл медленно, то и дело оглядываясь по сторонам и удивляясь так, словно видел впервые родную улицу.
- Совсем худой стал. Чудит  старик, чудит, - подумала она и тут же вспомнила, как в марте, возвратившись из продовольственной  лавки, застала его у себя в чулане.

 
А было это так.
Пришла я из лавки, -  рассказывала она Елене. - Вошла в дом и вдруг почувствовала, что в доме - то я не одна. Сначала подумала, что кошка где-то скребётся, прикрикнула на неё, и она вроде затихла. А потом опять стала что-то шуршать. Э, нет, - думаю. - Это зверь крупней, и мне вдруг так страшно стало. Всю жизнь прожила в открытом доме без замков, никогда никого не боялась, а тут вдруг подумала:  «Добрый человек или злой скрывается в моём жилище? Не бандит ли он?»

Закрылась я в комнате, носа боюсь высунуть в сени, дрожу от страха. Если бы это всё происходило летом, открыла бы окно, позвала кого-нибудь, но на дворе еще стояла зима, сковывал холод, окна не открыть. Долго ли, коротко ли так сидела, но вскоре поняла, что-то надо делать, надо как-то выходить  из создавшегося положения. Расхрабрилась,  взяла в одну руку ухват, в другую маленький ломик, открыла дверь в сени и закричала: «Кто в моём доме хороводит, отзовись!»

- Это я в твоем доме? – слышу удивленный голос.
- А то как же! –  изумлённо отвечаю я ему .
- А ты что? Здесь живешь? -  слышу, вроде как голос знакомый, а значит не страшен этот человек и потому более спокойно  отвечаю:
- Нет, я раньше там жила, а теперь мне государство рядом квартиру дало, - и с этими словами включила свет в чулане.
- А где же твоя квартира? – опять спрашивает мой непрошенный гость.
- Да тут рядом, в двух шагах от тебя, - сказала я, понимая, что это мой сват колобродит у меня в чулане. Открыла ему дверь, вывела на крыльцо и говорю: - Иди прямо, никуда не сворачивай. Там тебя встретит твоя жена.
А сама стала звонить Марии, чтобы она мужа встретила.

Позже узнала, он перепутал дома. Но на этом история с ним не закончилась.
В марте зима словно опомнилась, и снега выпало по самые крыши. Дороги не успевали разгребать, продовольственная лавка о нас совсем забыла. Мы сидели две недели без продуктов, но продукты что? У всех мало - мальские запасы круп всегда найдутся, картофель с морковью в подполе лежат, а вот с хлебом дела обстояли намного хуже. Раньше в каждой деревни кто-то сам пёк, а теперь все покупают. Вот и мы - старики ждём не дождемся продовольственной лавки.

Просидели мы так две недели, а потом я не выдержала и позвонила сыну: «Так вот и так. Пришли кого-нибудь к нам с хлебом». Он перезвонил жене, а она попросила своего брата привезти мне хлеб. Тот встал на лыжи и с двумя буханками прибежал ко мне.  Обрадовалась я и решила поделиться со сватом. Прихожу к ним, даю буханку хлеба, а он мне сует деньги в руку. Сразу-то я не стала их разглядывать,  домой пошла, сжимая в руке скомканную бумажку. Дома развернула банкноту и обмерла: на меня смотрит морда козла.  Красивый такой козел, словно моя Белка, только она белая была, а этот рыжий такой козел. Рога ветвистые, шерсть хорошо расчёсана, длинная. Залюбовалась я им,  уж больно хорошо нарисован, а потом думаю:  «Что за банкнота такая странная? Неужто опять новые деньги в ход пошли? Дай, думаю, позвоню невестке. Она у меня шибко умная, всё знает».

- Людка, - говорю, - у нас что, опять в стране деньги поменялись?
А она мне в ответ:
- Какие деньги? Ты о чём говоришь?
- Как какие? У меня в руках  пятидесятирублевая банкнота, а на ней   морда козла.
- Какого козла? – видно телефон плохо работает,  а потому она не поняла меня.
Я повторяю: «Козел нарисован, похож на мою Белку» .
- Какую Белку? Ты что из ума выжила, Белка твоя три года как в раю живёт.
- Да знаю я, знаю, - перебила её. – Из ума я не выжила, что вижу, то и говорю.
- Переверни банкноту, что там изображено? – спрашивает она.
Я перевернула и читаю:
- Пятьдесят русских бабок.

- Ты что издеваешься? – слышу в ответ, - Ты что не понимаешь? Я на работе, а ты меня отвлекаешь, да еще глупости какие-то рассказываешь.
- Почему глупость? – не понимаю я. -  Что вижу, то и говорю. Я тебя только спросила: есть такая новая банкнота или нет?
- Такой банкноты я не видела, - отвечает она и, помолчав, спрашивает:
- Где ты её взяла?
- Сват рассчитался со мной за хлеб, - отвечаю.
- Вот иди к нему и пусть он отдаст тебе настоящие деньги.

Опять пошла  к свату, протянула ему купюру, а жена его ни слова не говоря, отдала мне настоящие пятьдесят рублей. И только  через неделю Мария пришла ко мне и всё рассказала.
Оказалось, она давно заметила, что муж стал другим, стал всё забывать, и не ровен час забудет, куда положил пенсию. А потому Мария подговорила сына нарисовать «домашние деньги» так, на всякий случай.
 
- Пусть он  на обед тебе выдает «семейные деньги», а я буду обменивать их на настоящие. Сын согласился, нарисовал домашние купюры, одна из которых попала мне в руки.
Вот такая история приключилась. Верьте не верьте, а все было именно так.
(продолжение следует)