Поиски идеального гомеостаза

Юрий Тявин
                Теория  идеального гомеостаза.


         Часть1.  Некоторые нелогичности в определении базовых  понятий физиологии.

                Всё течёт, всё изменяется. остаются неизменными только некоторые  базовые понятия.  Клод Бернар  полтора века назад  сформулировал гипотезу о неизменности внутренней среды организма, гипотеза довольно быстро стала истиной и Американский физиолог Уолтер Кеннон (Walter B. Cannon) в 1932 году в своей книге «The Wisdom of the Body» («Мудрость тела») предложил термин "гоместаз" как название для «координированных физиологических процессов, которые поддерживают большинство устойчивых состояний организма». В дальнейшем этот термин распространился на способность динамически сохранять постоянство своего внутреннего состояния любой открытой системы.
Но дальше началась некоторая неразбериха.
Сам термин "гомеостаз"  составлен из двух греческих слов: "гомео" - сходный, подобный, одинаковый и "стаз" - соСтояние,  неподвижность; то есть должен по смыслу переводиться на русский как "состояние неподвижности", "статическое состояние", но состояние и неподвижность никак не могут быть "процессом"!   Получается смысловая бессмыслица процесс неподвижности!   Данная бессмыслица разрешается только  переводом в "процесс поддержания неподвижности" или "процесс сохранения равновесия", "гомеостаз" должен быть заменён на "гомеостатичность".
Т.е. перевод должен звучать как:" Способность биологических систем к координированному поддержанию неизменности своей внутренней среды называется гомеостатичностью".  В то время как  термин "гомеостаз"  может быть использован только для описания самой неизменности.
Гомеостаз поддерживается способностью системы сохранять его неизменность - гомеостатичностью.
Читатель воскликнет: " Но это же типичное "масло масленное"!  и будет прав.
Прав до тех пор пока не задумается, а зачем это организм, эта открытая всем ветрам - открытая система, стремится к неизменности - к закрытости. И вообще, организм это открытая, как записано во всех учебниках, или закрытая - гомеостатичная (стаз - гарант неизменности) система. Вопросы казалось бы сугубо философские и не имеющие к медицине никакого  отношения, если не пытаться понять противоречивую сущность живого. Именно существование на грани изменность\неизменность и позволяет  живому быть живым, слишком большая изменность  грозит распадом, а статичность - смертью, ибо нет ничего более стабильного чем смерть.
Не отвлекаясь на вопрос о необходимости поддержания жестко детерминированной внутренней среды для всех без исключения ферментов,  мы попытаемся дать определение понятию "идеальный гомеостаз" по аналогии с "идеальным двигателем"  как "такое состояние внутренней среды, которое обеспечивает идеальное функционирование всех органов и систем (согласно второму закону термодинамики)  при минимуме затрат энергии.
Но, воскликнет просвещенный читатель, - это же почти полное повторение определения "Здоровья" данное Авиценой в "Каноне врачебной науки", это же плагиат!
Не будем спорить о приоритетах, а попытаемся  дать определение термину "Здоровье" с точки зрения  "идеального гомеостаза",
тем более, что органы по Авицене - это понятия не морфологические, а энергетические и его определение больше подходит к Китайскому: "Здоровье -состояние уравновешенности Иня и  Яна".
С точки зрения теории "идеального гомеостаза": "Здоровье это функциональня величина характеризующая способность  организма возвращаться в состояние идеального гомеостатического равновесия", а как всякая функция она может иметь некий количественный аналог (мы ведь говорим:" У него много здоровья, а у меня его просто нет") и может быть выражена в том количестве энергии которую данный организм может погасить не переходя в состояние "болезнь", увы,  есть маленькая загвоздка, эту энергию можно узнать (по аналогии с волновой функцией)  только путём разрушения.
Сразу возникает вопос:
- Если абсолютное здоровье  равнозначно (может быть как таковое)  понятию «идеальный  гомеостаз»,
то «не идеальный гомеостаз»  - это болезнь?
Рассуждая логически мы будем вынуждены признать, что (как это отмечал в своих самиздатовских трудах К.П.Бутейко) гомеостаз (как всякая константа)  должен изменяться  рывками – квантово, и на каждый переход организм (стремясь сохранить своё внутреннее постоянство)  должен отвечать серией компенсирующих реакций – болезнями.  Т.е кроме болезней вызванных внешними причинами: травмами, вторжениями чужеродной прграммы и паразитов; могут иметь место и компенсирующие  (адаптационные),    - возникающие   как  компенсаторная реакция на невозможность восстановить гомеостаз в наилучшем варианте, -   сохраняющими неизменность в жизненно важных системах  путём  изменения  менее важных .


Часть2.  «Геологические» константы гомеостаза К.П. Бутейко
Чтобы понять, что такое «идеальный гомеостаз» нам придётся оглянуться далеко назад, в миллиарднолетние – геологические глубины.
Там в  глубоком нашем биологическое прошлом,  в эре зарождения жизни, мы видим только огромный океан, который, в силу своей огромности, был идеально статичен.
Первой биологической констанотой мы (вслед за К.П. Бутейко)  будем вынуждены признать небиологическое образование, – первоокеан, - оставаясь в течении  миллионов  лет неизменным  он стал колыбелью,  в которой зародилась жизнь.  Эта первожизнь  по своей сути и являлась   частью Океана, вначале отсутствовала граница жизнь-океан, Океан был Первожизнью, а Первожизнь была  Океаном.  Именно эту среду  первичного Океана  жизнь продолжает воссоздавать внутри себя – внутри клетки, как оптимальную среду своего обитания. Параметры этой среды являются первой биологической константой, - первичным гомеостазом.
У Первоживого отсутствовала проблема, - поддержание постоянства внешней  (межклеточной) среды, - Океан был огромен и стабилен. (А были ли они клетками?   Или это была  ПРОТОплазма? Их Океан был  Солярисом?)  ПротоКлетки  просто плавали в идеальном  растворе  который для них был и «столом и домом».  Всё было хорошо и, даже,  отлично, пока само – первоживое  не стало кроме ассимиляции заниматься диссимиляцией,  не разраслось  до геологических масштабов  и не изменило среду  своего обитания, но, ничто не может существовать в среде из продуктов  собственой жизнедеятельности, - первогомеостаз был разрушен, - выжили лишь те, кто сумел оградиться от «недружественной» среды – научился воссоздавать первоокеан  внутри,  отдельной (отделённой от ставшего ставшего чужим  океана)  клетки. С этого момента – единицей Жизни стала клетка, а
второй биологической константой  -  вторичный (заклеточный, внеклеточный, межтканевой)  Океан.
Третьей биологической константой (по К.П. Бутейко) стала атмосфера бывшая на Земле в момент выхода животных на сушу – воздух альвеол остаётся неизменным по своему составу с каменноугольного периода.
И так. По К.П. Бутейко мы имеем три биологических, а по своей сути геологических, константы:  Первоокеан – внутриклеточная среда, Океан – межклеточная среда, Первовоздух – альвеолярный реликт давно исчезнувшей атмосферы.
Часть 3. Все болезни от нервов
                Хорошо быть молодым – за любовь к себе сражаться..
                Хорошо быть кошкою, хорошо собакою, где хочу …
Но, однажды клетки, образовавшие до этого только колонии, остались жить вместе и образовали многоклеточное. Мы не будем говорить о том, что тут явно тоже не обошлось без формирования некой неизменности, именно неизменности ибо «гомеостаз» это, прежде всего «неизменность»! Именно благодаря появлению новой – биологической  неизменности появилась «неизменность формы и содержания» - новое биологическое образование «многоклеточное».  Мы не будем про неё говорить прежде всего потому, что про неё на сей день практически ничего не известно, конечно, есть отдельные индивиды утверждающие, что они что то про эту неизменность знают. Мы только согласимся, что данная неизменность должна быть, увы, физической и обладать свойствами голограммы, ибо только она обеспечивает необходимую неизменность формы и содержания – утрата  даже 90% информации  сохранит неизменность формы.  Ну мало ли на свете чудаков, автор этого текста себя к ним тоже не причисляет, поэтому не будем обращать на них внимания, а займёмся спекуляциями на тему «разрушение неизвестной нам неизменности».
Объективно, этой мифической и отрицаемой большинством авторитетов, «неизменности» ни худо ни хорошо от того, что мы тут про неё говорим не будет. Поэтому мы можем поговорить  даже о такой неуловимой вещи как сновидение.
З.Фрейд сказал, что основной функцией сновидения является «исполнение желания», но, что такое «желание» и, тем более, что такое  «исполнение оного»,  не уточнил. Вообще можно исполнить оду, или на грех «ноктюрн на флейте позвоночника», но как исполнить «желание» в отсутствии объекта возжелания, это нонсенс.
Но попробуем представить некую многоклеточную тварь достаточно сложную, чтобы иметь нервную систему и программу возжелания, но слишком примитивную, чтобы иметь хорошую память, а поэтому  эта память – как хранилище примитивных программ, будет требовать постоянной очистки.  Так, вот это многоклеточное возжелало другое многоклеточное в качестве подарка на именины, а проще, на покушать и даже вошло в соприкосновение с подарком и посему включило программу его захвата и переваривания, но объект «сделал ноги», куда деваться бедной програмке которая как перфоленточка пошла в производство?  А вот в сновидение, именно в нём, перед единственным зрителем, и  будет исполнена серенада, в которой наш герой захватил и съел свой подарок.  Перфоленточка  закончит свой цикл и наша «музыкальная шкатулка» вновь будет готова к «а пообедать». Всё примитивно и просто, никаких нервов, поэтому примитивы и живут почти вечно, черпахи вон по 300 лет и ничего.
Про «пообедать» всё ясно, но при чем здесь гомеостаз?
А вот при чём: « Гомеостаз это Неизменность», а всякая инфа это след, не важно, дырДочка это на перфоленте или электрон в ячейке, «Информация это изменение Неизменности». Информация и гомеостаз – диалектическая пара определяющая судьбу живого, пара ведущая (сопсем по Гегелю) постоянную и непримиримую борьбу в «единстве и борьбе противоположностей».
Организм дабы не сгореть в пламени революций выделил особое место – ристалище  для этой борьбы – нервную систему, а для надёжности, спрятал её наиболее героическую часть в Колизей – черепную коробку. Вот в этом Колизеуме и происходят основные схватки, там же показывают кино сновидений и разыгрываются психодрамы.