Погибшим под бомбами городам...

Николай Сологубовский
Посвящается погибшим от натовских бомбежек античным городам в Ливии - Сабрата и Лептис Магна!

http://www.youtube.com/watch?v=w77SFM7Fksc&feature=related

Отрывок из выступления Николая Сологубовского на мультимедийном круглом столе на тему: "Что ожидает Ливию в ближайшем будущем?":

Волею судеб оказалось так, что Ливию я знаю давно. С Алексеем Борисовичем Подцеробом, фанатиком ливийской Сахары, мы каждый год ездили туда. У кого-то есть привычка в баню ходить тридцать первого декабря, а мы каждый февраль выезжали в научные экспедиции, в самую глубинку, в Сахару, где, как вы знаете, находятся прекрасные сокровища человечества, -  знаменитые  наскальные рисунки и петроглифы. К сожалению, вынужден вас огорчить: и там идут бои, и там эти сокровища гибнут. Я уже не говорю о том, что происходит с античными городами в Ливии. Меня удивляет молчание ЮНЕСКО.

В Ливии находятся пять уникальных памятников-комплексов, которые входят в Сокровищницу Мировой Культуры. Все эти памятники сейчас в огромной опасности: - эти античные города, восстанавливавшиеся в течение десятилетий учёными самых разных стран  и бережно сохранявшиеся в течение всех сорока двух лет Ливийской Джамахирии. И тот, кто там был, помнит все эти памятники, мраморные статуи. Всё это под открытым небом! Они не охранялись, не было в том необходимости, ведь ни у кого рука не поднималась сделать что-то с этими памятниками.
 И что мы теперь узнаём? Что в восточной, оккупированной боевиками части Ливии, разграблены античные святыни Кирена, Аполлония, Птоломея…

Когда я работал в Триполи, у меня была ещё надежда. Я Сергею Филатову говорил: "Ну хоть Сабрату-то не тронут, хоть фрески  Магны не тронут.". Ливийская армия в апреле, мае, июне охраняла эти памятники, не допускала проникновение туда банд Аль-Каеды и других боевиков. Так сам альянс  НАТО, сама авиация НАТО разбомбила фрески  Магны и Сабраты. Если вы хотите увидеть эти памятники, зайдите в Международный центр Рерихов, который делает огромную работу по сохранению уникальных памятников по всему миру. Благородное имя Рериха! Вы знаете, что сделал этот  великий человек!. Благодаря Николаю Рериху в тридцать пятом году была подписана в Вашингтоне Международная конвенция в защиту этих достояний, "Пакт Рериха" называется.
И что мы теперь видим?

Какая страшная буря вандализма проносится по арабским странам! Где знаменитый музей в Багдаде? Разграблен. Где знаменитые наскальные скульптуры в Афганистане? Уничтожены. Что случилось с музеем в Каире? Вы же помните этот музей! Прекрасный музей! Первым же делом так называемые "революционеры", "демократы", "оппозиционеры", которые не имеют никакого отношения ни к серьёзной оппозиции, ни к демократии, что они делают? Они грабят! Грабят и воруют чужое,  то, что сокровенно  для нас, свято  для нас. А для них – это только возможность продать и обогатиться.

И последняя информация: в последнее время вы часто видели на телеэкранах Зелёную Площадь. Тот из вас, кто был в Триполи, знает, что на Зелёной площади находится уникальный Музей античности. Прямо у входа, направо, стоит мраморная статуя Венеры,- её в тридцатые годы другой грабитель-фашист Муссолини вывез. Долгие годы ливийцы добивались, чтобы Италия вернула её. Вернули! Венера заняла  подобающее место среди других статуй, которым цены нет!
 А что сейчас? НАТО оккупировал город.  Этот музей тоже ограблен боевиками. Говорят о каких-то сокровищах, которые нашли в каком-то там доме, а потом и в резиденции Каддафи. Дорогие мои, я был в резиденции Каддафи!  В разбомбленной! Потом её ещё бомбили после моего отъезда... Шестьдесят четыре бомбовых удара; причём каких! Что это за бомбы,- извините, я журналист,  - я ещё не знаю, надо копать дальше,-  особые бомбами, проникающие в землю!  Эффект землетрясения! Наш отель "Риксос" находился в нескольких километрах от резиденции,  но и у нас было ощущение землетрясения. Что это за бомбы?
 И потом западные СМИ так, мимоходом,  сообщают о новых найденных сокровищах,- говорят о каком-то инкрустированном кинжале, показывают его.
 Я этот кинжал видел! Но я его видел в Музее античности в Триполи!

И смотрите - опять-таки мировая пресса и, главное, ЮНЕСКО молчат. А ведь, дорогие мои, каждое произведение искусства, сохранённое и дошедшее до наших дней, неповторимо. И поэтому, дорогие мои, я думаю, что среди вас, среди журналистов найдутся люди, которые будут копать дальше и которые будут бить в набат! 
Потому  что нельзя допустить подобное варварство.
И причём,  это варварство совершенно неожиданно пришло из Европы, «цивилизованной» Европы.

26 августа 2011 года
Здесь фотографии… Лептис Магна, Сабрата, Кирена до бомбежек НАТО!
http://www.youtube.com/watch?v=w77SFM7Fksc&feature=related