Взор-17

Борис Ефремов
ВЗОР
(Продолжение)

Надежда на развитие человека, а мы бы сказали – уверенность, как раз в том и коренится, что, если в периоды сжатия материи, во время состояний обобществленных, человеческая душа встречается с препятствиями для своего дальнейшего совершенствования, то в периоды разжатия, как бы разжижения материи, она получает счастливые возможности для очередных прорывов к Вселенскому Разуму, «к сознанию Кришны». 

Не будем забывать, что в целом собственническая форма-ция – это устремление от обобществленного состояния к индивидуальному, от сжатия к разжатию и от всеобщей скован-ности к гражданскому раскрепощению и свободе. Потому-то именно в этой формации находим мы процессы, которые придадут человеку гораздо большей духовности: поднимут на более высокую ступень развитие самобытности, самостоятельности, инициативности, хозяйских навыков, гуманности, осво-ение прав и свобод, демократических ценностей, изживание алчной привязанности к нескончаемому морю всех видов и раз-новидностей собственности.
В этом плане собственническая эпоха на особом поло-жении – она завершает длительный период становления, создающего бесчисленные множества и продвигающего вперед духовное начало1, – а потому ей и карты в руки.

1 Действительно, становление создает условия для духовного роста человечества, но реализованы они могут быть только при усилении веры в Творца, при воле к этому человека и неприменной помощи Самого Бога.

4.

Но не этой тройственной формации суждено закончить развитие первой фазы Большого Цикла, периода  расширения Вселенной, не этой формации предназначено вобрать в себя и обобщить весь эволюционный опыт, накопленный за миллиарды минувших с рождения нашего материального мира лет. Как следует из «элементарной» формулы, с окончанием собст-веннической  триады, подвергшей отрицанию триаду частнособственническую, начнется еще одно отрицание, но отрицание уже более сильное и гораздо более фундаментальное – отрицание междуфазное. Вот оно-то, надо полагать, и определит лицо следующего общественного строя.

Весь период становления, вбирающий в себя первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм и новую собственническую формацию, мы  охарактеризовали выше как период собственнический, поскольку в развитии об-щественных отношений этого периода решающую роль сыграла именно собственность. Она верховодила формированием индивидуальностей, составляющим магистральное направление всей вселенской эволюции. И было бы в высшей степени невероятным, если бы этого не происходило, так как становле-ние личности, помимо меры разжатости, вида общественного правления и отношений между согражданами, зависит еще и от форм собственности, преобладающих в той или иной фор-мации2.

2  Выводы имеют смысл, если общество не потеряло веру в Бога, как, впрочем, и во всех последующих главах этой книги. И еще  – не собственность создает человека, а человек – ту или иную разновидность собственности в силу той или иной степени духовности, веры в истины Христовы.

Однако в истории Мироздания были периоды, когда собст-венности вообще не существовало, а если она и сущестовала, то только в виде наипримитивнейших ее зачатков. Скажем, во времена Элементальных Царств, Царств Минерального, Растительного и Животного (тут собственность уже начинает зарождаться). Вот почему фазу, предшествующую фазе становления, мы назвали бессобственнической, а отрицание между ни-ми – как отрицание междуфазное, а не внутрифазное – вправе назвать более сильным и глубоким. То есть именно таким, какое должно последовать после завершения становления. Таким образом, собственнический период, подвергнув отрицанию бессобственническую формацию, поставит нас перед фактом появления новой бессобственнической формации, которая в на-шей развернутой до 81-ричного слоя формуле соответствует смене следующих триад:

19. Индивидуальное состояние
20. Коллективное
21. Обобществленное

22. Обобществленное
23. Коллективное
24. Индивидуальное

25. Индивидуальное
26. Коллективное
27. Обобществленное.

Как видим, цикл новой бессобственнической формации, завершающей гигантский по времени эон расширения Вселенной, имеет прямой порядок смены состояний, противоположный тому, каким обладает собственническая формация. А стало быть, и задачи, и цели, и свойства следующего общест-венного формирования будут равно противоположны собственническим. Исключительными особенностями наделит новую формацию и то обстоятельство, что она завершит первую фазу Большого Цикла, а значит: во-первых, снимет в себе противоречие двух начальных периодов – бессобственнического и собственнического; во-вторых, объединит непримиримые противоречия, создаст из них новое единство и, в-третьих, возвратит развитие в русло бессобственнической фазы, правда, уже на новом космическом уровне. Все эти индивидуальные черты новой бессобственнической эпохи – отрицание опыта собственнического периода, снятие противоречий двух первых фаз, объединение их и превращение в новое единство, а также возвращение эволюции в русло первой фазы, но на более высоком качественном уровне, – мы с вами и обязаны будем иметь в виду при прогнозировании общества, которое сформируется на завершающем этапе расширяющейся Вселенной1.

1 Всё дальнейшее повествование – блестящий пример того, как, даже при ипользовании правильной формулы диалектического развития, но без твердого знания православных истин, можно придти к совершенно фантастическому прогнозу. И все же некоторые черты прогноза в новой эпохе закрепятся, если эта эпоха предусмотрена Творцом. Закрепились бы, возможно, и все, если бы православная вера была руководила жизнью людей.

Начнем с отрицания – с категории, наиболее нам знакомой. Впрочем, чтобы приступить к анализу, мы должны будем собрать вместе все основные свойства собственнической эпохи. А поскольку их в силу своего эволюционного положения сохраняет новая собственническая формация, то нам достаточно будет (вот когда подоспело время!) обобщить ее качества, выше нами уже перечисленные.

К своему завершению новая собственническая формация приобретёт следующие характерные черты:

– обобществленное состояние сменится индивидуальным;
– собственность примет всеобщий характер, то есть осно-вная часть населения превратится в «средний» класс;
– государства станут свободными, равноправными, цивили-зованно развитыми;
– главенствующей целью этих государств станет всесто-роннее улучшение жизни каждого человека;
– большую часть прав и свобод государство передаст граж-данам;
– открытия науки будут служить человеку;
– экономика свободного предпринимательства в первую очередь будет поставлена на службу человеку;
– бывшие наёмные работники превратятся в собствен-ников, хозяев, творчески развивающих свои индивидуальные предприятия;
– произойдет раскрепощение личности, духовный расцвет индивидуумов – людей четвертой расы;
– небывалый размах примет расселение человечества по глубинам Солнечной системы;
– завершится очередное разжатие материи – одна из гла-вных причин мощного эволюционного скачка в собственниче-скую эпоху.

Примерно такой букет качеств приподнесет человечеству эволюционная ступень, с которой, прибегнув к помощи закона отрицания, мы попытаемся разглядеть таинственный лик времени, отделенного от нас, как мы полагаем, не одним тысячелетием.

Сильнейшее воздействие  на ту далекую жизнь окажет всё более усиливающееся вытеснение индивидуального состояния обобществлённым. Человек, удовлетворивший свои духовные запросы, причем, наиболее полно за минувшие эпохи, потянется к опыту коллективного, обобществленного, государственного труда. И не просто потому, что ему приятно будет оку-нуться в «хорошо забытое старое». Уровень проблем, которые придется решать, окажется настолько высоким, что одолеть трудности даже высокоинтеллектуальным личностям окажется не по силам. Идеи обобществленности Маяковского, конечно, освобожденные от большевистской обезличенности, приобретут особый смысл:

Единица – вздор,
единица – ноль,
один –
даже если
очень важный –
не подымет
простое
пятивершковое бревно,
тем более
дом пятиэтажный.

Потребуется мощная объединяющая сила, и силой такой окажется, конечно же, не «партия», с ее «миллионами плеч, друг к другу прижатыми туго», а опять-таки государство, опять-таки империя, однако государствоимперия – совершенно ново-го свойства. Государство-империя уже не общепланетного, а общекосмического характера, обладающее невиданными воз-можностями и в то же время ни на минуту не забывающее, что высшая цель для него – ее гражданин, человек1.

1 Тут я демонстрирую полное незнание Откровений Иисуса Христа. Всеобщее обобществление земной жизни как раз и приведет к единой империи Антихриста. А за этим – неизбежный Страшный Суд. Причина такого конца – всё больший и больший отход людей от Бога. К этому человечество устремленно идет и в наши дни. Горько, но это так.

Смещение приоритета с собственности на человека, казалось бы, совершенно неправдоподобное для государства, а тем более для вселенской сверхимперии, станет возможной уже хотя бы из-за того, что, во-первых, предыдущая собственническая формация достигнет небывалого материального изобилия и практически  собственность как жизненно важная категория потеряет для людей прежний смысл (каждый будет иметь всё, что захочет, всё, что ему понадобится) и, во-вторых, сам закон отрицания, отвергающий собственность, заставит общество переосмыслить это явление, переосознать его, принять не как средство для достижения богатства и мо-гущества, а главным образом как средство для достижения исключительно гуманных, благородных, высокодуховных целей, несущих пользу одновременно и отдельной личности, и содружеству людей в целом.

В принципе, если рассматривать вопрос фундаментально, государство само является средством достижения более организованной, более развитой с точек зрения экономики и социальных отношений, более достойной жизни. Вот только во все минувшие века, в силу очень многих закономерностей, более достойная жизнь доставалась владельцам крупной собственности, государственным управленцам самых разных уровней, а народ, используемый в качестве  главной тягловой силы, вынужден был о более достойной жизни разве только вздыхать2.

2 И вновь, по моим тогдашним убеждениям, выходит, что были какие угодно причины нищей жизни народа, только не безнравственность и безбожность руководящей верхушки. Человек без Бога в душе рукодить может только для пользы своей, своих близких и коррупционеров. Это история и подтверждает. Сейчас я бы говорил о достойной жизни не как об изобилии материальном, а как об изобилии духовном, при котором не играет роли богат ты или нищ, у власти или нет.

Коренные  перемены произойдут в собственническую эпоху; бессобственническая же формация по всем статьям перемены эти закрепит и приумножит. Государство впервые за всю прошедшую эволюцию превратится в действенное средство для достижения целей, полезных для всего общества, а не для отде-льных элитных слоев. Точно так же, как собственническое госу-дарство передаст большую часть своих полномочий своим гра-жданам, общество бессобственнической формации передаст государству большую часть своих прав, чтобы цели – общие для империи и ее населения – были достигнуты быстрее и эффективнее.

Учитывая, что государство – это, в общем-то, сообщество людей и отношения между ними, нетрудно представить, насколько должны быть гуманны и совершенны граждане в государ-стве, в такой же степени гуманном и совершенном. Индивидуальное развитие подавляющего числа людей, направленное на формирование инициативной, творческой, духовно богатой личности, выльется в понимание того, что превыше всех благ во Вселенной должно быть искреннее, пронизанное любовью служение друг другу, обществу, Империи, раскинувшей свои владения в многочисленных галактиках, иными словами – служение всему межзвездному человечеству. Все сокровища души, все знания, глубокие и обширные, все богатейшие хозяйские навыки, приобретённые в собственническую эпоху, человек последней формации расширяющейся Вселенной, представитель пятой по счету расы, будет священно жертвовать всем самым сокровенным ради главной цели – создания счастливой жизни содружества разумных существ и колоссального переустрой-ства с этой целью всех доступных к тому времени уголков неохватного Мироздания1.

1 Если это будет возможным, то только при основательно обожествляемом сознании человека; не будет такого сознания, закон отрицания отрицания сработает для людей без должного эффекта – не на пользу, а в ущерб.

Короче, тенденция к обобществлению, свойственная всему бессобственническому периоду, постепенно из человека-индивидуалиста сделает человека коллективистской, общественной ориентации, но, понятно, не коммунистической, деспотическо-тоталитарной, а подлинно гуманистической, когда чело-веческая индивидуальность не будет принижена и подчинена вселенским супергосударством.

Таким образом, в человеке бессобственнической эпохи мы увидим черты:

– государственника, в равной степени заботящегося о вы-годах Империи и каждого ее гражданина в отдельности;
– бессобственника, который неограниченно пользуется «собственностью» космической державы – ее неисчислимыми техническими, экономическими и культурными богатствами;
– преданного слуги Межгалактического Рима, но обладающего такими правами и свободами, о которых древнеримским гражданам и мечтать не доводилось;
– свободного предпринимателя, хозяина, озабоченного тем, чтобы его дело как можно больший доход приносило Империи; всесторонне развитой независимой личности, сознательно под-чиняющей себя целям и задачам общественного труда;
– покорителя Космоса, но, в отличие от граждан предыдущей формации, давно уже вышедшего за пределы Солнечной системы и обустраивающего Млечный Путь и другие скопления галактик;
– творческого потребителя множества научных открытий, направленных на улучшение общей жизни во Вселенной1...

1 Надо заметить, что логическое мышление, основанное на законах эволюции, обязательно приводит к идеальным утопиям. Жизнь, как мы видим, утопии эти безжалостно разбивает. Если какие-то идеальные черты и реализуются, то они принимают более упрощенный, более противоречивый, земной вид.

(Продолжение следует)