Перлы школьные 1 апреля

Алексей Аимин
             Первое апреля – это мой день. Мне нравятся люди с чувством юмора, которые любое  заурядное событие могут повернуть так, что поневоле рассмеешься или улыбнешься, что тоже на пользу. В народе таких людей называют остроумными. Но рассмешить могут не только острословы. Порой это делают люди, которые даже и не думают нас смешить. Причем это бывает так, что и острословам за ними не угнаться. Раньше даже рубрика такая была: „Нарочно не придумаешь“.
             А еще нас всегда веселят дети, особенно когда они с очаровательной наивностью судят о житейских делах или придумывают новые слова. Знаю, многие родители записывают их высказывания. Но это происходит обычно в самом раннем возрасте. Ну а потом наши дети, переступив порог школы, делают это сами. В каждой школе есть „крылатые фразы“ юных сочинителей, которые учителя не могут забыть десятилетия. Они даже становятся народным достоянием. Например, вот эти, еще из 70-х:

                „Анна Каренина ехала в карете с открытым задом“;

                „Из-за холма с гиканьем выскочило татаро-монгольское иго“.

             Но я бы не стал строго судить молодых „авторов“, ведь в то время еще Интернет отсутствовал, и негде было уточнить, чем отличаются кареты с открытым и закрытым задом. Хотя там и сейчас вряд ли расскажут, как выглядело татаро-монгольское иго.
             Отчасти в ошибках и ляпах виновата перегрузка учебников из-за расплодившихся классиков. В головах школьников не умещается не только суть произведений, но их названия и имя автора. Вот как они спрашивают нужные им книги в магазинах или библиотеках:
             – Братьев Карамзиных можно? („Братья Карамазовы“)
             – Дайте, пожалуйста, книгу „Золотой принц“ („Князь Серебряный“)
             – Что-то про майорскую дочь… („Капитанская дочка“)
             – Мне, пожалуйста, „Прощание с матерью“ („Прощание с Матёрой“)
             – Историю или географию Аксакова (как выяснилось, биографию Аксакова)
             Есть у нас трудности и с великим и могучим, уж больно много похожих и созвучных слов в русском языке. Если не знать их действительного значения, можно запросто перепутать: „А на груди у него была белая мошонка...“, „По двору гуляли куры, утки и прочая домашняя утварь...“ А чего, манишка – мошонка, утварь – тварь, почти все буквы совпадают. К тому же язык постоянно развивается, значение слов меняется, вот и случаются казусы: „Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк“. Правда, с цирком здесь все-таки есть перебор.
             Прямо скажу, что и сами учителя у нас бывают слишком придирчивы. Ну, например, чего придираться к такому предложению: „По полю ехал трактор, медленно попахивая“? Ведь если смотреть на трактор вблизи, он впрямь быстро пашет, а вот если посмотреть издалека, он действительно медленно попахивает. Или вот такое заявление, вызвавшее их насмешки: „Из произведений Некрасова крестьяне узнавали, как им плохо живётся...“ – так ведь так оно все и было, крестьяне до Некрасова думали, что все вроде так и должно быть, а он им взял глаза-то и раскрыл. Вот они и узнали – кому на Руси жить хорошо, а кому не очень.
             Придирки учителей иногда вообще смахивают на изощренное издевательство. Они видят в изложенном совершенно не то, что писали дети с абсолютно чистыми помыслами.
            
             „Плюшкин наложил посреди комнаты кучу и долго ею любовался...“

             „Татьяна любила природу и часто ходила на двор“.

             „Шелковистые белокурые локоны выбивались из-под её кружевного фартука“.

             „Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись, и раздался выстрел“.
            
             Так что не надо все валить на деток…  Пропустили бы и все, а то сразу шум поднимать и про плохое думать. А вот министерству образования надо обратить внимание на нравственную сторону учительского состава. А еще, учителям надо бы давно усвоить, что под одну гребенку всех школяров стричь нельзя. Ведь уже с начальных классов проявляются индивидуальные наклонности – будущих физиков и лириков. Например, последние просто не могут писать коряво или некрасиво:

            „В лесу стоял необычайный аромат, и я тоже остановился постоять“.

            „Кругом было тихо, как будто все вымерли... Какая красота!“

             А ведь последняя фраза не только лирична, но и философски очерчена. Для меня очень удивительно, как учителя неправильно понимают будущих философов. Просто придирки какие-то к довольно серьезным умозаключениям одного из учеников по творчеству Гоголя:

             „Hос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием“.

             „Одной ногой он стоял в прошлом, другой вступал в будущее, а между ног у него была жуткая действительность“.

              Я уверен, что стихи и философские трактаты у этих ребят еще впереди и они еще не одному нос утрут и откроют жуткую действительность. А теперь давайте перейдем к тем, кто нас будет кормить, т.е. к физикам-прагматикам. Кто кто а они всегда четко расставляют акценты:

             „Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену“.

             „Дождь бывает грибной, проливной, мелкий и крупнокалиберный“.

             Между прочим, очень конкретно и к тому же объемно по содержанию. Без сомнения это будущие техники, инженеры, ученые. А вот этот, например, точно бизнесменом или банкиром будет: „Печорин был пустым человеком. И писать о нем пустая трата времени“. Вот, с молоком матери парень всосал: время – деньги!
             Многие оригинальные строки из сочинений можно объяснить задержавшейся детской непосредственностью их авторов. У некоторых она продолжается вплоть до старших классов:

              „Бабушка с нетерпением ждала Красную Шапочку, потому что ей было глубоко одиноко в животе у волка...“

              „Сидит Аленушка на камешке, а в заду у нее темный лес чернеется...“

              „С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду“.

              Чуть позже такая непосредственность вдруг резко переходит в смелые умозаключения, с панибратским оттенком:

              „Тургенева не удовлетворяют ни отцы, ни дети“.

              „Такие девушки, как Ольга, уже давно надоели Онегину, да и Пушкину тоже“.

              „Здесь он впервые узнал разговорную русскую речь от няни Арины Родионовны“.

              Нет, я ничуть не оправдываю наше молодое поколение и не собираюсь сваливать все на нерадивых, испорченных жизнью учителей или на издержки школьной программы. Хотя пробелы в знаниях в некоторых не главных науках переходя в сочинения просто изумляют:

              „Ленин правил в России. Он был первым царем Советского Союза“.

              „В клетке сидели два разнополых самца“.

              Кроме всего прочего дурное влияние оказывает на подростков улица: в сочинении одной из старшеклассниц рассказ Толстого „После бала“ значился „После бара“. А еще телевидение с рекламой чудодейственных препаратов для страстной любви: „Декабристы накопили большую потенцию и излили ее на Сенатскую площадь“ Про современную музыку и говорить не приходится: „Лед под крестоносцами треснул, и они стали проваливаться с криками: „Хэви метал!“
             
              Вот перечитал все вышеизложенное и встревожился. А вдруг кто-то подумает, что я на нашу систему образования бочку качу. Да не дай Бог! Это же самое, можно найти в школах даже самых цивилизованных стран. Что уж говорить, если даже студенты университетов США выдают вот такие ляпы:

              „Киевское госудаpство было ослаблено гpажданской войной, потому что у князя Владимиpа сыновей было больше, чем надо, в pезультате нескольких жен и многих наложниц“.

              „Петp Пеpвый заполнил свой кабинет случайными людьми и постpоил новую столицу около евpопейской гpаницы“.

              „Царская Россия была отсталой страной. Среди крестьян свирепствовал коммунизм...“

              Поздравляю всех с первым апреля и желаю всем чаще смеяться и улыбаться. Говорят, что  минуты смеха в зачет жизненного срока не учитываются. в заключение хочу привести еще одно ценное наблюдение из за океана: „Славяне были вольнолюбивым народом. Их часто угоняли в рабство, но и там они не работали...“ Думаю, такое забугорное мнение надо опровергать. Как у нас там говорят: „Делу время – потехе час!“ Посмеялись? А теперь живенько за работу!