Беседы с мудрецами Вольтер

Елена Пацкина
21 ноября родился французский философ, писатель и публицист  ВОЛЬТЕР Voltaire (21.11.1694, Париж – 30.05.1778, Париж) (настоящее имя и фамилия – АРУЭ ФРАНСУА МАРИ Arouet).

Сегодня, в день его рождения, у нас в гостях дух великого деятеля Просвещения, «поэта в поэтах первого», по выражению А.С. Пушкина, человека легендарного остроумия, Вольтера.

Мари Франсуа Аруэ (Вольтер – псевдоним писателя) родился в 1694 году в Париже в семье крупного чиновника. Литературная известность пришла к Вольтеру очень рано: в 1718 году на сцене одного из парижских театров начали играть его пьесу «Эдип». Вольтер много сочинял для театра, причем не раз ему приходилось отстаивать свое право на отступление от классических традиций. «Все жанры, кроме скучного», – отвечал писатель на заявления критиков, что жанр его пьес определить невозможно. Кроме драмы, Вольтер охотно обращался и к другим родам литературы: его едкие сатирические памфлеты – едва ли не лучшее, что создано в ХVIII веке в этой области. Его активная и независимая общественная позиция всегда проявлялась даже в самых небольших обличительных стихотворениях, что не могло не сказаться на обстоятельствах его жизни. Так, за смелые эпиграммы против герцога Орлеанского Вольтер поплатился годом Бастилии. Впоследствии не раз одна-две неосторожно брошенные фразы заставляют его срочно искать спасения в глухой французской провинции и за границей. Каждый раз, возвращаясь на родину, он с еще большей настойчивостью ведет свою просветительскую деятельность, воюя с абсолютизмом. В 1735 году Вольтер познакомился
с мадам дю Шатле и поселился в ее замке. Десять лет, проведенные там, оказались одним из самых плодотворных периодов его творчества. Высшее художественное достижение этого этапа – острая сатирическая поэма «Орлеанская девственница», сразу же внесенная римским папой в список запрещенных книг, преданная публичному сожжению в Женеве, однако разошедшаяся в рукописных списках по всей Европе. Желая совершенно удалиться от двора и обрести свободу, Вольтер приобрел замки Турне и Ферне, расположенные вблизи швейцарской границы. Там написаны лучшие его прозаические произведения, в том числе и философская повесть «Кандид, или Оптимизм» (1759). Эту повесть регулярно перечитывал С.Моэм прежде чем начать работу над новым романом, дабы иметь образец стиля, о чем он сам писал в своей книге «Подводя итоги». В 1778 году, в возрасте 84 лет, Вольтер вернулся в Париж, где его восторженно встречали не только как замечательного писателя и мыслителя, но и как мужественного борца за справедливость, против религиозного фанатизма и судебного произвола. Дело в том, что Вольтер вступился за невинно осужденного и казненного кальвиниста Жана Каласа. Он обращался в различные правительственные инстанции и к широкому общественному мнению, в результате чего добился посмертной реабилитации Каласа и освобождения из тюрьмы членов его семьи, также безвинно пострадавших. Торжественный прием, устроенный парижанами Вольтеру, вылился в своего рода демонстрацию против абсолютистского режима. Однако для самого писателя приезд в родной город и связанные с этим волнения закончились трагично: он заболел и вскоре умер.

Нелегко было нашему медиуму вступить в беседу с духом человека столь блестящего ума и остроумия, однако, набравшись храбрости, он осмелился задать несколько вопросов, которые волнуют всех нас и сегодня. Вот запись их разговора:

М. – Уважаемый Учитель, начну с главного: как лучше использовать короткое время нашей жизни?

В. – Время довольно длинно для того, кто им пользуется; кто трудится и кто мыслит, тот расширяет его пределы.

М. – Итак, трудиться всю жизнь?

В. – Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека. Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.

М. – Это прекрасно, но разве достаточно, чтобы достичь счастья?

В. – Счастье не скрывается в лесной чаще, еще менее его можно найти у царей, его нет даже у мудреца: оно не составляет удела нашей короткой жизни. Нужно отказаться от него, но, по крайней мере, иногда можно обнимать его подобие.
Счастье есть лишь мечта, а горе реально.

М. – Но, может быть, слава, подобно Вашей, делает человека счастливей?

В. – Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга.

М. – Стало быть, в дружбе можно найти если не счастье, то радость и удовольствие?

В. – Величайшее удовольствие, какое только может чувствовать честный человек, – это доставлять удовольствие своим друзьям.

М. – Однако друзья не всегда бывают рядом и располагают временем для общения.
 Может ли книга заменить отсутствующего друга?

В. – Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже читаную книгу – значит вновь увидеть старого друга.

М. – Часто умный человек предпочитает общаться с книгами, так как его окружают люди, мягко говоря, недалекие. Что бы Вы ему посоветовали?

В. – Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.

М. – Известно, что Вы довольно терпимо относились к людям, совершающим неблаговидные поступки по слабости характера. Так ли это?

В. – Я всегда прощаю слабых и не терплю только подлости… Люди в большинстве своем так коварны, так завистливы и так жестоки, что утешительно видеть человека, который просто слаб.

М. – Но ведь человек по слабости характера может предать и даже участвовать в преступлениях.

В. – Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.

М. – Не следует ли тогда прощать предательства и преступления, учитывая слабости человеческой натуры и несчастливое прошлое преступника?

В. – Кто прощает преступление, становится его сообщником.

М. – Но некоторые преступления совершаются с благими, казалось бы, намерениями. Например, религиозные войны, аутодафе инквизиции и прочие жестокости, творимые верующими во славу Бога. Что Вы думаете по этому поводу?

В. – Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм.

М. – Хотите ли Вы этим сказать, что священнослужители не всегда правильно толкуют волю Бога?

В. – Бог вовсе не должен страдать из-за тупости своего священника.

М. – Разве Вы не считаете, что Бог создал человека по своему образу и подобию?

В. – Если Бог сотворил человека по своему образу и подобию, то человек отплатил ему тем же.

М. – Вероятно, Вы атеист?

В. – Атеизм – порок некоторых умных людей, суеверие – порок глупцов.

М. – Считаете ли Вы, что Бога нет?

В. – Если Бога нет в нас, то его нет нигде. Разум говорит мне, что Бог существует, но разум также говорит мне, что я никогда не узнаю, что это такое.

М. – А что Вы думаете о бессмертии души?

В. – Догмат бессмертия души есть самая утешительная и в то же время наиболее устрашающая идея из всех, которые человеческий дух мог воспринять.

М. – Но мысль о загробном мире сопровождала человечество всю его историю. Кстати, а что Вы думаете об истории?

В. – Вся наша история – вымысел, с которым все согласны.

М. – В течение всей истории человечество вело непрерывные войны. И сегодня, в ХХI веке, дела обстоят не лучше. Некоторые страны зарабатывают немалые деньги, стравливая другие государства друг с другом, устраивая повсюду гражданские беспорядки и поставляя оружие для поддержания войн на чужой территории.
Как Вы думаете, можно ли таким образом обогатиться?

В. – Война неизбежно истощает государственную казну. Разве взятое у побежденных наполнило бы ее? Начиная с древних римлян, я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы.

М. – В нашей стране опять ищут некую идею, которая бы всех объединила, но многие люди заняты либо выживанием, либо добыванием денег всеми способами.  Как Вы думаете, есть ли такая идея?

В. – Там, где речь идет о деньгах, все одной веры.

М. – То есть религия не является такой идеей?

В. – С религией как с картежной игрой: начавши дураком, кончаешь плутом.

М. – Боюсь, многие мои современники, впрочем, как и Ваши, с Вами не согласятся.

В. – Религиозная догма всегда в безопасности, когда ее опровергают только философы: все академики вселенной ничего не изменят в веровании народа.

М. – Возможно, оно и к лучшему. Для счастья вера нужна даже больше, чем здоровье. Что Вы думаете о медицине – может ли она побеждать болезни?

В. – Искусство медицины состоит в том, чтобы помогать пациенту коротать время, пока природа излечивает болезнь. Врач – это человек, пичкающий лекарствами, в которых он мало что понимает, организм, в котором он ничего не понимает.

М. – Часто именно так и бывает. Есть мнение, что человек в браке меньше болеет, чем холостяк. Что Вы на это скажете?

В. – Брак – единственное опасное приключение, доступное даже трусам.

М. – А что Вы думаете о женщинах?

В. – Женщина – это человеческое существо, которое одевается, болтает и раздевается.

М. – Да, не слишком лестно для дам. Похоже, Вы отрицаете наличие у них разума. А может, людям и не нужно много ума для счастья? Как они вообще его используют?

В. – Люди пользуются умом лишь для того, чтобы оправдать свои дурные поступки, а языком – чтобы скрывать свои мысли.

М. – Вы прожили долгую жизнь – что Вы скажете нам о старости?

В. – Старость создана для того, чтобы получать огорчения, но она должна быть достаточно благоразумна, чтобы переносить их безропотно.
Для глупца старость – бремя, для невежды – зима, а для человека науки – золотая жатва.

М. – Надо полагать, что золотая жатва – это заслуженный успех и слава?

В. – Чтобы добиться успеха в этом мире, недостаточно быть просто глупым, нужно еще иметь хорошие манеры.

М. – Что Вы скажете, уважаемый господин Вольтер, нам на прощание?

В. – Мы покинем этот мир таким же глупым и злым, каким его застали при приходе.
Так как нам дано лишь два дня жизни, то не стоит труда проводить их в ползании перед презренными негодяями.

М. – Грустно заканчивать разговор на такой ноте. Вы прожили достойную и славную жизнь, борясь с глупостью и злом этого мира. Дайте же, пожалуйста, совет: как мудро распорядиться отпущенным нам сроком.

В. – Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости.
Ни воздержание, ни излишества не дают счастья.

М. – Спасибо, дорогой Учитель, за все, что Вы сделали и для своих современников, и для потомков!