Открытие

Вера Петрянкина
Иногда хочется перечитать книги, которые произвели на тебя впечатление в юности. Вот и я сняла с полки "Лезвие бритвы" Ивана Ефремова. Неторопливое, вдумчивое чтение (не такое, как в юности!) помогло мне сделать открытие.
Приведу небольшой отрывок из романа:

"Он(Гирин) взял книжки, показавшиеся знакомыми, и вдруг воскликнул:
- Шкапская, вы её любите?
- Очень. А вы разве тоже? Странно...
- Почему?
- Стихи её женские, и многим они кажутся, как бы сказать...
- Знаю. Воспеванием примитивных, чуть ли не животных чувств. Как и всякое враждебное мнение, это утрировано. Мы автоматически утрируем то, что нам не нравится, но мало кто это понимает. Иначе меньше было бы внимания тому худому, что гооврят про людей. Не знаю, замечали ли вы, что плохое мнение всегда представляется нам весомее хорошего, хотя бы к тому не было ни малейшего основания. В основе этого лежит тот же психологический эффект, который заставляет нас пугаться неожиданного звука: опасения и настороженности зверя в диком мире или индивидуалиста-собственника в цивилизованном.
- Как интересно, Иван Родионович! Вы объясняете мне то, что я, инстинктивно, или называйте это женской интуицией, сама чувствую.
- Женская интуиция и есть инстинктивная оценка мудростью опыта прошлых поколений, потому что у женщины её больше, чем у мужчины. Это тоже понятно почему - она отвечает за двоих. Но вернёмся к Шкапской. Я бы сказал, она отличается научно верным изображением связи поколений, отражения прошлого в настоящем. Как это у неё:

Долгая, трудная, тяжкая лестница,
Многое множество, тьмущая тьма!
Вся я из вас, не уйдёшь, не открестишься,-
Крепкая сложена плотью тюрьма...

- Одно из лучших,-обрадовалась Сима.- Но мне больше нравится гордое, помните:

Но каждое дитя, что в нас под сердцем дышит,
Стать может голосом и судною трубой!

- Сознание всемогущества матери для будущего. Что же, скоро оно придёт, когда женщина познает свою настоящую силу, и все женщины будут ведьмами."

Рассуждения Гирина когда-то стали для меня откровением, но сейчас, в зрелом возрасте, я отметила в этом отрывке лишь фамилию - Шкапская. Никогда прежде я её не слышала и когда-то просто не обратила на неё внимания, а теперь, конечно, захотела узнать, что это за поэтесса. Может быть, такой вовсе нет, и это просто выдумка автора?


Продолжение: http://www.proza.ru/2011/10/02/1065