Верность

Галина Бэрэза
В палате, куда меня положили после установления диагноза инфаркт миокарда, находилось три пациентки с  таким же заболеванием; оставалась свободной одна кровать, но и она к вечеру была занята. Все пятеро поступили на  лечение со «Скорой  помощи» в течение двух суток; что-то произошло в природе, магнитные бури, наверное.

Потянулись мучительные дни жизни с ограниченной подвижностью, складывавшиеся в недели. Единственным развлечением, кроме посещений родственников и знакомых, были разговоры, благо у языков ограничения в  подвижности не было. О чём только не было переговорено - о детях и политике, болезнях и лечении этих болячек,  литературе и кино и о многом, многом другом. С какой радостью мы восприняли весть о том, что, троим из нас,  разрешено медленно-медленно, с большой  осторожностью вставать с постели.

Настроение у обитателей палаты после радостного известия было приподнятое, тем более что сегодня день  посещения больных. Как-то не заметно пролетело время до прихода посетите-лей. Женщины, которым было  разрешено вставать, прихорашивались, чистили пёрышки. Им не терпелось поделиться своей радостью с близкими, и  поэтому часто выглядывали в окно, ожидая родственников. В этот раз я ни кого не ожидала, и уже начала задрёмывать, когда к соседке, бабушке Ульяне, пришли гости - молодой, лет 40-ка, мужчина и с ним двое парней. Молодые  люди шутили, обнимали бабушку, что-то рассказывая, смеялись - на них было приятно смотреть. Видно, что это  очень близкие люди, и все они любят и уважают друг друга. Наговорившись, молодёжь оставляет бабуле разные  домашние вкусности и, поцеловав её, уходит.

С чувством «белой» зависти я наблюдала за этой сценой со своей кровати. Баба Ульяна, заметив мой взгляд,  спросила: 
-К тебе сегодня никто не придёт?
-Не придут – ответила - Может завтра, сейчас муж и дети в селе помогают родственникам копать картошку. А к Вам  кто приходил?
-Это мой зять с сыновьями - близнецами, моими внуками.
-Дочка, наверное, занята хозяйством, поэтому и не приходит? - продолжаю любопытствовать я.
-А нет дочки, умерла дочка 16 лет назад.
-Простите меня, ради Бога, за моё глупое любопытство.
-Да ничего, боль эта останется на всю жизнь.
Установилось тягостное молчание. Вопросов я больше не задавала, но бабушке, видно, хотелось поговорить, излить  душу и она начала свой рассказ с детских лет дочери Марины.

Марина родилась здоровой, крепкой и красивой девочкой. Росла, никакими детскими болез-нями не болела. Мы  с мужем не могли нарадоваться на неё, но в три года она отравилась грибом. В то время наша семья жила на  частной  квартире. Дочка играла во дворе с куклами - варила им обед на игрушечной плите. Рядом лежали доски, и на одной из   них рос гриб (это мы потом узнали). Марина сорвала его, накрошила гриб в игрушечную сковородку и стала жарить  на обед куклам, а затем стала кормить своё кукольное семейство и вместе с ним, за компанию, съела этот гриб. Этого  ни кто не видел. Вечером у неё поднялась температура до 40,5градуса. Вызвали «Скорую». Приехал врач, осмотрел и  сказал, что это от перегрева на солнце, сделал укол и уехал, посоветовав наблюдать за больной. Температура спала, а  через час снова поднялась. Опять вызвали «Скорую». Сделали ещё один укол, но температура не падала. Всю ночь я  провела около дочери и ближе к утру, сквозь полудрёму увидела, что в головах у Марины кто-то сидит. Спрашиваю:
- Ты кто?
-Хочу забрать её с собой - слышу голос
-Не забирай! - умоляю я.
-Она всё равно умрёт.
-Нет, она будет жить! Оставь её!
-Ну,  хорошо. Я сейчас не заберу, а в 28лет она уйдёт со мной.
Дико озираюсь по сторонам и ни кого не вижу, ни как не пойму - толи мне померещилось, толи я на самом деле с  кем-то разговаривала. В это время очнулась дочь, и я стала чайной ложечкой вливать ей в рот кипячёное молоко. Она  немного попила молока и у неё началась рвота. О, чудо! Мариночке стало легче. Температура резко снизилась до 36,8,  и дочь уснула, а вместе с ней уснула и я. Это был первый и последний случай, когда она болела

Марина окончила школу с серебряной медалью. Увлеклась математикой. Поступила в ки-евский политехнический институт на факультет электроники. Училась хорошо. На втором курсе подружилась с пятикурсником Колей.  Дружба переросла в любовь, сыграли свадьбу. Это была красивая и счастливая пара. Николай окончил институт и  стал работать на одном из заводов Киева. Молодожёны поселились у нас. Жили дружно и весело, места хватало всем.  Надумали  молодята заиметь ребёнка. На работе Коле обещали дать квартиру в «малосемейке». Вот тут-то горе нас и  подстерегло. В институте, торопясь на лекцию, Марина споткнулась и упала, ударив-шись головой о ступеньку  лестницы. Потеряла сознание. Очнулась в  больнице. Синяков видно не было, да и голова не болела. Продержали её с  неделю, да и выписали. Начала ходить на лекции и заметила, что не может сосредоточиться на занятиях, не может  запомнить прочитанное, появилась рвота по утрам. Врач невропатолог списала все эти симптомы на течение  беременно-сти, но, на всякий случай, направила на обследование. Обследовалась, диагноз - здорова. Шло время,  здоровье ухудшалось. Положили в больницу на сохранение, но случились преждевремен-ные роды. Родились  близнецы мальчики. Одного назвали Владиком, а второго Ярославом. Маму спасти не удалось, ей на ту пору было 28  лет. Произошло кровоизлияние в головной мозг. Горю нашему и Коли не было предела, но мальчишки требовали  внимания и ухода. Дети росли крепкими, умными и красивыми, радовали своими успехами отца и бабушку с  дедушкой.

Подошли невесёлые (мягко сказано) девяностые годы. Советский Союз перестал существо-вать. Начались проблемы на работе. Работать ходили муж и зять, но денюжку не приносили; руководство говорило, что нет сбыта  продукции. Начались поиски заработка. Николай попробо-вал ремонтировать телевизоры, получилось. Мой  благоверный начал помогать ему. Постепенно стали «обрастать» клиентурой, дела пошли веселей. Заработали на  аренду помещения для мастерской. Стали принимать в ремонт компьютеры, мобильные телефоны, которые стали  входить в повседневный обиход. Трудились день и ночь. Я занималась детьми. Жизнь в условиях дикого капитализма  налаживалась.

Частенько говорила зятю – женись, ты же ещё молодой, тебе нужна женщина.
-Не могу мама (меня он мамой называет). Я сам из детдома и не хочу, чтоб мои дети жили с мачехой, и не интересуют  меня женщины, я почему-то их просто не замечаю. Люблю Марину. Постоянно ощущаю её рядом с собой. Вырастут  ребятишки, будет у них своя жизнь, тогда, может, подумаю и о своей жизни. Она мне часто снится - продолжал  Николай - бывает такое ощущение, что Марина рядом, разговариваю с ней, рассказываю свои новости, как учатся  дети, какие проказы совершили. Она даёт мне советы и рассказывает, как ей  живётся. Мы постоянно общаемся,  смеёмся, если я или она расскажет что-то смешное. Нет, Мариночку мне никто не заменит. Перестала я с ним  разговаривать на эту тему, ему виднее.
-Мистика какая-то - отреагировала я на рассказ.
-Мистика не мистика, а у  меня часто бывает такое чувство, что дочка моя бывает дома  - ответила бабушка Ульяна.
-Однажды, звонок в дверь. Встаю, подхожу к двери, открываю - никого, почудилось видно. Легла снова на диван,  заснула, и снится сон: будто я открываю входную дверь, а на пороге Марина стоит вся мокрая и смеётся - «Почему не  открываете? Я звоню, звоню. На улице дождь, я вся промокла, а дверь заперта». Просыпаюсь. Подхожу к окну,  действительно на улице идёт дождь, значит дочка дома, но я её не вижу. Или вот ещё: как-то заболело у меня в боку,  лежу  на  диване  и  охаю.  Слышу  голос  Марины  -  «Мама,  всё  будет  хорошо.  Дай  я  тебе  бок  поглажу».  Чувствую руку на больном месте. Она тёплая и гладит меня, а боль куда-то уходит постепенно, мне становится всё  легче и легче. Затем боль совсем прекратилась. Да что говорить, лежу вот в больнице и каждое утро вижу дочь,  сидящей около меня на стуле. Она говорит, что меня во сне охраняет. Если бы не она, то я вряд ли от инфаркта  оправилась. Годы своё берут, а Мариночка держит меня на этом свете - «Рано ещё тебе мама ко мне собираться - вот  правнуки появятся, на ноги их поставишь, тогда ко мне и придёшь». Я верю, что так и будет, что ещё поживу. Внуки  в отца пошли - такие же трудоголики, помогают ему, ни на какие «тусовки» не бегают, вина и табака не знают. Дед с  зятем с алкоголем не дружат. Дай Бог, чтоб и дальше так было.
Баба Ульяна закончила свой рассказ. Вопросов задавать ей я не посмела.

Галина Бэрэза, 7июля 2009г.