Искусство фотографии

Валерий Каменев
Лично я с фотографами имел дело только тогда, когда нужно было оформлять паспорт или пропуск. Нет, конечно, приходилось с умилением рассматривать домашние альбомы друзей и родственников. Удивлялся даже: как это из симпатичного малыша может вырасти такой суровый, наглый дядька. Или: из такой милой девочки – несносная стерва (извините за прямоту). При этом никогда не считал фотографию высоким родом искусства наравне с живописью или, допустим, музыкой. Какое же это искусство – поймать момент? Просто нужно вовремя оказаться в нужном месте. Искусство? Скорее, шустрость. Не зря «папарацци» никто не любит, кроме издателей желтой прессы.
А тут пришлось наблюдать на пляже. В отпуске был. Где? Ну, где те русские отдыхают, которые могут позволить себе еще и отдыхать – восемь дней, семь ночей (не считая нервотрепки при перелете)? Так вот, привлек внимание своей истовой деятельностью местный мастер от фотографии…
Понаблюдав, понял, что мои дилетантские оценки далеко не объективны. Имея склонность к анализу, попробовал сформулировать слагаемые успеха фотомастера.
Первое – выбор объекта, способного вдохновить Мастера. Естественно, женского пола – девицы, типа того. Такой, чтобы (как говаривал классик) в ней все части тела были прекрасны – и грудь, и живот, и ноги и, естественно, его главная часть. Следующий этап – создание композиции из этих частей. Тут я попал в затруднение, ибо долго не мог понять творческий замысел Мастера, который пытаясь достичь максимальной выразительности, долго облапывал, выстраивая, упомянутые части тела объекта. Когда Мастер был удовлетворен созданной им композицией, он приступил к формированию выражения лица.
Не прошло и часа, как объект был подготовлен к съемке. Только тогда я сумел оценить глубину творческого замысла Мастера. Скрюченное тело объекта съемки, по-видимому изображало деву, сраженную недугом. А тоскливый взгляд, устремленный в небо, очевидно, символизировал мольбу к Богу. Меня охватило глубочайшее потрясение от увиденного. Несомненно, бедное юное существо, подготовленное к фотосессии, олицетворяло бренность жизни – жизнь проходит быстро, еще быстрее проходит юность. Одним словом, memento mori (лат.: «помни о смерти»).
Мастер от воплощенного образа пришел в такой восторг, что тут же ударился в оригинальный зажигательный танец. Танец с фотоаппаратом. Стал выделывать замысловатые коленца: прошелся вприсядку, упал на одно колено, на другое, плюхнувшись на задницу, мгновенно вскочил. Сложность танца усугублялась тем, что он умудрялся в процессе танца держать массивный фотоаппарат постоянно направленным на объект съемки и нажимать при этом на спуск.
В заключении фотосессии Мастер усадил девицу на ступеньку, сел рядом, и, плотно обхватив своей рукой главную часть ее тела, другой стал ей демонстрировать на мониторе полученные изображения. Судя по их виду, оба остались довольны результатом и, окрыленные этим, спешно удалились, подгоняемые совместными творческими замыслами и стремлением немедленного погружения в них.
Нет, я бы так не смог. Все-таки создание фотошедевров – это высокое искусство. Не каждому, далеко не каждому дано!