Прогулки с Неизвестным

Екатерина Щетинина
            Прогулка первая.

Тяжелая пружинистая дверь подъезда придает имульс, ускорение моему ленивому организму. А проще говоря – пинок под одно место. И вот я на сентябрьской улице. Одна... Всё равно одна. что бы ни происходило с "личной" жизнью - я одна. И сегодня опять эта вечная ухмыляющаяся стена, это раздражение подспудное, этот выматывающий душу "разговор" с Ним. Который год... Два монолога. Каждый о своём и на разных языках...

Гулять одной? Вот так, просто, бесцельно? Не знаю… Как-то неприлично. Что подумают? Но деваться больше некуда. И податься не к кому.

- Погуляем?  – вдруг раздаётся ниоткуда.
От неожиданности молчу. Это значит, соглашаюсь. Ведь одной-то скучно. Впрочем и с другими тоже тоска одолевает, со второй встречи…

- А кто ты такой? – интересуюсь у невидимки.
- Хороший вопрос! Выбирай сама, что больше устроит: партнёр, пришелец, попутчик, проводник, пилот, подводник… Мне продолжать? Пилигрим, попугай...
- Почему всё на «п»?
- Чтоб ты улыбнулась!
- Ну, это уже почти удалось. Выбираю подводника.
- Идёт. Мне вообще всё идёт…И всё устраивает.
- Как это?
- А вот так!
- Так не бывает!
- Ещё как бывает.
- Это за счет чего?
- А за счет того, что некому оценить. И невозможно…
- Ага, это как в том анекдоте про неуловимого Джо, невозможно поймать, потому что он никому нужен.
- По большому счету, конечно, не нужен. Никто никому не нужен. Это я принял как данность. Как свободу. И это здорово. Плюс я невидим. И это здорово вдвойне…

Так как я не знаю пока, что ответить, он развивает свою мысль:
- Вот и тебе будет интересно со мной. И знаешь почему? Потому что тебе не придётся  отвлекаться на мою внешность, оценивать её, сравнивать с другими... Общение будет более очищенным. Искренним… А это условие настоящего интереса друг к другу.

- Хм… Ишь, уверенный какой… А сам себя ты тоже не оцениваешь?
- А как? Я привык жить в своих длинных подводных плаваньях без зеркал. Они перестали для меня существовать в любой своей форме и с тех пор больше не отвлекают меня. Видишь, сколько у меня преимуществ!

- А люди вокруг это тоже зеркала, ты хочешь сказать?
- Естественно. Естественные зеркала – собеседник улыбался, - но это до поры, до времени. Пока ты сам внешний. Сугубо...

  Я поддеваю носком туфли блестящий каштан.
- Ты лучше подними его и сожми в кулаке – в нём есть сила особая.
- Вот еще советчик!
Но беру-таки, приятно гладкая поверхность совсем живая и теплая, она веселит и впрямь, впитывая в кожу ладоней. Тонус мой заметно повышается.

- О чем поговорим? – спрашивает подводник.
-  Кстати, а почему подводник? Бывший что ли?
- Сейчас уже да. Всплыл…
- Ну ладно, дело не в имени. Хотя…
- Имя значит многое, но ты его окрашиваешь сама, извлекая на свет какие-то грани. Так чем ты расстроена? Или от чего именно?

- Отчего, отчего? Наверное, от бесконечности повторов, от тотального непонимания, от бессилия что-то объяснить окружающим людям. И в частности, супругу моему… Молчит и молчит, и так уже шестнадцать лет… Если говорит, то только о политике, надоело до смерти…
- Скажи… А зачем… объяснять?
- Ну, как зачем?... Чтобы понял…
- Понял что?
- Не что, а кого… Меня.
- Что значит тебя? Какую тебя? Вчерашнюю, сегодняшнюю, вечную?
- Разную… Ну не совсем прямо «меня»…
 - А, то есть, твои слова, проблемы, чувства? Или эмоции?
- Всё это вместе.

  Возникла пауза. Розоватые облачка чуть прикрыли диск закатного солнца. Подводник иронично, как мне показалось, взглянул на меня.

- Ты сама-то представляешь масштаб этой задачи? Понять вселенную – примерно тоже самое. И потом, как он ВСЁ поймёт, если ты далеко не полностью раскрываешь себя перед ним, где-то убавляешь, где-то прибавляешь… Лукавишь, разве не так?
- Ой, ну хотя бы какую-то часть воспринял! Что мне одиноко, что я устроена по-другому, чем он, что смысл моей жизни еще не найден, да и нашей совместной тоже, что…
- Хорошо. Предположим, понял. И дальше что?
- Дальше? – я слегка растерялась. Сжала каштан в кармане куртки.
- Чтобы он, поняв такую особенную тебя, изменился? – помог подводник.
- Пожалуй.
- И конечно, к лучшему?
Я почувствовала подвох.
- Не обязательно… И сразу. Я понимаю, что не так просто в нас что-то меняется… И да, ты прав, эти изменения могут быть совсем не те, которых мы ждём.
-  Вот видишь. Тогда зачем что-то кому-то объяснять?
- Если бы понял, я была бы ему так благодарна…

 - А, так всё дело в том, что тебе хочется быть благодарной? Замечательно!
- Да, я была бы очень, безмерно благодарна за это! Если бы меня кто-то понял… О, я бы…
- Так. Понимаю - ты бы дарила благо. Ты бы им фонтанировала...
- Да, да, - обрадованно восклицаю я.
- Ну а кто тебе мешает быть благодарной прямо сейчас, без того, чтобы твоё объяснение кто-то воспринял, причем именно так, как тебе хочется? Ты хочешь дарить благо – прекрасное желание! Хвалю. Но не просто так даром дарить (заметь), а только баш на баш, взамен на равноценное благо от других. То есть ты всё взвесила и решила, что сейчас никто твоего подарка-блага не заслуживает…
 
Тут бывший подводник умолк, видно, что-то его отвлекло. Каштановая аллея заканчивалась. Пёстрые листья уже наполовину облетели, покрыв скамейки и дорожки сквера... Я вспомнила, как они буйно цвели в мае. Да, уж они точно дарили этому миру благо – насколько могли. Благо красоты и аромата, настоящее, а не сомнительное, человеческое, сводящееся часто только к благим намерениям. Дарили просто так - ничего не требуя взамен. Не ожидая, что кто-то их поймёт, оценит, похвалит…

Поскольку "подводник" ничего не говорил, я сама обратилась к нему:
- А сколько тебе лет, что ты такой… мудрец?
 Но он молчал и я забеспокоилась. Мне уже не хотелось расставаться с ним.
- Эй! Ау! Товарищ командир энного ранга! Вы где?
- Да я тут. Я всегда тут. Только ты раньше меня не замечала. Не до того было… Всё объяснениями и выяснениями занималась. А еще сравнениями… Я просто задумался о своем возрасте. Хи-хи…
- Но это правда, интересно.
- Глуповатое любопытство и стереотип. А так ли уж в сущности это важно? Анкетные данные… Механическая привычка спрашивать и больше ничего.
- Да, ты где-то прав, чудище подводное. Или бог Оаннес, вышедший из воды – мне уже было легко. А главное – совсем не скучно!
- Ну ты практически и ответила на свой вопрос -  мне и мало и много, сам не знаю. Хочешь скажу такую вещь: «Сумма дней не равна никакому числу». Вот! Как тебе?
- Ух ты! Класс! Надо запомнить. Приду домой, запишу… А может, дальше сама продолжу, типа: «сумма лет - и не ноль, и не вечность…»
- Ну-ну - подводник по-мальчишески подмигнул мне.

И я беззаботно, с какой-то забытой, беспричинной радостью крутанулась как девчонка вокруг своей оси – кажется, даже косички с бантами-пропеллерами взметнулись в осеннем прозрачном воздухе - и повернула направо от темнеющего на горизонте паркового массива, от толпы. К своей улице… Надо забежать в магазин, купить хлеба к ужину.
А подводник опять нырнул в свои глубины.
Пока...