Эх вы, медянки испугались!

Качагин Гавриил
               
                1
   Лето в разгаре. В начале июля в лесу подоспела клубника. Мы с ребятами, захватив с собой кто ведёрко, кто маленькую корзинку, направились за кордон, где на открытых полянах в прошлом году набирали ягод полные корзинки.
   Погода с утра прекрасная, соответственно, настроение у ребят приподнятое. Поднимешь голову, посмотришь на вершины сосен и увидишь небо – синее-синее. На небе ни облачка. Только высоко в небе парит одинокий ястреб, высматривая на опушке леса зазевавшуюся добычу.


   Мы гурьбой идём по заросшей травой просеке. Внизу у нас, под ногами, сплошные краски лета – сочные ярко-зелёные травы, а по сторонам просеки – цветы разной окраски. Вокруг, радуя глаз, порхают летние бабочки, одна наряднее другой.
   Неожиданно, идущая по тропке впереди всех Валя, испуганно взвизгнула, а потом с криком: «змея, змея!» побежала назад. Она дрожала от испуга и всё повторяла: «Там гадюка! Гадюка впереди!»


  С нами была моя старшая сестра. Она запросто отличала гадюк от других лесных змей. Отломив ветку, она направилась на указываемое Валей место. Возле старого пенька, на солнце, свернувшись в тугой клубок внутрь головой, на самом деле лежала змея. На первый взгляд, она походила на гадюку. Её верхняя часть и спинка были серые, как и у гадюки. Но ниже спины тёмно-серый цвет переходил на розовый, а далее – на медно-красный. По этому цвету змею и назвали медянкой.
   Сестра моя засмеялась и крикнула на всю просеку:
- Эх, вы! Медянки испугались! Она же не ядовитая!
 

   И тут я вспомнил рассказ отца про медянок: и что она безобидна, и что она не ядовитая, а даже полезная, потому что питается разными насекомыми и мышами. Отец говорил, что он видел однажды, как медянка задушила мыша, по-питоньи  обвивая её кольцами своего сильного тела.                Длина же тела взрослой медянки достигает более полуметра.
   А вот головка у неё отличается от других змей -- она несколько приплюснута и заостряется спереди. Но, конечно, главное отличие медянки от других змей – её медно-красный цвет.


   Для человека медянка не представляет никакой опасности. Когда сестра подошла к ней с прутиком, она быстро свернулась в клубок и голову спрятала в центр. Когда же она тронула её прутиком, медянка с шипением приподняла голову. Это её поза устрашения и более она сделать ничего не сможет.
   Поэтому, не бойтесь медянок и не поднимайте на неё руку. Посмотрите на неё, полюбуйтесь изящным созданием природы и пройдите мимо. Просто запомните счастливое  мгновение, подаренное вам природой.

                2
   Рассказывая о медянке, я всё время думал ещё об одном, совершенно безобидном для человека создании природы, – об уже. Да, да, ужи тоже принадлежат к классу змей, но они настолько добродушно относятся к человеку, что даже спокойно привыкают к общению с ним.
   По этому поводу припоминаю один случай.


Солнечным летним днём, после недавно прошедшего тёплого утреннего дождя, мы всей ребятнёй с нашей улицы дружно ринулись в лес по грибы. За кордоном лесника дорога закончилась,  и мы, выстроившись в цепочку, пошли далее по чуть заметной тропинке. После дождя на траве, на деревьях посверкивали капельки, очень похожие на капли росы в ранние утренние часы. Вокруг свежо и влажновато. И тихо-тихо.


   Впереди показался небольшой подъёмчик, заросший ярко-жёлтыми звёздами  зверобоя, белыми душистыми цветами таволги.
Хочется, чтобы быстрее начали попадаться грибы, хочется, чтоб они были породистыми, типа подосиновиков или белых. А вот и он…сидит рядом с тропкой, в ямочке. Вокруг густая трава, а посередине красуется крепенький боровичок, с коричневой шляпкой и толстенькой ножкой. Я нагнулся к боровичку и остановился от неожиданности. Из зарослей травы на меня устремились тёмные, отточенные блеском дневного света глаза небольшого, наверное,  родившегося только весной ужа.

.

   Он смотрел на меня не мигая и не шелохнувшись, только чуть приподняв свою голову, стянутую сверху ярко-жёлтой полосой. Мне показалось, что его глаза просили меня: «А не возьмёшь ли ты меня с собой. Давай будем дружить». Я взял его на руки, и он, почувствовав человеческое тепло, удобно устроился у меня, прижавшись к груди. До начала холодов я не расставался с моим дружком. Когда мы с ребятами уходили на речку, я брал его с собой. Там выпускал его из своего фанерного ящичка. Он гулял на берегу, высматривая лягушек. Свободно заползал ко мне под мышки, щекотал меня, выискивая тёплое место на моём теле.


   Говорят, ужи гипнотизируют лягушек и они сами лезут в рот ужу. Это не совсем так. Вернее, совсем не так. Да, уж, завидев лягушку, раскрывает рот и двигает язычком. А у лягушки так устроен мозг, что когда она видит движение язычка ужа, она перестаёт обращать внимание на весь неподвижный предмет и хочет схватить маленький двигающийся язычок. И получается так, как будто лягушка сама прыгает в рот противнику.


   За лето уж окреп, стал намного длиннее и свободно обвивал мою мальчишечью шею. Ближе к осени я отнёс его за кордон, на прежнее место. Ведь ему до начала холодов надо приготовить себе место для зимовки, укрыться  где-нибудь под пенёчком, зарывшись поглубже  в нору.


   А весной, если вам придётся где-нибудь в лесу или возле болот встретить ужа, не бойтесь его и не трогайте, потому что в человеческом жилье, особенно в городской квартире, им жить трудно..
    Ведь так мало осталось в наших лесах средней полосы России удивительных редких животных, таких как медянка и уж, которые не только не мешают человеку, а помогают ему жить на Земле.