Стоянка в Таллине

Феликс Цыганенко
На снимке: яхт-клуб в Пирита, Таллин

   Как тут не вспомнить одну из волнующих страниц морской практики, когда после штормового перехода через океан, в утренней дымке, открылись очертания берега?! Пусть не родного Кольского полуострова и славного Мурманска, а земли эстонской, порта Таллин (в Эстонии пишут как – Таллинн, с двумя «н»). Но ведь в 80-х годах прошлого столетия он ещё был частью нашей общей страны! !  А уж тем паче, если на берегу тебя ждала молоденькая жена, впервые рискнувшая приехать в чужой порт для встречи мужа-моряка!

   По разному  об  Эстонии отзывались в экипаже теплохода «Донской». Одни с восторгом вспоминали уютные кафе и древние улочки старого Таллина, ещё помнящих тихие шаги монахов-доминиканцев. Другие рассуждали о холодных и неприветливых эстонцах. Но меня тревожило иное: как там жёнушка? Одна, и в незнакомом городе. Забегая вперёд, скажу, что опасения были напрасны: прибывшую супругу приветливо встретили в Трансфлоте – агентстве по обслуживанию моряков.  Елену устроили в гостинице и обещали отвезти в порт на автобусе.

   Насыщенной событиями оказалась стоянка в Таллине. Скажу о ней так: «лучше раз увидеть, чем сто раз услышать». Агенты Трансфлота рекомендовали капитану судна Леониду Ленскому заказать экскурсионный автобус, чтобы увидеть достопримечательности Таллина, которых здесь тьма. К примеру, старый город включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Да, осмотреть за день все исторические богатства Таллина – невозможно! С другой стороны, не все моряки имели возможность уделить время для такой занимательной экскурсии!

   И пример тому – авария с электроприводом швартовного шпиля. Пришлось электромеханику (автору этих строк) идти на поклон к специалистам в электроцех порта.  Слава  Богу, они взялись нам помочь! Тяжёлый палубный электродвигатель доставляли в ночное время с рейда на портовом катере. Поджимало время короткой стоянки в Таллине. Двум электрикам - русскому и эстонцу,  пришлось выполнять трудоёмкую работу: менять обмотку фазного ротора асинхронного двигателя.  Молодые люди проявили мастерство, физические усилия и затратили личное время... 

   В процессе ремонта я познакомился с одним из электриков, молодым эстонцем Рейном Вилипусом. Бывший моряк Эстонского морского пароходства – интереснейшая личность! Рослого, спортивного вида, блондина хорошо знали в Таллине, как автогонщика  и яхтсмена. Какая-то  взаимная симпатия возникла между нами за время ремонта. Это был отнюдь не холодный прибалт,  а весёлый, общительный и с большим чувством юмора - молодой человек. По окончании ремонта, установки и проверки электродвигателя на судне, я пригласил Рейна в каюту. За дружеской беседой и рюмкой коньяку, мы отметили решение серьёзной проблемы, по крайней мере, для меня. 

   Рейн обещал показать яхт-клуб в районе Пирита. К воротам порта, на другой день, он подъехал на «Опеле». Причём, как и обещал, к девяти утра, минута в минуту. Светло-голубого цвета машина мчалась по загородному шоссе в сторону Пирита. Пригнувшись, ввиду высокого роста, Рейн красочно смотрелся за рулём, как автогонщик-ас. Пылившие на дороге «Волги» оставались за кормой «Опеля». Местные молодые люди хорошо знали Рейна, на АЗС быстро заполнили бак машины. Вскоре, Вилипус доставил нас к яхт-клубу.

   Пирита, по рассказу Рейна, считался одним из самых престижных районов в Таллине. Мы наблюдали там развалины средневекового монастыря Святой Бригиты и построенные к XXII Московской олимпиаде телебашня и Олимпийский центр парусного спорта. Большое впечатление оставило посещение яхт-клуба. На крейсерской яхте-красавице с её стремительными обводами под названием «Линда», Рейн обошёл в регатах пол-Европы.

   - На яхте, - заметил Рейн, когда мы спустились на палубу "Линды", ветер властвует в парусах,  а волны, что совсем рядом, доказывают наши притязания к выбранному увлечению. Окружающее пространство с божественным запахом моря и солёными брызгами, иной раз прячет даже небо! Да, яхтсмены обрекли себя на одно целое с морской стихией, но она заряжает нас особыми страстями! - Конечно же, Рейн мог сравнивать эти чувства,  ведь он их испытал в полной мере! Вилипус  не только участник всевозможных парусных регат, но…  и бывший моряк Эстонского орского пароходства...

   - Я знаю, что в России думают о нас, как о «лесных братьях», - усмехался Рейн, - не хотите посмотреть с женой, как мы тут  живём? - Что ты, Рейн, никто так не думает, - смутился я, хотя и признал в душе, что сомнения на этот счёт были. – А предложение твоё принимаем с удовольствием!

   На обратном пути Рейн привозил нас  с Еленой к своей маме. В усадьбе, расположенной в густом хвойном лесу, километрах в двадцати от Таллина и ближайших хуторов, пожилая, мрачноватого вида женщина настороженно встретила чужаков. Причём совершенно не говорила по-русски: то ли языка не знала, а возможно не было желания на нём общаться. У Рейна в Таллине была квартира и гараж, а в лесу отстаивались ещё две подержанные машины, приобретённые им во время работы в Эстонском морском пароходстве. Одна из них находилась в ремонте - Рейн делал его собственными руками, другая, готовая к эксплуатации, была накрыта брезентом.

   - Ты что-то говорил о лесных братьях, Рейн? - напомнил я совладельцу лесного обиталища, - так что всё сходится: машины под брезентом...  и с пулемётом наверняка?
   - Да что там пулемёт! - смеялся Вилипус, - у меня целый арсенал в лесу закопан.

   При следовании в Таллинн Рейн показал нам гордость эстонцев в советское время – рыболовецкий колхоз имени Кирова, имевший свой флот. Шикарный Дом культуры...  имел зеркальные полы. Но особенно поразили нас с женой двухэтажные красивые жилые домики рыбаков, где в каждом подвальном помещении располагались сауны! А небольшие кафе не отличались от столичных заведений обслуживанием и ассортиментом. Напротив, в них присутствовал провинциальный домашний уют.

   Теплоход «Донской» заканчивал выгрузку и ранним утром должны были выйти в очередной рейс. Прощаясь с Рейном, мы пригласили его с женой и детьми в гости, посетить Киев. Там ведь тоже есть на что посмотреть! Елену я провожал в новом Таллинском аэропорту; терминал имел  необычный красноватый оттенок снаружи.  Внутри он был немноголюдным, удивительно тихим и уютным. Притихшие от горечи предстоящей длительной разлуки, мы забились в уголочке фойе…

   Прошли годы...  Но хочется верить, что большинство простых людей остались такими же гостеприимными и доброжелательными, как мой друг, яхтсмен и автогонщик, Рейн Вилипус. Надеюсь, что они примут нас с Еленой, если мы нагрянем в Таллин полюбоваться  Старым Томасом на Ратушной площади, парком Кадриорг и Православным собором Александра Невского. А вечером - обязательно побродим по древним улочкам старого Таллина, где в каждом доме ресторанчик или кафе...