мгновения судьбы. на своей земле. 1

Наиль Мустафин 2
На своей земле.

--- 1 ---

Через полгода после нападения Гюнтера на Абдуллу, Сафа и Абдулла вернулись на родину. За последние полгода в доме у Генриха все встало на свои места. Гюнтер залечил раны и без сопротивления родителей переехал жить в город. Домой вернулся младший сын Генриха, Яков. Он остался жить у родителей, чем несказано обрадовал стариков.
Новую, свободную, жизнь получили в подарок от судьбы Сафа и Абдулла. Сафа вновь стал жить со своей женой в доме отца.
Абдулла тоже вернулся в дом своих родителей. Он еще несколько побаливал, но старался помогать отцу в поле и в усадьбе. А когда начали делить новые земли, Абдулла взял и на свое имя, рассчитывая со временем отделиться от отца, обзавестись своим домом, своим хозяйством. Родное село Абдуллы располагалось по левому берегу реки Чермасан и имело название Ихсан. А новые земли выделили в десяти километров от Ихсана, по правому берегу речки Севады, что была притоком Чермасана. Тяжело было ежедневно колесить туда-сюда. Но все равно Абдулла был доволен, что имел собственную землю. Не забывая помогать и отцу, он не жалел сил, осваивая свою землю. Кроме зерна пробовал выращивать табак и овощи, семена которых привез от Генриха. Не пренебрегая советами отца, который хорошо знал возможности земли, Абдулла смог уже в первый год  получить хороший урожай со своей земли.

В гражданскую войну Абдулла не пожелал ввязываться. И красных и белых он невзлюбил за их грабительскую политику и беззаконие. При многочисленных мобилизациях, то в белую армию, то в красную, он не стеснялся показать себя больным. Постоянный кашель и отсутствие всех зубов – болезни, которые страшили всех вербовщиков. А сельчане прозвали его «беззубый Абдулла». Но сам Абдула не унывал. Старался лечиться народными средствами и ждал окончания братоубийственной войны. Терпение и упорство брали свое. Кашель почти исчез. И война кончилась. Не забыл он и о своей мечте – иметь собственный дом. Для воплощения его в жизнь он собирал деньги, а когда понял что деньги не надежные, то собирал зерно, мед, табак.

Прошло три года. Абдулла добился своего. Обменял продукты и деньги на сруб дома, на доски и все остальное, что было необходимо для постройки дома. Свой дом построил на окраине села. К тому времени, и свое здоровье привел в более-менее удовлетворительное состояние. Кашель почти совсем пропал. Почти совсем пропали шрамы на лице. Кроме того вставил себе в городе вставные челюсти – протезы, вместо зубов. В общем, стал красивым парнем, да и сам уже стал задумываться о женитьбе.

Сафа жил в соседней деревне, но своего друга не забывал. И к себе в гости приглашал и сам ездил к Абдулле, то в гости, то за помощью. Вот и на этот раз в конце мая, когда был закончен сев, Сафа пригласил Абдуллу к себе в гости на праздник дачи имени своему второму сыну.
Абдулла чуть опоздал. Когда он приехал, все гости уже сидели за столом. Сафа посадил друга рядом со своим отцом, который выполнял и обязанности муллы на этом празднике. Сафа сел во главе стола рядом  со своей женой. Сабыр-бабай, отец Сафы, начал чтение Корана. Читал долго, делая маленькие остановки, заканчивая очередную суру. Но вот он закончил. «Алла акбар. Аминь». Ему вынесли из соседней комнатки голенького ребенка. Он взял его на руки, читая выдержки из Корана, осторожно коснулся губами ушей ребенка, по очереди говоря при этом имя, но так чтобы никто не услышал. Поднял ребенка над головой и, прочитав молитву, отдал ребенка матери. Когда вместе сказали «Алла акбар. Аминь», мать унесла сына в соседнюю комнату. Через минуту она вышла и села рядом с мужем.
Мать Сафы раздала гостям по кусочку душистого мыла и носовые платочки. Гости, беря подарки, желали малышу здоровья. На этом закончилась обрядовая часть. Мать и жена Сафы начали выносить гостям суп.
Абдулла, сидевший до этого чуть опустив голову, выпрямился и встретился  взглядом с молодой женщиной, сидевшей напротив. Ее красота его так смутила, что он покраснел, но взгляд не отвел. Женщина тоже смутилась его пристального взгляда, но тоже не стала отводить взгляда. Так они и сидели, не замечая, что гости давно уже принялись за суп. Гости доедали уже суп, когда Сабыр-бабай шепнул Абдулле.
- Сынок. Твой суп скоро льдом покроется. Ешь скорее. Из уважения к моему внуку отведай супа. Девушки никуда не денутся. – и, шутя, ткнул кулаком в бок Абдуллы. Хотя слова были сказаны тихо. Но дошли до ушей всех гостей, которые дружно прыснули смехом. Словно проснувшись, Абдулла оглядел смеющихся гостей и торопливо сказал.
- Спасибо. Пусть большим и сильным растет твой внук, Сабыр-бабай. – Пусть выпадет ему счастливая судьба.-  и начал быстро-быстро съедать свой суп.
После супа гостей накормили еще и картошкой с мясом. Мужчины не стали дожидаться чая, вышли во двор, где Абдулла и Сафа закурили. Брат Сафы Мансур, его двоюродный брат Мулюк, не говоря уж о Сабыр-бабай ,не курили. Мужчины присели на длинную скамейку возле изгороди сада-огорода. В это время женщины в доме начали петь песню. Мужчины невольно прислушались.

Тихо несет воды река Севады,
Солнца лучи играют на гребне волны.
Пусть минуют нас злые ветры войны.
Счастливо жить в этом мире люди должны.

 Встретились взглядом молодые глаза,
И ворвалась любовь в молодые сердца.
Волшебные волны устремились сюда,
И молодых мир любви поглотил навсегда.

Тлеют угли, но огонь-костер не сгорел.
Хоть ты одинока, но жизнь впереди.
Чтобы жизни костер ярко горел,
Соедини, о Господь ,силы любви.

(сочинение автора: Н. Мустафин)

Песня закончилась. Сафа выразил свое удовлетворение.
- Красиво поют. Но эту песню я раньше не слышал. И когда только успели придумать?
- И мне тоже нравится песня. – сказал Сабыр-бабай, а вот ваше курение не нравится
- На фронте, да в плену мы уже свыклись с этим  дымом. Пусть уж простит нас Господь за это. А ты сам как поживаешь? – спросил деда Абдулла.
- На жизнь не жалуюсь, сынок. Видишь, Господь и внуками радует. Лучшей жизни я не знаю. А хозяйство вместе сыном Сафой ведем. Вдвоем оно легче. Вот бы война совсем кончилась. Надоело уже каждый день о войне слышать. Хуже всего то, что между собой воюют. Большая война как будто кончилась. Но ведь все еще то тут, то там появляются банды. Это очень плохо. Хозяйства разрушаются. А когда земля остается без хозяина, тут и до голода один шаг. Господи,  упаси от этого! Война и без этого сколько жизней забрала. А ты, сынок, почему не женился? Девушек в селах хоть пруд пруди. Одна другой краше. – и Сабыр-бабай подмигнул Абдулле, засмеялся.
Сафа поддержал своего отца:
- Ему давно пора жениться. Вон, сидя за столом аж застыл, глядя на Сару.
- А у нее годовалая дочка есть. А муж в прошлом году на войне погиб. – встрял в разговор Мулюк, шестнадцатилетний кузен Сафы.
Сафа встал, подошел к нему и, столкнув со скамейки, засмеялся.
- Его имя Мулюк, он еще мал и глуп.
- Почему глупый? Я правду говорю. Она мне двоюродная сестра, как и тебе. Мне ли не знать. – рассердился юноша.
- Не сердись. Если уж так хорошо знаешь свою кузину, то познакомь ее с Абдуллой .– сказал Сафа.
Абдулла чуть покраснел, смущенно сказал.
- Об этом и на соли не написано, Сафа. О чем ты говоришь?
Сабыр-бабай тоже встал, положил руку на плечо сидящего на скамейке Абдуллы:
- Не говори так, сынок. Раз ты друг моего сына, я тебя тоже,- сынок,- называю. Не обижайся!
- Нет, конечно, Сабыр-бабай. Разве когда сердился на это.
- А я тебе вот что скажу. Все видели, что ты на Сару глаз положил. Пусть она не девушка, но молодая женщина. Сейчас она и вкуснее, и милее любой девушки. Она дочка моего брата. Я ее хорошо знаю. Под ее руками любая работа кипит. По характеру беззлобливая. Если поет – голос, словно у соловья. Я ее посватаю тебе,  только скажи!
Абдулла вскочил на ноги. Молодецкий огонь блеснул у него в глазах.
- Верно Сабыр-бабай, верно ты понял мою душу! Даже если ты бы слово не сказал, я сам собирался  с ней познакомиться. Давай, Сабыр-бабай, не прячь начатое слово на дно сундука. Сосватай мне Сару! – горячо сказал Абдулла, взял левой рукою правую ладонь Сабыр-бабая, и своей правой ладонью ударил по ладони Сабыр-бабая.
Сабыр-бабай притянул к себе Абдулу и обнял. А Сафа воскликнул:
- Вот это Абдулла! Узнаю его. Ты всегда такой. Как задумал, так и делаешь. Куешь железо пока горячо! Браво. Молодец! – дружески стукнул Абдуллу по спине. – Раз так, мы с тобой еще и породнимся.
Сабыр-бабай, выйдя из объятий Абдуллы, подошел к Мулюку.
- Мулюк, сынок. Иди-ка, позови всех женщин из дома во двор. Скажи, что дело есть.
- Сейчас все сделаю, Сабыр-бабай! – весело сказал юноша и убежал в дом.
Первой вышла во двор жена Сабыр-бабая, старуха Халида. За ней вышли и остальные семь женщин.
- Что еще за дело? Какое может быть дело, когда гостей собрали? – возмущенно налетела она на мужа.
- Старуха, замолчи! – горделиво сказал старик. – Очень большое дело совершим сейчас. Пусть все женщины выстроятся в один ряд. И ты рядом с ними встань. К вам слово есть у меня.
Старуха Халида вопросительно заголосила:
- Сейчас! Мы тебе солдаты что ли? На старости лет играть вздумал. Конь в голову ударил что ли?
- Иди, я тебе сказал! – толкнул жену Сабыр-бабай. – Пусть Я постарел, но сила в руках есть, если не будешь слушаться!
Старуха Халида встала в ряд с женщинами, все еще шепча:
- С тобой разве можно говорить?
Из дома выбежал Мулюк.
- Все вышли Сабыр-бабай. – весело крикнул он.
- А ты иди, встань к мужчинам. – приказал старик, а сам вышел на середину двора.
- Абдулла, подойди ко мне. – позвал он. Когда Абдулла вышел к нему, приказал. – Стой здесь! – А сам пошел к женщинам, взял за руку Сару и вывел на середину. Поставил лицом к лицу напротив Абдулы. И гордо начал речь.
- Вот какую большую работу поручила мне Природа. Видите двух белых лебедей? Имя молодца, Абдулла. Имя красавицы – Сара. Через огонь и горе пришлось им пройти на своем веку, но костры их сердец не потухли. А силы Природы сегодня воспламенили их сердца. Все мы это заметили, слов нет. Сара мне как дочка. Душа чистая, руки золотые, голос серебряный. Растит славную дочку. Абдулла выстроил свой дом, имеет лошадь, корову, пчел держит, отлично знает землю. Сам себе хозяин. Осталось только жениться. А сейчас вас пытать буду, лебеди вы мои. Ты скажи, Абдулла, желаешь взять в жены Сару.
Абдула выпрямился, оглядел всех людей во дворе. Светлым взглядом взглянул на Сару. Только после этого ответил деду.
- Любуюсь я Сарой, возьму ее женой! Нет от вас секрета, сердцем моим она завладела!
До этого Сара стыдливо смотрела в землю. Услышав слова Абдуллы, подняла голову и испытывающе посмотрела ему в глаза.
Сабыр-баабй обратился к ней.
- Ты Сара, дочка моя, не стыдись, говори. Пойдешь ли замуж за Абдуллу?
Продолжая смотреть в глаза Абдуллы, Сара ответила:
- Выйду я замуж за Абдуллу! Сколько скажет, столько детей ему рожу!
Все кто был во дворе прыснули смехом, захлопали в ладоши. Из рядов женщин, кто-то крикнул:
- Браво, Сара! И мы умеем слово сказать!
Сабыр-бабай взглянул на женщин, сказал:
- Что за ураган подняли? – и, подняв руку, заставил всех замолчать. А сам взял руки молодых и соединил их.
- Раз так,- объявляю вас мужем и женой. В наше трудное время  большую свадьбу не сможем сыграть. Поэтому сегодняшний праздник моего внука продолжим вашей свадьбой. Сейчас мой сын Мансур поедет в Ихсан и привезет родителей Абдуллы. А завтра мы все поедем в Ихсан и продолжим свадьбу в доме Абдуллы. Никах сам буду читать, сам буду вас венчать, когда гости из Ихсана приедут. – И обратившись ко всем, продолжил. – Раз уж двойной праздник, родные мои, есть у меня баран, так я его отдаю на свадьбу. Старуха! Ты беги в лавку за водкой. Конечно, Аллах не любит эту пищу, но раз мы подняли такое дело большое, он на нас не обидится. Вы молодцы, займетесь бараном. А вы, молодые лебеди мои, пойдемте в дом. Я вас двоих оставлю за перегородкой, в малой комнатке. Говорите, поймите друг друга, думайте, обнимайтесь, а для нас слова веселые подыщите.
Сабыр-бабай, держа молодых за руки, повел их в дом. Когда они ушли. Во дворе поднялся шум. Все сразу заговори, стали смеяться и принялись за работу. Мансур начал запрягать лошадь, женщины пошли за водой. А Сафа запел.

На голову нам мед пролился!
Сестренка моя Сара
Золотое кольцо нашла!
Праздник ребенка богатым прославился.
Женится мой друг Абдулла!
Свадьба его радость в наш дом принесла.