Живёт парень-то!

Алексей Курганов
Вчера, 29 сентября, по ТВ-ЗВЕЗДА показали  фильм «Живёт такой парень». Удивительное дело: в этом году фильму исполняется 47 лет, давно уже нет ТОЙ страны, да, можно сказать, и от ТЕХ людей мало что осталось – а фильм живёт и здравствует! И ( я уверен) будет жить! В чём причина?
Их несколько. Главная и принципиальная – в абсолютной ЕСТЕСТВЕННОСТИ сюжета. Сегодня кажется удивительным фильм без постельных сцен, без пространных, надуманных диалогов, без выстрелов, крови, трупов, фильм о ПРОСТЫХ, совершенно непридуманных ЛЮДЯХ. То есть, без всего того, без чего современные «киньщики» жить не могут!
Понятно, что такая ЕСТЕСТВЕННОСТЬ достигнута за счёт высочайшего уровня ТВОРЧЕСТВА, и в первую очередь, творческого потенциала (мастерства-то тогда было ещё немного) режиссёра и сценариста, коим в фильме выступил тогда ещё молодой Василий Макарович Шукшин. То, что он – ГЕНИЙ советского кино, уже никем не оспаривается, и всё равно лично меня иной раз даже оторопь берёт: ну как, почему, откуда в выписанных им, на первый взгляд, самых простейших сценах и диалогах столько даже не только привлекательности, а достоверности и ВНУТРЕННЕЙ силы? Вы только вслушаётесь: «Я корреспонденту три часа про свою жизнь рассказывал, а он мне даже поллитру не поставил!». Такую фразу придумать НЕВОЗМОЖНО! Её можно только ПЕРЕСКАЗАТЬ, пересказать от услышанного именно, как говорится, «от народа»!
И, конечно, великолепные актёрские работы. Да, Куравлёв (это, по-моему, его первая роль), да Сазонова, Зуева, мастер эпизрода Рыжов – но я хочу вспомнить о исполнителе роли напарника Пашки Колокольникова Кондрате Степановиче (Помните; « Водочку-то, Кондрат Степанович, уважаете? – Да! Только по праздникам!»). Это артист Борис Иванович Балакин. Сыграл всего в трёх фильмах – «Алёшкина любовь», «Я шагаю по Москве» (хотя я там его не помню) и «Живёт такой парень» ( да, всего в трёх – но КАКИХ трёх!). Играл простых мужиков-работяг, но сам был очень непрост! Начать хотя бы с того, что он закончил оперно-драматическую студию имени Станиславского. После чего работал в театре имени Станиславского, потом – во МХАТЕ. Преподавал во ВГИКЕ. Скончался во время производства «Живёт такой парень» в возрасте 51 года.

Сегодняшним российским фильмам, как воздуха, остро не хватает именно ИСКРЕННОСТИ. Её не могут заменить никакие супернавороченные декорации, никакие хитромудрые компьютерные навороты. Увы, но очень многие сегодняшние режиссёры ( я уже не говорю о актёрах, которых, как сказал вчера в фильме, посвящённом памяти Лиозновой замечательный артист Василий Лановой, кроме двух-трёх, сегодня просто НЕТ!) этого то ли на самом деле не понимают, то ли не хотят, то ли бояться понять…