КинОкрошка. Старое ружье Филиппа Нуаре

Владимир Плотников-Самарский
КинОкрошка

Эссе, заметки, рецки, споры о КИНО



Филип Нуаре... Один из самых оригинальных мастеров европейского и мирового кино, робко, но кардинально сшибающий шаблоны и стирающий стереотипы. Рохлистый супермен, увалень-обаяшка, некрасивый сердцеед... Чем-то смахивает на нашего, увы, куда менее оцененного, но не менее тонкого Павла Панкова.

При имени Нуаре на ум приходит, перво-наперво, чудесный фильм, с коего и началось мое знакомство с великим актером, равно как и с прекрасной Роми Шнайдер, его достойной партнершей по великой картине...

Речь о "Старом ружье"...

Монтабан, Франция, 1944 год. Последние дни фашистской оккупации. Агония "коричневого монстра", в конвульсиях сокрушающего всех, кто рядом.

Жюльен Дандьё, талантливый доктор, вне политики. Он оперирует всех, безотносительно их расовой и политической принадлежности. Это не по вкусу коллаборационистам-полицаям, которые не гнушаются выискивать среди раненых пациентов коммунистов и партизан, расстреливая их прямо в госпитале.

Пытаясь уберечь родных от возможных погромов периода отступления, Дандьё переправляет свою дочь Флоранс с новою женой Кларой в деревню, где «не так опасно». Там, в старом наследственном замке Дандьё имеется несколько уютных обитаемых помещений...

Сам Жюльен с матерью и ассистентом Франсуа остается в прифронтовом Монтабане.
Через некоторые время он добирается до родных пенатов и видит... горы трупов, плавающих в море крови. Все мирное население перебито. Среди мертвых он находит дочь. А еще у стенки скорчился черный обугленный холмик. Это все, что осталось от его любимой Клары.

И тогда добрый доктор берет в руки старое ружье…

***

...Впервые «Старое ружье» увидал году в 1978-м. Подростком. Сражен был наповал и покорен  навзничь. С тех пор, кажется, не посчастливилось ни разу. Искал очень долго… И вот!!!

На мой вкус, это один из самых мастерских фильмов, где безумно нежное лирическое «ностальжи» органично нанизывается на безумно кровавую мясорубку и мягко подшивается к психологической напряжёнке. В итоге же, как ни удивительно, возникает то, что теперь называется «триллер», но язык таки не поворачивается ласкать столь ширпотребным словом отъявленный шедевр. Хотя высота искусства достигается лаконически скупо: простотой подачи, умеренностью приемов и незаметностью швов.

…Вот линия мести, когда разом осиротевший Жюльен устраивает настоящую охоту на гестаповских палачей, надругавшихся над его любимой. За ними танки и огнеметы, бесчеловечная машина унижения и уничтожения. У него только старое ружье и страстное желание, всевластный гон-амок маленького человека воздать за поругание. Однако даже этот коктейль в руках разгневанного врача-одиночки становится смертельно опасным, неумолимо роковым. Простое ружье превращается в карающее орудие возмездия, от которого не укрыться, не спастись…

Значит, главное – гордо поднять голову и восстать! А зверь испугается, растеряется и запаникует…

Знающий все ходы и лазейки родового замка врач и охотник Дандьё не оставляет дюжине фрицев ни единого шанса.

Кто, как не доктор умеет спасать, отгонять смерть? Жюльен Дандьё преуспел в этом гуманном ремесле. Теперь же он полярно сменил амплуа: кто, если не врач знает, как приблизить смерть? Кому, как не опытному загонщику кабанов, коим он изредка становился в сезон охоты мирной поры, заманивать, ловить и убивать дикого зверя?

…А это уже линия семейной юдоли, печально-нежные реминисценции из недавнего счастливого прошлого: знакомство с Кларой, их первая ночь, их милые пикники и прогулки на велосипедах. Любовную пастораль безвозвратного прошлого красиво и трепетно оттеняет беззаботно-буколическая мелодия де Рубе. И тем контрастней, инфернальнее ужас настоящего, где все вопит, горит, стреляет, взрывается…

И между обеими линиями – бесстрастный прицел старинного охотничьего ружья.

…Все в фильме, да и сам фильм как бы балансирует на стыке камерной домашней сюиты с неистовой «поэмой огня». Причем, сложнейший баланс удается сохранить без грубых скосов, незадачливых завалов и резких перехлестов.

Любовная идиллия и огнеметное пламя, пожирающее всех, выжигающее дотла всё, что было в той мирной идиллии. И даже доктор, ежедневно видящий кровь и внутренности оперируемых больных, блюет при виде трупов мирных поселян.

Вокруг десятки убитых. А на столе стынет бесхитростная сельская снедь.
В фильме немало таких символьных «контр-тембров».
 
Заканчивается картина так же, как начиналась. С одним, правда, продвинутым нюансом. Фильм открывается лесной панорамой с мирной аллеей, по которой едут на велосипедах Клара, Флоранс, а между ними пёсик Марсель. Отстающий Жюльен никак не может их нагнать. Это жизнь.
В конце – та же аллея, те же велосипедисты и… все-таки настигающий любимых Жюльен.

Это уже кино…

И последнее: как и во многих современных видео-копиях, в «Старом ружье» чрезвычайно бросок и режущ контраст между блестящим художественным многоголосым дубляжом советской школы и перебивающей его дешевой гунявостью современного, повернутого на пошлятине, одноголосого вставочного синхрона…

Иди, смотри, сравнивай…

О фильме:
«Старое ружье», Франция (1975). Режиссер Робер Энрико, авторы сценария Паскаль Жорден и Робер Энрико, оператор Этьен Бекер, композитор Франсуа де Рубе. Удостоен премии "Сезар"(1975) в трех номинациях:"Лучший фильм", "Лучший актер" (Филипп Нуаре), "Лучший композитор" (Франсуа де Рубе).

В главных ролях:
Жюльен Дандьё, хирург – Филипп Нуаре
Клара, его жена – Роми Шнайдер
Франсуа, друг и ассистент - Жан Буиз

А также: Иоахим Ханзен, Роберт Хоффман, Каролин Бономи, Катрин Делапорте,
Карл Михель Фоглер, Даниель Бретон, Антуан Сен-Джон, Жерар Доза, Мари-Франс Миньял, Мадлен Озере, Жан-Поль Сизиф, Бернар Биро, Жан-Пьерр Гарригес, Ролан Нойнрёйтер...

2010 г.