Дети и взрослые

Владимир Задра
     Мне исполнилось шесть лет и через неделю мы уезжаем на лето в деревню, которая в Краснодарском крае. Мама потихоньку начинает готовиться к отъезду и обращается ко мне:
     - Вова, если проводница в поезде спросит, сколько тебе лет – скажешь пять. Ты понял?
     - А почему? Мне уже шесть!
     - Потому что билеты дорогие, а с шести лет уже надо покупать билеты. Или ты хочешь остаться?!
     - Так всегда! Жене ты покупаешь билет! И вещи я его всегда донашиваю!
     - Женя на два года старше тебя. Тебе я тоже покупаю достаточно!
     - Мама, а если я скажу что мне пять лет – я на следующий год пойду в школу?!
     - Конечно пойдёшь, сынок.
     - Ладно… скажу.
     Неделя прошла незаметно, мы садимся в вагон, проводница проверяет билеты и, наконец, мы поехали. Но в пути я всё время чувствую на себе подозрительный взгляд проводницы, она спрашивает у моей мамы:
     - Мамаша, сколько лет вашему сыну?
     - Пять, скоро будет шесть.
     Проводница не успокаивается и обращается ко мне:
     - Мальчик, сколько тебе лет?!
     Я молчу. Врать я не умею.
     - Мальчик, так сколько же тебе лет?!
     Меня начинают душить слёзы и сквозь них я говорю:
     - Было шесть – стало пять.
     От смеха грохнуло всё наше купе – плацкарт и боковушка.
     Проводница:
     - Мамаша, за честность вашего сына можете не доплачивать за проезд. Можете ехать дальше…

     Мы с женой, с девятилетним сыном и четырёхлетней дочерью проводим отпуск в зоне отдыха, взяли путёвку на две недели. Зона отдыха находится в лесу, в ста метрах море. На каждую семью – вагончик, готовим сами.
     В очередной раз вбегает дочь вместе со своей подружкой Арзу, такая же, как она четырёхлетняя девчушка, и, запыхавшись, говорит:
     - Мама, мы с Арзушкой побежали на свадьбу.
     В зоне отдыха кто-то решил провести помолвку. Жена:
     - Это не свадьба, а помолвка, обручение. Смотрите только издалека.
     - А что такое помолвка?
     - Это перед свадьбой, чтобы ещё раз подумали.
     - А что перед свадьбой не думают?
     - Хм… Обручение – это серьёзный шаг. Так принято, сперва – обручение, потом, в течение года – свадьба. Короче, смотрите издалека, взрослым не мешайте и не визжите там.
     Через два часа дочь с криком врывается в вагончик, она держит вверх подол своего платьица, который полон рублей:
     - Мама, я танцевала азербайджанские танцы. Я лучше танцевала, чем Арзушка. Мне больше дали денег!
     Мы с женой с изумлением смотрим друг на друга, то на дочь, то на деньги. Дочери надоедает возиться со своими родителями, она решительно вытряхивает всё на пол и с возгласом:
     - Я принесу ещё, - уносится опять.
Жена первая приходит в себя
     - Зинаида, Зинаида стой! Стой я тебе говорю!... О, Божья Матерь... это моя дочь? Вова, это твоя дочь!!
     Я это знаю. Я торжествую!
     - У нас настоящая дочь! Голод нам в старости не грозит. Наша дочь уже больше зарабатывает, чем ты. Давай лучше собирать деньги, нам больше ничего не остаётся...