ДНИ БЕГА

Содружество Внипимовцев
В 1983 году я начал регулярные занятия бегом. Не помню, кто пригласил меня в клуб. Клуб любителей бега располагался в нашем центральном парке культуры и отдыха на базе спортивного общества "Спартак". Руководил клубом крепкий, всегда приветливый мужчина лет 30. Звали его Лев Ефимович Романов. Позже я понял, что именно таким должен быть лидер любого общества - целеустремленный, коммуникабельный, знающий и умеющий специалист. Лев имел физкультурное образование, разбирался в медицине, обладал большим количеством знаний по оздоровительной физкультуре и здоровому образу жизни и был просто интересным собеседником.

Наши занятия проходили на открытом воздухе независимо от времени года, три раза в неделю по вечерам, после работы. Занимались мы и в выходные дни. Народ был разный - мужчины и женщины, молодежь и люди среднего возраста из разных районов Тулы. Насколько помню, пожилых людей в нашем обществе не было. Занятия начинались с зарядки. Разбивались на небольшие группы и делали упражнения коллективно. Задача была - размять все группы мышц, постепенно, от ног до головы. Упражнения делались весело, с выдумкой - скучно никому не было. Потом Лев учил нас правильно ходить, дышать, бегать. Мы делали различные беговые упражнения - учились правильно ставить ступню, развивать мускулы ног, успокаивать дыхание после пробежки. Потом мы бежали трусцой, кто сколько мог. Здесь главное было не скорость, а время бега. "Продвинутые" бежали быстрее и дальше.

В выходные дни, в спортивном зале, Лев Ефимович учил нас суставной гимнастике, читал нам лекции о здоровом образе жизни. Тогда не было в таком изобилии книг на эту тему, как сейчас. Читали плохо различимый текст с ксерокопий книг Брэга, Купера, Николаева, Шелтона, Чейза, Тодорова, Шаталину и многих других. Узнавали что такое раздельное питание, чем полезны дикорастущие травы, как правильно дышать, как помочь себе при болезнях, как правильно вести самоконтроль, что такое сыроедение и многое другое. Ходили мы и на лекции пропогандистов здорового образа жизни, приезжавших к нам в Тулу. До сих пор я храню многочисленные выписки по оздоровлению.

Постепенно Романов "настраивал" наши сердца, легкие и ноги на далекие пробеги. Для этого на каждом занятии мы пробегали кружек другой по парку, кто сколько может. И вот наступал великий день - в какой-нибудь из выходных назначался пробег в Ясную Поляну и Лев Ефимович выбирал для пробега уже подготовленных членов клуба. Удостоился и я такой чести. Мое личное достижение - это пробег из парка до Ясной Поляны и обратно, всего 30 км. Еще за год до этого события я не мог пробежать и 100 метров. Прибегавшим, изможденным новичкам назад на базу, рекомендовалось встать под холодный душ и час не пить воды. И действительно, какое это было удовольствие после душа почуствовать, что твои мышцы не такие уж и усталые и ты вполне можешь дойти до дома своими ногами. Бегали мы и зимой. Самые отчаянные, в солнечную безветренную погоду при этом раздевались по пояс. Вскоре и я попробовал в ясный солнечный февральский денек раздеться и оказалось это совсем не страшно. Более того, солнце приятно грело тело. После этого в хорошую погоду я нередко бегал раздетым по пояс, чем ввергал в изумление случайных прохожих. В 1985 году в 30-градусный мороз я участвовал в забеге "Мужество", организованном в парке. За два приема - до обеда и после я пробежал 30 км. Не было холодно, наоборот, от пота тренировочный костюм со спины весь покрылся инеем. Сохранилась и фотография, где я весь в инее стою после пробега.

Народ в клубе подобрался удивительно талантливый - многие сочиняли стихи, песни, неплохо пели. Мы устраивали творческие вечера, где и раскрывали свои таланты. На одно из моих стихотворений Таня Болдина сочинила песню "Марафон"

Вовлекали мы в свой клуб членов своих семей, знакомых. Для этого устраивали чайные вечера. Нам было мало общения внутри своего круга - шли в другие клубы по интересам и там выступали сами и слушали других. Такие встречи были у нас во Дворце железнодорожников. Мы ходили на художественные выставки. К нам из Подмосковья приезжали представители других клубов и делились с нами своим опытом.

Так помню один один случай, произошедший летом. Приехали ребята из Подлипок. Делали с нами упражнения, бегали, рассказывали нам как они "оздоровляются", что-то про биоэнергию, ауру, говорили, что умеют черпать энергию из Космоса, показывали нам некоторые упражнения. И наконец на закате солнца главный "фокус". Мы встали вкруг взявшись за руки. Гость сказал - Сейчас я прикажу энергии двигаться по часовой стрелке. И вдруг я почувствовал, что словно слабый ток идет по рукам через меня. Я попытался мысленно этому противодействовать, пытался изменить направление "тока", но все было тщетно.

Наиболее подготовленные члены клуба ездили на пробеги ММММ (Московский международный марафон мира), что проводился каждый август в Москве, и потом с упоением рассказывали об этом состязании. Таких марафонцев в клубе было несколько. Участвовали ребята и в менее масштабных мероприятиях. Пока существовали Дни Бега в Туле, мы всей семьей участвовали в этих забегах. Был какой-то неописуемый восторг бежать толпой, занимая всю ширину улицы. Именно в те годы я понял, почувствовал и полюбил эту особую мышечную радость, которую могут ощутить лишь люди, занимающиеся физкультурой.

Не все в клубе были идеально здоровы и Романов завел картотеку с нашими болезнями и каждому давал подробные рекомендации по их лечению. Приобретя солидный опыт и знания мы уже сами могли стать тренерами и некоторые получили соответствующие удостоверения. Я потерял лишние килограммы, окреп, меня меньше стали мучить мои хронические заболевания и главное я почувствовал вкус к такой жизни.

Но, увы, все хорошее кончается - Романов уехал в Подмосковье, клуб постепенно рассыпался - ребята разошлись по своим районам, и в 1986 году я окончательно забросил занятия бегом. Заряда бодрости, который я получил у Романова, хватило лет на 10. Благодаря Льву в 1989 году я рискнул пойти на недельное голодание, которое с успехом выполнил.

Благодаря нему же в один из октябрей я весь месяц купался в пруду после пробежек по парку. Благодаря нему же я не боялся загорать на зимнем солнце и даже поощрял к этому сына. Благодаря Льву я раскрепостился, лишился ряда своих комплексов и в 1986 году выступил со своими стихами в клубе любителей поэзии "Кристалл" при Дворце культуры железнодорожников и даже отдал их на рецензию нашему главному тульскому поэту Щелокову. Он мои стихи разругал, что почему то меня совершенно не расстроило. Благодаря Льву мы с дочерью Катюшей сделали забег из Ясной Поляны в Тулу. На всю жизнь запомню этот длинный "тягун" перед Тулой в "Долине смерти".