Ученик во времени

Анатолий Юхненко
  Проснулся я в плохом настроении с тяжелой больной головой. Снова не сдержался и напился. Стыдно было перед отцом и матерю. Ведь давал слово. Мать смотрела на меня с виноватым видом, как бут-то это она не выполнила данное слово, не пить. Отец ходил по комнате темной тучей. Он ответственный работник в нашем городе. Второй секретарь горкома партии и ему было  не то, что стыдно за беспутного сына, а терялся авторитет, и он замучился вытаскивать меня из разных передряг.
  Получив очередное внушение, и последнее предупреждение, я отправился на пляж. Лежа на песке, я перебирал в уме свою горькую жизнь. Светлым пятном в этой жизни была Света. Она мне очень нравилась и она это знала и этим пользовалась. И друзей она мне подобрала, и вертела мной как хотела. Во всех попойках, она была заводила и вместе с друзьями спаивали меня. Пьяный я добрый и расплачивался за всех. Чтобы еще больше себя не расстраивать, я отправился в спортзал. Путь лежал через парк, и укорачивая путь я пошел по боковой аллеи. Впереди на скамейке сидела, и страстно целовались, не замечая ничего вокруг, парочка.
  Подойдя ближе, я узнал свою Свету, она полулежала, а он сверху уже снимал с нее трусики. Кровь ударила мне в голову, и я с кулаками набросился на них. Что было дальше, я с трудом вспоминаю. Она его защищала как тигрица, досталось и ее, но у меня хватило ума прекратить избиение и уйти. Почему я такой невезучий, и снова заливаю свое горе водкой. Утром ко мне зашел отец. «Ты знаешь, кого ты избил вчера? Это сын директора фабрики и он уже написал заявление в милицию, так что сын секретаря попадает за хулиганство. Сейчас ты соберешь свои вещи, и отправишься в деревню к бабушке, и будешь там жить, пока я здесь все не улажу.
    Директор у меня в долгу, так что думаю, договорюсь. Машина у подъезда».
Я даже обрадовался. В школьные годы я часто на каникулах отдыхал у нее. Были у меня и товарищи, и мне интересно с ними встретиться, особенно с Сашкой как мы его называли «ПРОФЕССОР», он еще в те годы увлекался и физикой и химией и механикой. Загрузив багажник подарками для бабушки и своими вещами, мы отправились в путь, а он был не близок. К вечеру мы уже подъезжали  к небольшой деревне, где жила моя бабушка. Встреча была как всегда со слезами, оханьем аханьем причитанием.
Водитель не захотел оставаться на ночь, уехал. Мы долго сидели в садике, пили чай с душистым медом. Бабушка рассказывала о моих товарищах, кто остался, а кто уехал из села. Особенно много с  любовью, она рассказывала о Саше. Он работает на севере вахтовым методом, пятнадцать дней на вахте и столько же дома. В это время на ремонт к нему несут все от компьютера до примуса. Мне очень хотелось с ним встретиться, но он приедет только на следующий день.
   Сильно хотелось выпить, но в селе сухой закон, в магазине нет даже пива. Побродив по селу, и не встретив  знакомых, я побрёл к бабушке. На другой день, я отправился к Саши.
   Он только  помылся и теперь пил чай. Встретились мы сдержано, видно и здесь обо мне прошла слава, как любитель выпить. Но постепенно холодок ушел, и снова как в старое время, мы   рассказываем, друг другу обо всем, что произошло с нами за это время. Но мне кроме института нечего и рассказать. Нигде не  работаю, ресторан, женщины, водка, шампанское. Саша с сочувствием смотрел на меня. «Пошли я тебе кое-что покажу», сказал он, направляясь к сараю. Сарай, это его мастерская.
Посреди на фундаменте, стоял какой-то агрегат, в виде большой бочки, рядом стоял на столике пульт. «Это машина времени, но она еще не опробована, она работает на принципе сжатия времени. Раскручивая вправо это в будущее, влево в прошедшее. Это предварительные ознакомление, дома я покажу все расчеты и наброски».  «Так она работает?». «Да, только до отъезда я не успел испытать ее». «Так давай сейчас испытаем». «А кто сядет в нее». «Я попробую».
   Саша открыл люк. Внутри, посредине стояло кресло, в котором я удобно разместился. «Куда тебя отправить, в прошедшее или в будущее?».  «Прошедшее мы изучали по истории, давай в будущее». Люк закрылся, и я оказался в полной темноте. Где то в глубине я сожалел, что напросился, и надеялся, что у Саши ничего не получится.
Послышался  свист, постепенно набирающий силу, и на какой - то ноте он оборвался,  наступила тишина. Но я чувствую, как меня, что - то сжимает, а через некоторое время я почувствовал, как начал увеличиваться расширяться перестал ощущать свое тело, больше ничего не помню. Очнулся я посреди дороги и на меня надвигается огромный автомобиль
Мгновение, и я в кювете, а мимо пронеслась огромная масса, обдав меня тугими завихрениями воздуха. Вдоль трассы загорелись огоньки. Не успев удивиться, я был втянут струей воздуха в  аппарат, с большой натугой напоминающий вертолет. Как я понял, это был полицейский патруль, два полицейских, но по внешнему виду они ничем не походили на них, даже не оглянулись, когда меня как мешок бросило на пол. Потирая ушибленное плечо, я огляделся, но ничего не увидел, что могло бы подсказать, где я нахожусь. 
Обо мне уже знали, и меня встречали. Их первое, что удивило, это- то как я попал на трассу, ведь вдоль трассы идут силовые поля, и попасть на нее практически невозможно. Меня тоже мучил вопрос, где я? То, что я переместился во времени, их не очень удивило, но меня испугало, что забросило меня так далеко, как мне сообщили уже идет две тысячи триста восемьдесят третий год.
  Из всей делегации, мною заинтересовался профессор, как его называли. Остальные постепенно разошлись. Профессор начал расспрашивать об устройстве государства, о жизни людей и о многом другом. Но что я мог рассказать, ничем не интересующий, пьяница. Поняв, что от меня ничего путного ни получить, он привел меня, как я понял, к себе в кабинет, усадил в специальное кресло и надел мне на голову прозрачный шлем. Я как бут-то родился заново, нет, жизнь моя проходила перед моими глазами  с самого детства и она нравилась все меньше и меньше, мне стыдно было смотреть на профессора, а он внимательно наблюдал за выражением моего лица и за тем, что происходило на экране. Правда, это был не экран, а как ведение плыло в воздухе. Не знаю, сколько это продолжалось, но прекратилось, как только Саша закрыл люк.
  С кресла я встал, какой-то опустошенный. Рядом стоял парень примерно моих лет, «Этот парень будет сопровождать тебя, все непонятное он объяснит,  имена уже давно отменены и все жители имеют свой номер, и у парня номер д34. Он  робот, но имеет все положительные функции человека, с ним тебе будет интересно».
   Мы вышли из здания, на лужайке стоял аппарат чем-то напоминающий бублик с выпуклым куполом, как только мы сели, он без всякого шума плавно начал подниматься. «Как он работает, твой бублик?» спросил я парня. «Ты знаешь, что земля магнит, а одно полюсные магниты отталкиваются, на этом принципе, и работает мой аппарат. 
   Сверху открывался удивительный вид. «Я гид и уже сотню лет провожу экскурсии из всех времен, но из вашего времени вы первый» сказал а34. «Я не привык называться номером, давай я буду звать тебя как своего друга Сашей». Мы, молча, пожали друг другу руки. Она оказалась мягкой и теплой. Я даже засомневался, что это робот. Прямо под нами шла как струна прямая шести рядная  дорога. Присмотревшись, я обнаружил, что дорога  двух ярусная. Каждый ярус в одну сторону.
  «Двух ярусная дорога, это для экономии земли, она была построена еще в том веке, и протяженность ее от бывшей Москвы до бывшего Владивостока. Давно ушли в прошлое те громоздкие требующих больших систем обслуживания железнодорожные перевозки. Всё это выполняется автопоездами или дирижаблями. В водных просторах нет ни одного винтового корабля, катера и это всё для сохранения природы. Все население живет родовыми семьями  в домах с автономным обеспечением, в основном двух, трех этажных, по обе стороны автомобильных трасс. Изредка стоят общественные пятиэтажки, в ваше время общежитие для холостяков», обо всем этом рассказывал  Саша, продолжая полет.
   Мы пролетали над ровными квадратами полей, и необъятными лесами. Такие же дороги расходились в обе стороны, как я понял от центральной, и вдоль каждой стояли аккуратные дома. «Такая же дорога проходит там, на севере и на юге и они как паутина оплели всю страну». Наконец Саша опустил аппарат на лужайку.  Он провел меня в комнату, вызвал ужин, расправил кровать и застыл в углу.
   Утром меня вызвал профессор «У нас мало времени, ты сегодня должен вернуться назад, иначе ты не попадешь в свое время. Ты не видел даже миллионной доли того, что мы сделали за эти годы. Конечно, обидно, что тебе отведено так, мало времени.
Но я постараюсь прочесть учебную  лекцию, которую читаю детям первой ступени, у нас она познавательная программа.  Начинается она, с трехлетнего возраста и до десятилетнего определяется склонность ребенка к определённой профессии. В каком направлении учебы прилаживать свои силы.  Как ваши дети играют в куколки или машинки, изучают азбуку и пишут буквы, наши дети  в виртуальном пространстве знакомятся со всеми профессиями. За эти годы наши дети бывают и инженером и доктором и чиновником и ещё много профессий.  И ещё успевают побывать и в космосе и в горах и на дне океане. Виртуальное пространство, это просто старое название, правильней будет назвать параллельный мир, где человек проводит большую часть своей жизни.
   В то далекое время, когда странами правили партии, в одной из которых состоял и твой отец, жизнь бурлила противостоянием, каждая партия обещала сытую жизнь народу, только нужно дать им власть, и народ верил им. Не улучшив жизнь народа, они уходили, приходили другие и всё повторялось. Народ им верил, нищал и надеялся. Его убеждали, что без политической партии государство погибнет как система.  Может быть, он  и дальше терпел,  но на планете резко снизилась добыча нефти, газ. Остановился транспорт и почти вся промышленность, и в странах,  где вся экономика  зависела, от их добычи,  разразился  кризис, опустивший почти все население за черту бедности. Народ выходил на улицу, требуя хлеб и работу. Надвигалась гражданская война.
   Чиновники неоднократно решали гражданские и международные споры войной, которая забирала миллионы жизней, но для народа ничего не менялось Правящая партия и правительство, всегда находили объективные причины, перекладывая все неудачи на предыдущее правительство, раздавая обещания налево направо, описывая радужные перспективы будущей жизни. Но люди уже не верили им.
Новые буровые почти не давали, ни газу, ни нефти и если не принять срочные меры на планете наступит голод. Но планета разделена на много государств и каждое имеет свою правящую партию. По воле народа в нашей стране изменили форму правления. И первое, что было сделано, это просчитаны  все пищевые ресурсы, они оказались удручающие. Одна треть портится от неправильного хранения, две пятых от переедания, и если всё это устранить, то страна может жить нормально без дополнительных вложений.
     Были проанализировано все системы правления, начиная от Македонского, но не одна система власти не служила  народу. Передовые экономисты, инженеры,  ученые, объединившись в совет, разработали программу спасения и восстановления экономики. Совет заменил всё правительство. Были проанализированы все ранее принятые законы, две трети было аннулировано как законы, работающие против народа. Ни одна партия в правительство не вошла.
Были ликвидированы все побочные силовые структуры, упразднены все депутатские советы, постепенно сокращалась и армия   Власть как система  должна работать для всего народа.
   Народ требовал уволить всех чиновников, но без них государство пока не может существовать. Первое, что сделали, это ввели чиновникам профессии, и они работали в рамках своей профессии.  Были открыты институты городского управления, экономисты городского или сельского хозяйства, и так далее. Мэром может избираться только с соответствующим институтским дипломом. Все чиновники работают по своей специальности.
 Все юридические отделы убраны в отдельную структуру. Если чиновник не знает закона или подзаконного акта, по своей специальности, то  он обращается к юристам на общих основаниях. C введением таких мер, чиновники были поставлены, как говорят в народе, в своё стойло. Так постепенно была решена проблема бюрократизма и коррупции. Постепенно в связи с ликвидацией городов, сокращалось и их управление.
   Страной управляет совет  и каждый из них имеет право вето. Каждое новое направление, должно  быть доказано, как доказывают ученую степень. Так получила путевку в жизнь, система автоматизации компьютеризации и система роботов. У нас они называются иначе, но я говорю на вашем языке, когда компьютеризация, роботы делали только первые шаги.
 С усовершенствованием компьютеров был создан мозг, который контролирует огромное количество автоматов, компьютеров, роботов, мог проанализировать и выдать самый оптимальный вариант в любой сфере. В настоящее время роботы  выполняют всю основную работу. Все заводы, фабрики, всё сельское хозяйства работают в автоматическом режиме  роботы продавцы, робот хирурги. Человек только контролирует и задаёт программу. Я  не говорю о  незаменимости роботов в быту.
  Они и няни и воспитатели и учителя и рабочие по дому.  Все тяжелые работы выполняют роботы. Конечно, не все так гладко проходило, как говорится, страна не раз была на грани войны как гражданской, так и с другими странами, но здравый смысл побеждал.
 Я чувствую твой вопрос, где мы взяли ресурсы. Как только власть перешла к совету, была проведена инвентаризация всех ресурсов. Пересчёт привёл в шок, оказывается ресурсов и финансов достаточно прожить безбедно стране долгие годы. Совет вложил весь финансовый резерв и золотой запас в принятый проект.
   Золото, это красивый и самый страшный метал, из всех проверенных, у него самый большой отрицательный фон, который есть на земле, этот фон для человека опасней радиации. Он вызывает алчность, жадность, стяжательство и возбуждает все те отрицательные черты, которые всегда дремлют в человеке. И поэтому было решено, экономку выводить за счёт продажи всего золота имеющего в стране.
Второй этап, это рассредоточить все население городов, так что бы  люди жили свободно, но не оторванные от цивилизации. Но нужно было создать и условия для отдыха. Эта проблема была решена, когда человек научился входить в параллельный мир, где человек может попасть в любую задуманную им, точку планеты. Он действительно оказывается в том пространстве, которое задумал. Это первозданный мир, где всё живёт, так как создала природа. Есть мнение, что если бы не было этого мира, то планета давно погибла от деятельности человека. Он  можешь побывать в джунглях, в тайге или в горах, в подводном мире океанов. И это всё вплотную приближенную к действительности. Даже небольшую травму или ожёг можно получить.
   Давно ушло в прошлое рекламы, моды, мёртвое искусство, никто не принуждает, не навязывает своё мнение. Если хочешь создать шедевр, то в виртуальном пространстве можешь создать, влить в него жизнь и люди оценят. Если в ваше время был интернет, то у нас всё в виртуальном пространстве. Прогресс шагнул так далеко, что ты можешь пить чай с человеком, который находится на другом конце страны и общаться за одним столом .
 Такой проект был разработан и принят, он был намного дешевле, чем восстанавливать изношенные города. По мере заполнения роботами всех хозяйственных  структур государства, были отменены деньги, а каждому житель страны вживался чип, который заменял все документы и его финансовые движения.
   Многие приняли новшество в штыки, как притеснение их финансовой  свободы  и оплаты труда. Что бы ни было уравниловки и труд профессора, министра отличался от оператора, у них была разная степень наполняемости чипа. Но в дальнейшем такая надобность пропала, человеку нужно столько,  что- бы ни в чём не нуждаться и быть уверенный в будущее.
Каждый род,  семья  сама выбирает, где ей жить, при этом она получает в собственность полностью благоустроенное жилье, компьютер следит за температурным режимом,  влажностью и чистотой воздуха, следит, что бы интерьер ни надоедал человеку, а робот делают всё для комфортного проживания. Остальное всё общественно.
    С отменой денег, отпало воровство, стяжательство в любой форме его проявления, а вместе с ним, все надзорные структуры. Чип вживается сразу при рождении и на всю жизнь. Человек входит в транспорт и компьютер  уже зафиксировал и при выходе он снимет с твоего чипа сумму, на которую  проехал. И так  во всех структурах, где человек, когда то  платил, за него делает компьютер с чипа. Постепенно человек начал забывать, что такое платить.
   Работа человека, это работа оператора, как с компьютером, автоматикой, роботом. Еще в начале строительства нового государства, проект  называли утопией, что без партии, и всей её вертикали власти,  невозможно построить правовое государство. Но власть это насилие вызывающую реакцию к сопротивлению. Наши прадеды пошли по другому пути.  С детства человек имеет обязанность,  и для его это закон, и никто ему не указывает, просто он знает, что закон нужно выполнять.         
 В начале перестройки, когда совет запретил переводить деньги за границу, миллиардерам, миллионерам, и всем кто желает перевести свои деньги за границу, дана возможность, дать отчет о заработанных деньгах, и если они не противоречат закону, то будет дано разрешение о переводе их за границу. Но таких не нашлось, и на их деньги была построена первая двух ярусная автомобильная дорога через всю страну. Эта дорога одна из первых шедевров страны. Силовое поле, которое создаёт сам транспорт,исключает любую аварию. По такому принципу строились и остальные дороги.               
   Постепенно все страны Европы, Азии перешли на аналогичную форму жизни. Давно забыто, что такое деньги. Энергия в любой форме, основной приоритет  отношений между государствами. Огромный скачек  произошел, когда начали осваивать планету Марс. Мы еще не установили причину  потери Марсом атмосферы. Но мы нашли целые подземные города, в которых когда-то жили жители планеты. Что там случилось, предстоит выяснить.
   Марс, это планета загадка, только там был найден минерал «эльзон» который перевернул всю энергетическую систему нашей планеты.  Только там найден  минерал, размер со спичечный коробок весит выше ста тонн.  Добыча его полностью решила энергетический голод планеты Земля.
   Мне очень хочется показать зеленые поля бывших пустынь Кара – Кум, Сахару. Северные реки, повернутые на юг.  Все действующие вулканы, к кратерам  которых подведена вода, с помощью которой компьютеры  меняли соотношение воды в воздухе, и так регулировалась погода. Но время поджимает, его невозможно остановить, или, что-либо в нем изменить. Тебе пора».
   Мы подошли к огромной башне. «Вы только на пороге  жизни наших прадедов, и тебе не поверят даже тому, что ты успел услышать и увидеть. Только в фантастике, как сумел  заглянуть Жуль-Верн в будущее, своей подлодкой с аквалангом ». Я вошел в башню, за мной закрылся люк. Я не услышал ожидаемого свиста, что-то зашуршало, и наступила тишина, но я чувствовал, как становлюсь всё меньше и меньше и наконец, я почувствовал, что я исчез.
Очнулся я в том же кресле, в которое посадил Саша. Люк пришлось открывать самому. Сарай как то изменился. Крыша в некоторых местах была разобрана, везде чувствовалось запустение. Дверь была закрыта с наружи и мне пришлось выбираться через чердак. Дом Саши  стоял покосивший с заколоченными окнами. Здесь давно не жили. Растерянный я побрёл в деревню. Многие дома были брошены и смотрели пустыми глазницами окон.
   Наконец я вышел на трассу, остановил проходящий автобус. «До города я доеду?», водитель, молча, кивнул головой и удивлённо смотрел на меня, когда я подал ему червонец. « У нас такие деньги уже давно не ходят», сказал он сердито. Я растеряно сжимал эти деньги, не зная как мне быть. Видя моё состояние, водитель сказал: «Я здесь работаю каждый день, так что занесёшь». Я с благодарностью кивнул головой.
   И свой город я не узнал. Широкие улицы, заполненные автомобилями, высотные дома и рекламы, рекламы, рекламы.  С учащённым биением сердца я подходил к своему дому. Открыл мне старик, в котором я с трудом узнал отца. «Кто вам нужен молодой человек?». «Папа это я». Он долго всматривался, затем тяжело опустился на стул. «Таблетки там,  в буфете», с трудом проговорил он. Три дня я сидел возле постели отца. Вызванная  скорая, сделали укол, и каждый день приходила медсестра. 0т отца я узнал, как умерла мать, как Сашу обвинили в убийстве меня и только то, что не нашли труп его не посадили. Мать его тоже с горя умерла, а Саша, как только сняли обвинение, уехал, куда - то на север.
   Отец с недоверием слушал мой рассказ, и только то, что я не изменился за  эти прошедшие двадцать лет, его с трудом убеждали. Я бродил по городу, по чужому городу, как и в чужой стране и сожалел, что не мог там остаться. Нужно искать Сашу. Поговорив с отцом и приняв его согласие, я вылетел на север.
 Я не буду описывать, как долго я его искал и нашёл. Это был широкоплечий мужик. Я его не узнал, а он узнал меня сразу и чуть не задавил в своих объятиях.  Мы, проговорили всю ночь. Выражали сожаление, что так необдуманно мы поступили, повлёкшие смерть двух матерей. Я  рассказывал, о тех впечатлениях, которые я испытал там и желание оставаться там подольше.
  Саша ругал себя, что забросил разработку своей машины. Я сказал, что там машина как башня, и меня не расширяло, а наоборот уменьшало, в конце перехода я чувствовал себя как маленький муравей. «Так бывает, когда улетаешь в прошлое, а когда в будущее расширяет»   сказал Саша. Мы договорились, что после вахты Саша вернётся домой.
  С надеждой на будущее я уезжал  к отцу. Отец уже оправился от болезни и встречал щедро накрытым столом. Посреди стола стояла водка шампанское и бутылка  французского коньяка. Радость встречи с сыном, он  захотел разделить со своими друзьями, которые терпеливо сидели на диване Шумная радость, восхищение моей молодостью, горечь  и сожаление, что жизнь кончается и их годы труда  пропали даром. Сели за стол, отец налил всем коньяк, и поднял бокал за возвращение сына.«Папа, извините, но я не пью».Все посмотрели на меня с удивлением. Они ведь знали, как и сколько я пил. «Нет, правда, когда профессор надевал на меня шлем, он убрал не только мою тягу к алкоголю, но и все мои дурные черты характера ».
   Мы с отцом, на его старенькой машине  съездили в деревню. Сашин дом не подлежит ремонту, а дом моей бабушки стоял в хорошем состоянии. Мы отремонтировали крышу сарая, готовя всё для встречи . Отец сказал, что дом он подарит Саши. Я с радостью его поддержал. По приезду Саша зашёл к нам, остаться не захотел, взял ключи, попросил не приезжать пока он не позвонит.
Потянулись долгие дни ожидания. Саша уезжал на вахту, приезжал и снова уезжал. Отец тоже нервничал, но Сашин уговор не нарушал. Мы уже начали терять надежду, когда рано утром зазвенел телефон. Мы быстро собрались и помчались в село. Саша уже ждал нас у сарая.  Бочка, так я её называл, была  вместительней  и повыше «Отец, когда мы зайдём, задрайте люк и  передвинете этот рычаг до упора». Мы попрощались с отцом, и за нами захлопнулся люк.