Мальчик из дерева Часть третья

Хелена Фисои
СЫНОВЬЯ.

Шли дни. Старик и деревянный мальчик жили в небольшом доме за городом дружно и весело. Плотник не представлял, как он существовал без Леони раньше, а для деревянного мальчика в Лео воплощался весь мир. Часто вечером они сидели возле камина, старик рассказывал сказки, а Леони засыпал прямо у него на руках, спокойный и счастливый.
Лео был даже рад, что все забыли о нём, и никто не посещает домик на окраине города. Как бы он объяснил существование живого деревянного человечка, и что бы случилось с самим Леони?
Но вот однажды к воротам подкатил богатый роскошный лимузин. На нём приехал старший сын старика, Карл.
Сыновья давно  не посещали отца, не интересовались, как он. В суете бесконечных неотложных дел они почти забыли о его существовании. Но было одно, что интересовало их: наследство.
 Будучи главным архитектором города, Лео собрал немалое состояние. Оно то и являлось предметом споров и волнения сыновей. Карл появился в домике на окраине, чтобы узнать, долго ли ещё осталось старику, и когда он сможет завладеть желанным богатством.
- Здравствуй, отец, - притворная улыбка Карла, появившегося на пороге дома, неприятно поразила старика, который, кажется, начал отличать истинную радость и любовь от фальши.
- Здравствуйте, - деревянный человечек спрыгнул со стула, на котором сидел, вырезая фигурки из бумаги, и протянул незнакомцу маленькую ручонку.
Карл оторопел. Он даже не знал, что подумать, и, застыв, смотрел на дивное создание, которое ходило и говорило.
- Я - Леони, а вас как зовут? И почему он назвал тебя отец? - обратился мальчик к старику.
- Ч-т-о э-т-о т-а-к-о-е?! - лицо Карла вытянулось и стало похоже на продолговатую жёлтую тыкву.
- Это моя новая игрушка, - ответил стушевавшийся старик. - Пойди, Леони, поиграй во дворе.
Когда деревянный мальчик вышел, плотник обратился к сыну, который все ещё не мог прийти в себя.
- Сейчас я всё тебе объясню, - запинаясь, начал он. - Когда тебя и Меро ещё не было на свете, я был обычным плотником. У меня была мечта - создать город деревянных человечков…
- Но ведь он сам ходит и говорит!!! - перебил его изумлённый Карл.
- Да, - поник старик, как будто это было его виной. - Я сам не знаю, как это произошло… Мне… мне нечего сказать.
- Но, отец, ты же уже не молод, и не можешь быть таким легкомысленным! - начал приходить в себя Карл.
- Не могу, - автоматически повторил Лео.
И вдруг лицо Карла начало приобретать первоначальную форму, а в глазах засветилась неожиданная мысль.
- Что? - взволнованно спросил старик.
- Значит, говоришь, он ходит и говорит? А что ещё он умеет делать? - поинтересовался Карл.
- Практически, всё. К тому же, он очень смышленый, схватывает все на лету, - расхваливал Леони старик.
- Мы можем сделать шоу, продать его в цирк. Отец, это немалые деньги! - Карл был вдохновлён.
- Нет, нет! - оторопел старик. - Он же живой! То есть, он, конечно, из дерева, - поправился Лео. - Но чувствует, думает, как настоящий!
- Я понимаю, - Карл заботливо взял отца за плечи, - ты долго жил в одиночестве, ни с кем не разговаривал, и тебе показалось, что деревянная кукла может думать и чувствовать. Мы с Меро тоже, конечно, виноваты: редко навещаем тебя…
И вдруг Лео понял, что его Леони угрожает реальная опасность, и если он не защитит своего деревянного мальчика, то этого не сделает никто, а сам старик никогда не сможет простить себе этого.
- Не смей разговаривать со мной так,- Лео вдруг стал твёрдым и неумолимым.
Старик освободился от объятий Карла.
 - Это я очень виноват перед тобою и Меро, что не сумел воспитать вас. Всё потакал, хотел, чтобы вы были, как все. Когда появился деревянный мальчик, я многое понял. Нельзя быть, как другие. Все люди разные. В них таится талант и искра, которую нельзя угашать. Может быть, она есть в тебе тоже, Карл? А этот деревянный человечек, он же такой, как и мы. Неужели ты не видишь, что он живой? Нельзя бояться необычного, сынок. Всё, что нас окружает, восхитительно, всё есть чудом. Только нужно уметь смотреть и чувствовать. А с Леони я чувствую внутреннюю неразрывную связь. Будто он есть продолжением меня самого, - старик говорил, в волнении ходя по комнате, и сам удивлялся смелости, которой не знал в себе раньше.
- Так вот оно что?! - Карл  взвизгнул от возмущения. - Значит, ты уже записал его себе в сыновья? А как же наследство? Может быть, ты решил всё оставить этой деревянной игрушке? - он громко нервно засмеялся. - Полюбуйтесь! Старик совсем выжил из ума!!!
- Так вот, что тебя привело? - плотник устало сел на табуретку, положив на стол морщинистые руки. Минуту он думал. - Я бы отдал всё, что у меня есть. Вам с Меро даже не нужно было бы ждать моей смерти, - он печально усмехнулся. - Но, боюсь, что деньги ещё понадобятся мне, чтобы защитить деревянного человечка. А насчет безумия, то я думаю, что был безумен большую часть моей жизни, и только сейчас здравый смысл снова возвращается ко мне.
- Ты пожалеешь, об этом! - гневно ответил Карл.
Он развернулся и, громко хлопнув дверью, быстро вышел.
А старик остался сидеть на стуле. Он долго смотрел на дверь, через которую только что вышел сын, и думал о том, как многого он не видел и не осознавал раньше. Вдруг кто-то потянул его за полу куртки.
- В твоих глазах нет мокрых капелек, но мне кажется, что на сердце у тебя печально, - услышал он знакомый голос, который был таким искренним и любящим, что Лео не удержался и, взяв на руки деревянного мальчика, крепко прижал его к себе. - А я так боялся, что ты больше не будешь любить меня, раз у тебя появился настоящий сын, - тихо признался Леони, уткнувшись плотнику в куртку.
- Что ты, глупенький, это ты - самый настоящий! - старик не выдержал и заплакал.
- Тогда, можно, я тоже буду называть тебя папа? - несмело спросил Леони.
- Конечно, конечно, ты можешь называть меня так, если хочешь.

Прошло несколько дней. Старик начал уже забывать о посещении Карла, как вдруг  Меро приехал к отцу со всей семьёй.
Младший сын всегда был добрее и мягче. К тому же, он унаследовал многое от отца, и старик подумал, что, может быть, он поймет его. Но, когда, зашедши в дом, Меро запретил детям подходить к Леони, чтобы деревянный человечек не причинил им вреда, старик понял, что он уже сложил своё мнение по рассказам старшего брата.
- Чего же ты хочешь? - спросил плотник младшего сына, решив сразу расставить всё по своим местам.
- Если ты так желаешь, - чуть смутился Меро, - то мы можем начать с самого главного. Я считаю, что ты не прав. Нельзя пренебрегать общественным мнением, законами нормальности. - Меро было неловко, но он продолжал. - Ведь этот твой деревянный человечек, это же сумасшествие!
- Не знаю, это конечно необычный случай, - ответил Лео, - но наша жизнь, все эти  пустые правила приличия, общественная мораль, кажутся мне сейчас гораздо более иллюзорными вещами, чем мой Леони.
- Но, если кто-то узнает о деревянном человечке?! О том, что ты относишься к нему, как к живому, тебя признают сумасшедшим!!! Ты хоть это понимаешь? - недоумевал младший сын.
- Знаешь, однажды, в молодости, я испугался прослыть сумасшедшим, и потерял всю жизнь, разменяв её на пустоту. Мне осталось уже недолго. А вот ты? Как ты проживешь её? - спросил старик, глядя прямо в глаза Меро.
- А что я? У меня работа, семья. Все хорошо. - Меро смутился от пристального взгляда, который проникал в самое сердце.
- Ты сейчас сидишь передо мною, и дрожишь за своё будущее, карьеру, - устало сказал Лео. - Тебе доставило бы много хлопот, если бы меня признали сумасшедшим? И, чтобы избежать сложностей, ты сам первый готов объявить отца безумным, лишь бы это защитило твоё положение?!
- Ну, зачем же ты так, отец? - заерзался на стуле Меро. - Я просто хочу для тебя спокойной  старости…
- Я устал от спокойной старости! - страстно перебил его плотник. - Я уже умер, оставаясь живым. А теперь я хочу жить!!! Представь себе, впервые за всё время хочу жить по-настоящему,  не заботясь, что говорит об этом твоё общественное мнение! Я покупаю свободу от него, пусть ценою безумия!
Меро не нашёлся, что сказать. Он встал и тихо вышел. Перед тем, как скрыться за дверью, младший сын обернулся и, не глядя отцу в глаза, сказал:
- Прости. Я не такой сильный, как ты.
- Я буду молиться о тебе, - ответил старик, подумав, что, может быть, видит сына в последний раз.

Что происходило дальше в отношениях между сознательными членами общества и стариком? Эта история стара, как мир, и повторялась тысячи раз. Лео таки признали сумасшедшим, но, так как плотник был стар и не представлял угрозы в плане разрушения устоев общества, оставили в покое.

Когда дверь домика закрылась за  младшим сыном старика, остальной мир, общество перестали существовать для Лео. Теперь его мир ограничивался им самим и деревянным человечком, который стал для плотника всем.
- А почему к нам никто никогда не приходит? - спросил однажды Леони.
- А ты представь, что на земле никого больше не осталось, кроме нас с тобою, - и старик посмотрел в большие, внимательные глаза деревянного человечка.
-  А твой друг Бог?
- О, он всегда будет с нами, - невольно улыбнулся старик.
 Леони думал какое-то время, пытаясь представить, а потом воскликнул:
-Тогда я согласен! Значит, солнце, звёзды, мокрые капельки с небес, деревья и цветы теперь принадлежат только мне и тебе?!


2003г.