Марксизм и культура

Сергей Корягин
Передо мной еще одна статья моего однокурсника и одногруппника по философскому факультету МГУ Межуева Вадима Михайловича – «Ленинская теория культурной революции как модернизационный проект для России».  Статья складная и написанная хорошим языком. В общем и целом Вадим Межуев был и остался марксистом, хотя и сделал в своем творчестве крен в сторону раздумий по культурным вопросам. И тут у Ленина он «откопал» интересную деталь: вождь российского пролетариата, оказывается, дополнил Маркса тем, что указал на необходимость культурной революции, после того как пролетариат захватит политическую власть. Статья стимулировала мою мысль, и я написал небольшой текст о марксизме, о марксистах, о культуре.

Есть два взгляда на человека как на существо природное и общественное. Руссо: все люди от природы равны, но цивилизация, особенно введение частной собственности, сделали их неравными. Дальнейшее развитие должно быть связано с движением к природе, с уравниванием всех в отношении к земле,  богатству,  социальным правам. Правда, Руссо не заходил здесь далеко, не требовал отмены частной собственности. Гоббс: все люди от природы неравны, неравны по силе, здоровью, способностям. Но так как желание значить и иметь больше не имеет ограничителя, то возникает неравенство и начинается война всех против всех. И государство (Левиафан) мерами жесткими и мягкими вводит эту борьбу в рамки, всех относительно «успокаивает» и приводит к миру. Итак, два взгляда. У Маркса мысль Руссо о природном равенстве людей отлилась в мысль о первобытном коммунизме, из которого должен развиться коммунизм  настоящий, научный. История по этому поводу должна потрудиться, провести человечество через рабовладельческий строй, феодальный, капиталистический, социалистический.

Кто прав? Права природа, с ней не поспоришь. Люди всегда будет нуждаться в продуктах питания, в объекте любви, в безопасности, в знаниях, в предметах красоты, святости, в свободе и стремиться получить все это. Но так как они,  вопреки наивной мысли Руссо, рождаются неравными по силе, здоровью, способностям, то  это неравенство естественным способом переходит в неравный успех и и неравное социальное положение. Семейное воспитание углубляет его.  Коллективная жизнь в государстве сближает людей, объединяет интересы, но не «упраздняет» неравенства, а лишь сглаживает его. Права природа. И зачем реки, текущие на юг, поворачивать на север? Зачем баланс человеческих устремлений к личному благу и  общественному сводить к одному из полюсов? Если человечество ушло от способа производства, основанного на общественной собственности (восточный деспотизм), и выбрало европейский вариант имущественных отношений – надо этот процесс обратить вспять?

Рассуждения Руссо поверхностны, а Маркс исписал по этому вопросу горы бумаги, создал целую теорию – теорию «поворота рек». Общество разделилось на экономические классы. Не позволим? Собственно, большевики это и сделали, они не позволили России встать на европейский путь развития.  Буржуазию истребили и создали свое государство, незаконно назвав его рабоче-крестьянским государством.

После захвата политической власти и ряда лет практического осуществления идей Маркса, Ленин понял, что пролетариат психологически не переделывается, сознательным не становится, а остается все тем же пассивным к экономической и политической жизни классом и только требует: «Дай! Дай! Дай!» Амбиций у него, однако, прибавилось и он стал кричать: «За что боролись?!» Крестьяне восстали по всей России,  Кронштадт восстал… Власть пролила реки крови… «Мы провалились!» – воскликнул Ленин и вынужден был коренным образом поменял свою точку зрения на социализм, на возможность его скорого внедрения. На первый случай предложил ввести НЭП. 

А что впереди? Возврат к буржуазным порядкам? Надо было что-то придумать. Думал Ленин, думал и пришел к выводу, что нужна еще одна революция – культурная, которая  научит рабочих управлять (государством), работать, торговать. Революция мирная, проводимая через школу, через средства информации, партийную литературу – через обучение и воспитание. (Характерна здесь мысль Крупской: «Хочешь взять власть – сначала возьмет школу».) И тогда – воссияет социализм, первая стадия коммунизма. Я полагаю, Ленин и сам не верил в химеру, названную культурной революцией, но делать было нечего: ввязались в бой – отступать поздно. Поддержали Вову Лева и прочие революционные друзья…  Смерть освободила Ленина от ответственности за содеянное в России. А Сталин не сдался, он еще раз прочитал Марксов «Манифест…» и сказал: «Рубить, так рубить. Семь бед – один ответ».

Прошли годы и десятилетия, прошумела Великая война. Россия ныне страна студентов, всеобщее среднее давно стало реальностью, а психология пролетариата (ныне его называют рабочим классом) как была чисто потребительской, таковой и осталась. Рабочий ныне, как всегда, нуждается в хорошей и гарантированной зарплате, безопасной жизни,  благоустроенном жилье, в возможности учиться, лечиться и отдыхать. Все остальное для него второстепенно, третьестепенно или вообще не имеет значения. Управлять он не хочет, ему хватает права участвовать в выборах, работать он готов, но так, чтобы ни за что не отвечать и спокойно спать ночь, а торговцев он как презирал, так и презирает. И это нормально: обществу необходим такой класс. Пусть у предпринимателя (капиталиста, буржуа) болит голова по поводу организации производства, пусть полиция гоняется за преступниками, судья  судит, учитель  учит, политик устраивает государственные дела и т.д.

Природа человека отлилась в его способности, его способности переросли в профессию, профессия в доход. Неравными люди вышли из природы, неравными пришли и в цивилизацию. Природу человека не переделаешь ни политически, ни путем культурной революции. Она позволяет гладить себя только по шерсти, и наказывает тех, кто делает наоборот. Русские марксисты – большевики – пытались  «содрать шкуру» с непослушной природы и были выброшены на помойку истории.

Прибавление. Управляет буржуазным государством буржуазное меньшинство? Управляют те, кто победил на выборах, на всеобщих, свободных и тайных выборах. Избранные представители управляют в интересах тех, кто их избрал, то есть в интересах большинства. Однако – это в идеальном варианте, потому что реальная жизнь дает массу отклонений от идеала. Невежество Ленина в вопросах человеческих отношений было чудовищным. Его мысль о власти большинства над меньшинством реализовал Сталин,  сегодня мы знаем, как это было. Сталин доказал, что эксплуатация рабочих в государстве без частной собственности, в государстве, которым управляют «чистые» политики, возрастает в разы в сравнении с эксплуатацией капиталистической.

Существует ли в культуре современных наций две культуры – буржуазная и пролетарская, как утверждал Ленин? Думаю, что нет отдельной буржуазной культуры, но есть некоторый аспект, элемент, некая тенденция, которая исходит из существования частной собственности как неприкосновенного экономического фактора. Неприкосновенного и необходимого для утверждения достоинства гражданина и его свободы. Настоящие творцы культуры понимают, что полное огосударствление собственности, ставит их труд в полную зависимость от политики, от политиков, порой настоящих вурдалаков. И что всякая  диктатура, включая марксистскую, станет у них костью в горле. Ленин этого не понимал. Почему? Потому что по складу своего характера (опять же – природа) он был примитивным политическим вурдалаком. И Вадим Межуев этого не понимает. Он, как и многие его товарищи, оказался очень наивным человеком.

Никакой особой культуры нет и у пролетариата.   Здесь можно обозначить лишь некоторые нюансы. Пролетарий (ныне – рабочий) не приемлет никакой политической и экономической ответственности и не стремится стать политиком или предпринимателем. Отработав «от» и «до», он идет к семье и отдыхает. Вкусная еда, любовь, воспитание детей, встреча с друзьями, праздники, баня, футбол – его пристрастия. Установка рабочего – трудиться по нужде, за деньги. А если деньги можно получить, не работая, – он не против. Художественные вкусы у него простые: популярные песни и пляски,  фильмы про шпионов. И я его понимаю. И никакой социалистической культуры из культуры  пролетарской никогда не вырастет –  все это придумки маленького и непоседливого человечка с партийной кличкой Ленин.  Четверг, 29 сентября 2011 г.