Геннадию Шалюгину - 65 лет

Геннадий Шалюгин
               
 Геннадию  Шалюгину -  65  лет

              Справка: Геннадий  Александрович  Шалюгин  родился  6 сентября  1946 года в  России, в Горьковской области. Окончил Арзамасский  пединститут имени Аркадия Гайдара, аспирантуру в  Москве. Кандидат филологических наук, доцент, член-корреспондент Крымской   академии наук. Четверть века возглавлял  Дом-музей А.П.Чехова в  Ялте, заслуженный  работник культуры Украины. Член Союза писателей  России, член Правления  Союза русских, украинских и белорусских писателей Крыма, являлся председателем  Ялтинского Литературного общества имени А.П.Чехова. Автор 10 книг и 450 публикаций в   изданиях Украины, России,   Германии, Великобритании, США, Южной Кореи, Турции. Лауреат литературных премий имени А.Чехова, М.Волошина, А.Домбровского. Кавалер ордена  Дружбы (Россия), почетный  гражданин города Ялты. В настоящее время пенсионер.

- Г.А., вы родились 65 лет назад в  России. Откуда  ваши корни?
- Я нижегородец,  родился на  юге Горьковской области неподалеку от пушкинского Болдино. Прадед был раскулачен и сослан в  Сибирь, в  Иркутскую область. Отец – фронтовик, в боях за Москву  получил  ранение разрывной пулей, потом   работал в  органах милиции. По материнской  линии я – сельский интеллигент:  пятеро  ее братьев  были   учителями  сельских школ, играли на   музыкальных инструментах, составляли семейный  оркестр.  По первому образованию я  тоже педагог, учитель  русского языка и литературы. По окончании учебы  был оставлен на  кафедре,  потом окончил аспирантуру, защитил диссертацию по творчеству Чехова. А начинал - как  журналист районной газеты: был фотокором, литсотрудником, в   18 лет заведовал отделом. Ребята в  мои годы   бегали с  мячом, а  я  отвечал за разворот, должен был  строчить «сямо и овамо». Школа многописания – как  у   молодого Чехова.

- Вы упомянули пушкинское Болдино…
- В усадьбе поэта   я  впервые побывал   года в  четыре, в  пять -  отец   возил нас  туда много раз. Потом  меня постоянно тянуло в  места, освященные именем Пушкина. Жил в  Арзамасе,  хранил даже гвоздь из дома, в котором  останавливался  поэт. Был в  пушкинских местах Москвы и Подмосковья – в   Вяземах, в   сельце Захарово, где прошли детские  годы  Саши Пушкина.  Был в  Михайловском,  в Святых горах, в  Петербурге… Не скажу, что именно Пушкин вдохновлял меня на   писательство:  стихи сочинял с  детства, но самую первую поэму пытался сочинить  именно про  Пушкина в  Болдине. Параллельно писал и фантастический  роман… От фантастики отошел, сейчас в  этом  жанре пробует силы  мой  сын Олег. Получается. Один рассказ уже опубликован.

- Как  случилось, что вы стали чеховедом?
- Научная  моя  юность прошла в  Москве и Ленинграде - я  слушал лекции  и набирался ума, что называется, из первых рук. Мне довелось общаться с   выдающимися специалистами по  русской литературе  академиком Алексеевым, Ю.Лотманом, Б.Егоровым, К.Муратовой. С Н.Скатовым,  директором  Пушкинского Дома в  Петербурге, у нас  был общий руководитель – московский профессор А.И.Ревякин. Много помогали мне  доктора филологии С.Шаталов, сотрудник   Института мировой литературы, и В.Основин, проректор Литературного института в  Москве. Они были моими учителями еще в  Арзамасе. Чехов возник на  горизонте не случайно:  с  младых лет  моим кумиром  был  русский интеллигент, выходец из народа, который  поставил свою жизнь на службу тому же народу. Чехов как раз и был таким интеллигентом. «Все мы народ, и все то  лучшее,  что мы делаем, есть дело народное», - говорил он. Со студенческой поры  я  отпустил «чеховскую» бородку… Разве что пенсне не носил…
   Получилось так, что в  аспирантуру я  попал  в  Москву. Было это  в середине  70-х годов. Тогда была  жива  племянница  писателя Евгения Михайловна  Чехова, дочь   младшего брата писателя. Обаятельная старушка! По примеру своего батюшки она   вела своего рода летопись   чеховской семьи, написала  великолепные мемуары, который  начинались  с того момента, когда в  Ялте стало известно о смерти Антона Павловича…Было ей тогда  шесть лет… Дядя  Антон - ее крестный отец.
   В ее московской квартире  на  Пятницкой улице собирался  литературный и театральный  бомонд. Тут бывали и режиссер О.Ефремов, и писатель В.Лакшин, и актер В.Невинный,  и чеховеды  З.Паперный, Э.Полоцкая, Е.Сахарова… Атмосферу творчества, которой  были проникнуты  эти капустники, жадно впитывала моя  молодая  душа. С Евгенией  Михайловной я  потом   был дружен  многие годы – именно она порекомендовала молодого чеховеда на работу в   Чеховский музей  в  Ялте. Тогда я   уже вел дневники, и  многие впечатления потом  отразились в «Записках музейного человека» - это своего рода эссеистика  мемуарной окраски.

-  Как же  вы, вузовский педагог, стали «музейным человеком?
- Ну, тут  главную роль сыграла именно Евгения Чехова. Она очень переживала за судьбу Белой дачи в  Ялте, которая к  середине  70-х годов прошлого века стала очень плоха. Увы, Чехов построил ее на  краю оползня, который по иронии судьбы  теперь называется «Чеховским». Оползень, естественно, полз, приходилось ремонтировать дом каждые  5-7 лет, потому что трещины в  стенах расходились на сантиметр-два.. Надо было создавать современную литературную экспозицию, чтобы  перенести туда основную экскурсионную нагрузку. Посещаемость тогда была – по 130-150 тысяч в год! Для сравнения: сейчас она составляет 30 тысяч в год…
    Вот так благодаря племяннице Чехова и по направлению Министерства культуры СССР молодой чеховед из Арзамаса и попал в  Ялту. Так сказать, прошел страну от А  до  Я… Ремонт мемориала был завершен в  1980 году. Я приехал в  Ялту в  1981 году. Через  три года была открыта литературная экспозиция. Меня назначили директором.  Началась новая  жизнь.

- И что же нового появилось в  жизни музея?
- Пришлось начинать с  нуля. Согласно справке  Минкультуры, в  постановке (а не просто в улучшении!) нуждались все    стороны  музейной работы – и фондовая, и  массовая, и собирательская, и  методическая, и научная. Чеховский музей  стал играть ведущую роль в культурной жизни Ялты. Мы  ввели в практику  ежегодные международные научные Чеховские конференции, издавали  сборники научных статей, осуществляли профессиональную подготовку   юных экскурсоводов, стали инициаторами ежегодных фестивалей искусств «Дни Чехова в  Ялте»…

- О фестивалях  подробнее…
- Первый  такой фестиваль прошел в  1985 году, когда отмечалось 125-летие   со дня рождения  писателя.  Перед этим у  меня был большой разговор с  Олегом Николаевичем Ефремовым, который  стал художественным руководителем  МХАТа. Мы  сидели на  «горьковской скамейке» в  саду, я  развивал мысли о необходимости  проведения в  чеховском городе  ежегодных встреч с  ведущими  театрами страны, а там – и с  зарубежными коллективами.  Ефремов курил и молча слушал. У него в голове, вероятно, вертелось  что-то подобное. Борьба молодого режиссера за возрождение   прославленного, но   сникшего МХАТа иногда приводила его в отчаяние.  Он говорил в  сердцах: «Все! Брошу Москву  и уеду со студентами в  Ялту!»  Когда я  закончил монолог,  Ефремов сказал: «Все так, но нужен сильный союзник». «Так будьте им!» - воскликнул я.
     Так и началось. Министерство культуры СССР издало приказ. Совместно с горисполкомом  решено было проводить  фестивали в  апреле, когда природа уже расцветает. Апрель оказался удобен и потому, что  именно в  апреле  1900 года к  Чехову   приехала  труппа МХТ, в  апреле  1921 года   был создан музей Чехова, в  апреле  1944 года Ялту освободили от фашистов… Тогда же сложилась структура  фестивалей. Они стали фестивалями искусств, то есть, в  них принимали участие и  театры, и  деятели кино, и художники,  и музыканты, и ученые-чеховеды, и ялтинская художественная самодеятельность. Проводили Праздник   улицы  Чехова,   выставку  картин крымских художников «Чеховская  весна». неделю чеховского фильма. Помнится, прославленная актриса Ия Сергеевна Саввина проводила в кинотеатре «Сатурн» презентацию   фильма «Дама с собачкой», рассказывала, как  проводились  съемки на ялтинской набережной.
    Художественный  театр был непременным участником   фестивалей. Были здесь и драматический  театр на Таганке, и Малый академический, и  труппы из Воронежа, из Липецка, из Прибалтики. В 1985 году  фестиваль стал международным – к нам приехал театр Вигсинхаз из Будапешта, потом  труппа из Вроцлава (Польша), из Осло (Норвегия), из Бостона (США)… Надо сказать, что Ялта – идеальное место для  международных фестивалей. Я  бы предложил подумать, как  превратить наш город  в фестивальную столицу стран Причерноморья. Для этого  можно получать гранты ЮНЕСКО и других   европейских организаций.

- Можете ли вы сформулировать ваше ноу-хау   в музейном деле?
-  Прежде всего – опора на науку.  Это касается практически всех сфер  музейной жизни. Благодаря ежегодных научным Чтениям  сотрудники музея  приобщались из первых рук  к самым современным  идеям и открытиям в  чеховедении.  На основе разработок НИИ «Леспроект»  мы провели реконструкцию чеховского сада: выявили подлинные  чеховские деревья, убрали самосев. Обнажилась удивительная идея,  которую  Антон Павлович  заложил в основу сада. Это сад типа «вечная весна»: он цветет и в  январе, и в  феврале, и весной, и летом, и осенью… В 1990 году   фондовая, хранительская  работа была переведена на   компьютерную базу. У нас уже тогда   было  три компьютера, учет и движение  экспонатуры  велся на основе специальной программы, разработанной  в «Гипротеатре» (Москва).  Музей стал южной экспериментальной базой для   испытания и внедрения современных средств защиты экспонатов  от биологических вредителей и от ультрафиолетового облучения, которое губительно для  старинных вещей. Солнце у нас на юге сами знаете, какое… Обновилась экскурсионная работа: мы внедрили  системы радио-гид, которая позволяла обслуживать одиночных посетителей на русском, английском и немецком языках.  Видеоустановка позволяла демонстрировать  практически всем посетителям фильм собственного производства о чеховском саде и Белой даче – до  600 показов в  год. Одними из первых
 мы стали работать с интернетом. Завели собственный   сайт  на  трех языках. И так далее, и тому подобное…

- В начале  80-х годов вы принимали «Домик-музей  Чехова»,  а через четверть века он превратился в  целое музейное «гнездо». Это ваша заслуга?
-  Ялта – город  Чехова, и чем зримее присутствие   образа  писателя в   жизни  города, тем  интереснее в  нем  жить и отдыхать.   Сохранилось  много зданий, где  бывал Антон Павлович. Это и  гимназия, и  лечебница Авенариуса, где жил его лечащий врач И.Альтшуллер, и  городской театр,  и гостиницы «Мариино», «Россия», и дом  Ярцева…  Мы  остановились на двух объектах,  на которых  недостаточно иметь памятную доску -  их следовало музеефицировать. Это  дача  Чехова в  Гурзуфе и  дача К.Иловайской «Омюр» в  Ялте. В Гурзуфе  писатель работал над пьесой «Три сестры»,  на даче потом много лет отдыхала  жена писателя, знаменитая  актриса Ольга  Книппер-Чехова. В гостях у  ней бывали Святослав Рихтер, Олег Ефремов, актеры  МХАТа… Ефремов мне рассказывал, что именно   здесь к нему пришла идея  создания новаторского театра «Современник».  Музей  мы открыли  тут  в  1995 году, после основательной реставрации здания. Через десять лет создали  музей  и на даче «Омюр» - в комнатах, где писатель  жил и работал  полгода в  1898-99 годах. Здесь он написал  знаменитый  рассказ «Душечка», здесь редактировал   свое первое  Собрание сочинений… Встречался с  Максимом Горьким, с  Максимилианом Волошиным. В здании бывал Лев Толстой! Сам Бог велел   сделать дачу «Омюр»  значимым культурным местом. Я  счастлив, что  в  этой работе  есть и мой весомый  вклад. Создание   музея на «Омюре»  стало  для меня и  «дембельской» работой – в   2006 году после двух инфарктов я вынужден был уйти на пенсию …

- Тяжело ли было уходить из директоров -  вы  пробыли на этом посту почти четверть века?
- Конечно, тяжело, но драмы не было.  Я  перестал быть администратором, но  остался ученым – писал книги и статьи, остался  педагогом – преподавал в   университете,   остался  писателем – сочинял рассказы и   стихи. Пока позволяло здоровье, ездил на международные конференции - в  Стамбул, например. Раньше  летал аж  в  Сеул – на другую сторону планеты! Как чеховед я издал шесть книг, одна из них в  2010 году была отмечена  дипломом первой степени на международном конкурсе на  лучшую книгу о Чехова. На днях в  Москве вышел сборник   «Осенний переход» -  это моя третья  книга стихотворений. Продолжаю активную общественную работу -  являюсь членом   общественного совета по культуре   при  Ялтинском горисполкоме, членом   комитета по присуждению премий имени Чехова, членом Правления  Союза  русских, украинских и белорусских писателей Крыма. Недавно  был избран председателем Ялтинского Литературного общества  имени  А.Чехова. Готовим очередной  литературный  фестиваль «Чеховская  осень», который   привлек   поэтов  из Украины, России, Белоруссии, Германии  и других стран. Издаем очередной  творческий сборник произведений ялтинских литераторов «Наш Чехов». В обществе собралась «могучая  кучка» творческих людей -  Тамара Егорова, Александр Никитин, Валерий Мухин, Владимир  Миронов, Адольф  Зиганиди,  Елена Волкова, Инна Козеева, Владимир Прохоровский… Многие из них – члены   российских и украинских творческих союзов. При поддержке города  мы  готовы  горы свернуть! Собираемся мы на даче «Омюр», проводим вечера   и на «Белой даче»   -  спасибо  молодому  директору  музея    Александру  Титоренко.

-  Перейдем на личности. Ваши литературные предпочтения?
- Я воспитан на русской  классике, которая настолько богата, что  способна питать  русскую культуру  еще не одно столетие. Но писать «под Пушкина» или «под Чехова»  и осознавать себя литератором… Смешно.  Я  тяготею к  документальной прозе, к очерку, эссе, в которых можно позволить себе «пофилософствовать». Когда были написаны    книги о Чехове – они, кстати, тоже документальны -  я  опубликовал в   журнале «Брега Тавриды»  философское эссе «Вариант сознания – 1». Это размышления о Боге, природе, человеке. Почему   именно в  «Брегах Тавриды»? Журнал был основан замечательным прозаиком и философом, автором    серии романов об античности и  современности, зачинателем  современной литературы Крыма  Анатолием Ивановичем Домбровским. Ему  и посвящена моя работа.

- А  стихи?  Пишутся?
- Стихи писал с  младых лет, бредил стихами. После  инфарктов  струя  было иссякла, а сейчас вот проснулась  снова. Особенно плодотворно «сидение» на даче, в  окружении природы. Пишу о цветах, которые стараниями жены Татьяны  заполонили сад,  пишу  о синицах, о скворцах… Все  чаще обращаюсь к  творцу этой божественной красоты... Осваиваю поэтическое наследие прошлых эпох -  особенно  мне нравится   японская  классическая   поэзия  Басе.  Написало серию стихотворений в стиле  «хокку» и «танка», в том числе и о  японской трагедии на  Фукусиме. Пленен прозой Сенагон, которая написала потрясающую по   изяществу книгу «Записки у  изголовья» и  была зачинательницей    жанра эссе десять веков назад.  Эссеистика мне  близка по духу. Лет десять назад в  Москве  была опубликована моя  повесть–эссе «Шкаф. Инвентарная  книга». Это была эпатажная проза –я  придумал даже особый  творческий метод - «инвентаризацию»… Но была тут и злоба дня -   распад Югославии, балканская  война, которые показали внутреннюю противоречивость  славянского мира. Она ощущается и сейчас – в отношениях  Украины и России. Это  больная  тема: я  родился в  России,  мне больно видеть, как  от огромного айсберга  откололась огромная  льдина и дрейфует неведомо куда… Мы, люди русской культуры,  по мере сил стараемся  противостоять разрыву вековых связей.  Вот и музей  «Чехов и Украина» на даче «Омюр» призван подчеркнуть органическое родство  русской и украинской культур. В жилах Чехова, не разделяясь на фракции, текла русская  и украинская  кровь. Он стал классиком русской литературы, но понимал и любил украинскую мову,  украинский юмор, украинскую природу. Чехов – образец  для подражания всех людей,  которым судьба  назначила жить в  Украине.

- А хобби у вас  есть?
- С детства  я  был «всеядным».  Всю жизнь интересовался космосом,    физикой,  химией, биологией,  историей, литературой, искусством. Пережил увлечение  живописью, скульптурой,  театром – даже был режиссером студенческого театра, капитаном команды КВН. Собирал книги,  писал стихи, прозу, научные и критические статьи. Любил путешествовать – побывал в  Германии, Венгрии, Польше, Финляндии, Англии, Турции, Корее… Сейчас, к сожалению, я  невыездной – болезни не пускают. Зато путешествую по  Интернету, имею там  несколько творческих страниц, активно публикуюсь. Благодаря  другу  Валерию Павлотосу   погружаюсь в   мир кино. Появилась  возможность чаще бывать на природе – живу на даче окнами в сад, вожусь с таксом Билли. Слежу за успехами внучки Насти – она обещает стать оригинальным художником. Ну, и, конечно, обмозговываю новые  замыслы. Задумок много, дай Бог здоровья, чтобы сделать еще что-нибудь интересное.

- Ваша любимая  фраза?
- Болейте Чеховым – и не болейте чеховскими болезнями.

- В заключение, если можно  – стихи. Из последних.
- Стихи о сердце – это моя больная  тема. Посвящены они  замечательному кардиологу Юрию Михайловичу Лучино. И   написаны они в  ритме, который  мы  постоянно ощущаем в  груди.

                Сердце

Мы   пишем  заметки, вкушаем  котлетки,
Лежим, наживая  живот.
А  в замкнутой  клетке, как  птичка на ветке,
Поющее сердце живет.

Состарится дева, наследница Евы,
А сердце всегда на посту.
Оно от рожденья колотится слева,
Но чую его правоту.

Природа привычно меняет обличье.
Как сладостен сон под сосной!
И пение птичье, и волны величья
Вливаются в сердце весной.

Холодны росы  осыпали косы,
Устали уста ворожить.
Мы ласково просим багряную осень
Сердечный  пожар потушить.

Бывает - прихватит,  бывает -  накатит
Тоска -  ни вздохнуть, ни запеть.
Но ангел в  халате, в  больничной палате
Готов твое  сердце согреть.

Как радость сердцу от  звонкого скерцо
Шальных  соловьев поутру!
А в горести сердце - как  ржавая  дверца –
Скрипит на холодном ветру.

И можно ль согреться от корочки хлебца,
Небрежно положенной в рот?
Рассердится  сердце, ударится в  дверцу,
Сорвется в  смертельный  полет…

…И жизни основы, и магия  крови –
Все  в  ритмах  сердечных сюит…
А тайну  любови в  Божественном  Слове
Вселенское сердце  таит…



(Кунин Михаил. Реликт творческой интеллигенции. // Ялта коммерческая  и культурная, 9 сентября  2011)