Задним числом Охота на слова

Александр Ерошкин
Слова имеют одну удивительную способность - они надолго сохраняют память о тех действиях, явлениях, фактах, которые теперь не происходят, не делаются, которые нынче не имеют значения, но которые в прошлом были, может быть, даже очень значительным явлением.

Слова, если их потрясти, поскрести, рассмотреть вблизи и на расстоянии, понюхать, послушать, посмотреть, могут рассказать о фактах, которые давно забыты, о связях, которые со временем прерваны случайно или преднамеренно, о процессах, которые исчезли во тьме веков.

Когда я познакомился с теорией новой хронологии Глеба Носовского и Анатолия Фоменко, то почему-то подумал, что в борьбе с их умозаключениями добрую службу мне могут сослужить старые русские писатели, которые трудились в XVII –XVIII веках. Я обратился к их трудам, в первую очередь, очень известным, в надежде, что отыщу в них убедительные примеры, которые помогут опровергнуть какие-то положения современных потрошителей истории. Но чем больше я этим занимался, тем больше понимал, что именно они, писатели прошлого, не опровергают, а именно подтверждают факты глобального искажения не только отечественной, но и мировой истории, подтверждают настолько ярко, что вся мировая история стала мне казаться монстром лжи.

Кстати, сегодня повсеместно идет переписывание совсем недавней истории, делается нагло, грубо, вопреки здравому смыслу.

Надо сказать, что фальсификаторы истории в прошлом делали свои темные дела очень осмотрительно: они переписывали древние тексты так, как это им надо было, а оригиналы просто уничтожали. Все, что противоречило их представлениям о прошлом, о современной им идеологии, сжигалось на кострах Реформации, которые задним числом были названы кострами Инквизиции.

Об этой эпохе уничтожения сведений о реальном прошлом рассказывают сотни картин средневековых художников. Биографии этих художников капитально подчищены в нужном направлении, хронологии их жизни отодвинуты в прошлое на сто, сто пятьдесят, двести лет, придуманы им дублеры в виде отцов и дедов. На картинах указаны другие даты, тоже сдвинутые вглубь веков.

Но есть факты, которые позволяют уличить фальсификаторов. В первую очередь, это выражение лиц на картинах, передающее внутреннее состояние участников акции сжигания книг. Во-вторых, можно подобрать слова, которые позволяют взглянуть на происходящее несколько иначе. У некоторых слов попытались изменить звучание или значение, но и через века слово способно сообщить о том, какие перемены произошли с ним и указать на факт подделки или переделки. Так вот, произведения писателей прошлого тоже в словах несут указания на то, что история подверглась глобальным подтасовкам. Там, где нельзя было сказать о чем-либо открыто, писатели использовали иносказания или намеки. Надо просто увидеть такие моменты и расшифровать.
 
Обратимся к комедии Дениса Фонвизина «Недоросль». Очень популярная когда-то комедия, большие куски из нее выучивались просвещенными людьми наизусть и использовались в разговорах. Главный герой комедии великовозрастный лоботряс-переросток Митрофанушка. Все, что связано с умственными усилиями, для него недоступно, а тут еще многочисленные учителя, к нему приставленные, напрасно пытаются его научить хоть чему-то, вперед продвинуться, новому научиться, а он стоит на своем: «Задавай же зады, поворачивайся!»
Зады задавать – это не просто повторять и закреплять изученное прежде. Это топтаться на одном месте. Для Митрофанушки и это мука. Если зады спрашивают, то значит, спрашивают с него, а он не готов, не умеет, не хочет. Он ничего не хочет, если это требует напряжения и каких-то усилий. Я думаю, что вовсе не случайно Фонвизин в комедии несколько раз упоминает это сочетание "зады задавать". У нормальных людей повторение – мать учения: чтобы двигаться вперед, надо вспомнить о прошлых знаниях. У Даля, к примеру, зады – старое, былое, прошлое, давно минувшее. С учетом прежнего опыта жить – это то, что надо. А Фонвизин демонстрирует, как это слово деформируется в свою противоположность, а потому в словаре Даля мы также встречаем поговорку, что «русак задом (задним умом) крепок». Эта формула могла появиться только после раскола мировой империи и прихода к власти Романовых, которые по сути не только оккупировали Россию, они уничтожили грамотность, опорочили, осквернили традиции. Не без влияния царского двора и его окружения выработалось отрицательное отношение к знаниям, к тем, кто живет задним умом, то есть помнит и чтит прошлое. Появились соответствующие поговорки, сравнивающие зады, то есть прошлое, былое, с задницей. «А ты чем думал? Задницей?» То есть словосочетание задний ум  трансформировалось и получило негативную оценку. Из прошлого оно превратилось в заднюю часть тела.

Кстати, сегодня идут подобные процессы. Даже день оккупации Романовыми России стал государственным праздником.
 
Вспомним снова великого Фонвизина. Это о нем говорили «Умри, Денис, лучше не скажешь», считая, что его слог самый совершенный, его комедии самые актуальные, а его герои считались в то время непревзойденными по уровню воздействия на окружающих. Так вот, мало того, что главный герой Митрофанушка не любит прилагать никаких умственных усилий, еще и его матушка всячески потакает ему. Писатель вывел на сцену тот класс, который был сформирован при Романовых: хозяева жизни и владельцы всего и вся, толстые, ленивые, неповоротливые, самая большая для них неприятность прилагать какие-либо усилия, особенно умственные. Зачем учить географию? Это дело ямщиков знать, где и что находится. Зачем учить арифметику? Деньги сосчитать и без этого можно.
 
Итак, у власти оказались люди необразованные, ненавидящие знания, презирающие образованных людей. Это Простаковы и Скотинины. В комедии есть знаменательный эпизод. Скотинин хотел бы взять в жены племянницу Стародума Софью, поскольку у нее большое наследство, и он говорит Стародуму, что «род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой геральдии не отыщешь». Вот он - намек на то, что Романовы уничтожили старые дворянские роды, так называемых столбовых дворян, указанных в геральдиях, а теперь дворянство из таких вот Скотининых и состоит. Кстати, не эта ли комедия, не этот ли образ Скотинина, пристрастного любителя свиней, позволили на западе называть русских свиньями?

Маленькая фраза подсказала большую проблему. Романовы уничтожили цвет общества. Намеки на это можно найти в произведениях почти придворного Сумарокова, а так же Державина, Новикова, Радищева, Крылова, Пушкина, Лермонтова. Фонвизин был в числе первых, причем рассказал об этом в подцензурной комедии.

Каждый из Романовых внес немалый вклад в унижение тех, кто являлся столпом общества. Особенно постарались царь Федор Алексеевич и его младший брат Петр Алексеевич. Один подготовил документальную основу для уничтожения самых богатых родов, другой занялся их унижением и низведением до уровня смердов, рабов.

Представьте, что делает для  этого Великий Петр, реформатор, который «Россию поднял на дыбы». А может, на дыбу? По его указанию вызывают самых уважаемых людей в стране, старейших представителей самых богатых и знатных родов, а потом на виду у всех начинают устраивать экзекуцию – под смех толпы режут ножницами бороду. Все смотрят и довольно подхихикивают. Толпе нравятся такие спектакли, а  как жить потом человеку, столь униженному и оскорбленному?

Романовы пришли к власти в результате гигантской смуты, переросшей в кровавую гражданскую войну. Кровь лилась на протяжении всей 300-летней власти Романовых, по стране прокатились гигантские волны сопротивления, потому что ради укрепления своего могущества эта династия уничтожала потомков тех, кто составлял элиту общества, заменяя Простаковыми и Скотиниными. Общество деградировало в результате усилий действующей власти, а обвиняли в этом мифических татаро-монголов, якобы, татаро-монголы на триста лет задержали развитие России. А потом, когда у власти оказались большевики, в оборот вошел тот же самый метод примитивного курятника: клевать ближнего, гадить на нижнего и рваться наверх. На всех этапах развития России в обозримом времени приходящие к власти кланы на порядок хуже тех, что были.

Российская бюрократия, надо сказать, за последние 400 лет окрепла и поднаторела, она все может не хуже, чем на западе. Но она бесконтрольна, она независима от общества, а потому очень опасна. Она, бюрократия, нередко переписывает документы, вносит в них исправления и добавления с учетом прошедших событий. То есть создаются документы, которые подписаны якобы в прошлом году, при прошлом руководителе и т.д. Но в русском языке нет единого слова для обозначения этих действий. Подписал задним числом. Пометил задним числом. Поставил старую дату. Меньше трех слов не получается. А в других языках такие слова есть: в немецком – nachdatieren, в итальянском – posdatare.

Мы же речь ведем о скрытом смысле слов. И в этом нам помогают авторы прошлого.
Вот фраза из Антиоха Кантемира (1708-1744). Сатира «К уму своему»:

Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к труду мои руки.

Подобная мысль слишком часто появлялась в работах писателей и поэтов XVIII века. Почему?
Похоже, что выставляя в своих произведениях людей такого типа, писатели намекали, что страну лишили грамотности именно Романовы на Царстве. Потому у династии не складывались отношения с интеллигенцией. Самых умных ссылали, казнили, вешали, стреляли, отправляли в солдаты или на поселение в Сибирь. Мартиролог таких людей огромен. То есть у власти оказались люди с рабской психологией.