Китай. Цена светлого будущего

Дмитрий Воблин
     Не скажу, что восхищаюсь Китаем, но считаю эту страну чрезвычайно интересной, а китайский опыт  развития очень поучительным. Во времена видеосалонов, познакомились мы,  жаждущие новых впечатлений подростки периода «угара» перестройки, с боевиками гонконгского производства, в которых показывался отточенный мордобой с применением приемов каратэ и кунг-фу. Передача «Вокруг света», в которой последовательно, из недели в неделю, демонстрировался отрывками фильм о шаолиньских монахах, собирала миллионы восторженных зрителей по всей стране. Бум восточных единоборств, происходивший в стране после отмены запрета на каратэ в 1989 году, позволил тысячам энтузиастов выйти из подполья и начать культивировать методики физического и духовного самосовершенствования цивилизованно, в качестве спорта. Сотни тысяч молодых людей, познакомившихся благодаря видеофильмам с такими именами как Брюс Ли, Джеки Чан, Чак Норрис, Стивен Сигал, Ван Дамм вливались в ряды тренирующихся. Я также оказался не чужд общей моде и записался в разное время в несколько секций единоборств, но привлекали меня не только сказочные возможности тела и духа, демонстрировавшиеся киносуперменами. Культура восточной страны, природа, быт, нравы казались мне непостижимыми и таинственными…

   Китай оказался не только интересен своей вековой цивилизацией , но, как выяснилось, ему было о чем сказать всему миру ещё, в настоящее время. За последние двадцать лет мы увидели преображение «дракона». Последовавший вслед за либерализацией и переходом к рынку товарный бум, позволил нам познакомиться не только с изобилием дешевых и ломучих товаров «made in China», заполонивших магазинные прилавки, но и с реальными китайцами. Открывшиеся в российских городах "китайские" рынки в самый трудный период переходного времени позволяли россиянам  покупать недорогие одежду, игрушки, посуду, обувь. Китайцы, работавшие на наших рынках, а также на заброшенных совхозных полях поражали своим трудолюбием и неприхотливостью. 

    Давно миновали времена дикого рынка, и вместе с тем все реже и реже можно услышать насмешки в адрес китайского ширпотреба, ибо некитайского то, похоже уже не  осталось… Когда-то Китай много взял от модели развития СССР, построил коммунистическое общество, заложил основы будущей индустрии, но впоследствии изменил курс своего развития на рыночный, открыв себя для иностранных капиталов и технологий.  Потогонный капитализм, лежащий в основе китайского экономического чуда, скорее всего закономерен для всех стран, переходящих из общества аграрного традиционализма в новый век постиндустрии, «хай тек» и белозубых улыбок, отраженных в зеркальных витринах. Однако та степень и тот масштаб, в которых развита эксплуатация в Китае, позволяют говорить об особенности этой  страны, не похожести ни на один пример из современности или исторического времени.
 
    Для Китая такой особеностью стала колоссальная, легко поддающаяся эксплуатации трудоспособность населения. Самоотверженно вкалывать за пару сотен долларов по 12, а то и по 15 часов в день, способна не каждая нация. Азиатский менталитет? Стремление прожить и заработать? Возможно, но представить такое массовое трудовое самопожертвование, например, в Индии или в Индонезии невозможно, хотя это тоже крупные азиатские страны, где миллионы людей живут за чертой бедности. Китай специфичен: конфуцианские добродетели и десятилетия маоистского воспитания, по-видимому, сформировали особый склад характера народа, а также систему общественных отношений, в которой избыток социального напряжения канализируется без последствий для социального организма. Другими словами, китаец лучше умрет на рабочем месте, но не пойдет бунтовать.

  «Согласно официальным данным, от «переработки» ежегодно умирают 600 тысяч (!) китайцев. А судя по неофициальным — так и вовсе ПОЛТОРА МИЛЛИОНА» (http://rabota.mail.ru/news/1483/). За десятилетие экономического бума от переутомления умерло 12 миллионов китайцев. Инфаркты, инсульты, производственные увечья - это изнанка мира пахнущих свежей краской небоскребов, ресторанов и неоновых витрин. Причем погибают не только рабочие, но и менеджеры, бизнесмены. У китайцев нет даже минимального пенсионного обеспечения (полагается только госчиновникам). Люди перебираются из деревень в новые города в надежде заработать на сытую жизнь и обеспеченную старость, но не всякий способен выдержать темп новой жизни. "Терракотовые воины" современности расплачиваются здоровьем и жизнями за десятипроцентные показатели экономического роста. Для России я бы такого развития не хотел. 

  Во времена Сталина широко популярна была песня, в которой были слова «Русский с китайцем братья навек». Но, в действительности, несхожесть менталитетов едва ли позволила бы осуществиться на деле идее подобного «братства». Хотя бы потому, что в китайском языке слово «братство» означает подчинение младшего брата старшему. А подчиняться китайцы никому, как оказалось, не хотели. Становится понятной логика послесталинских правителей СССР, которые порвали отношения с Мао, понятно, что причинами конфронтации между двумя коммунистическими державами в 1960-е годы стали не только политические амбиции вождей. Для российского самосознания ценности гуманизма имеют гораздо более выраженное значение, чем для китайского, даже принимая во внимание поправки на политическую принадлежность. Если Москва выступала за мирное сосуществование с капиталистическим Западом и стремилась к устранению ядерной угрозы, то Пекин выдвигал идею революционной войны. Известны слова Мао Цзедуна о том, что "если половина человечества окажется уничтоженной, то еще останется половина, зато империализм будет полностью уничтожен". К счастью, оказались все эти лозунги популистской риторикой.

  Времена изменились, курс рыночного развития, которым идет Китай уже три десятилетия, можно назвать экономическим завоеванием мира. Вместе с тем, я не верю в то, что Китай представляет угрозу для России и всего мира. Мягкая экспансия, которую осуществляет Китай в Африке и Латинской Америке имеет четко выраженный экономический характер, без идеологических или милитаристских проявлений. За всю свою историю Китай редко выступал агрессором, гораздо чаще жертвой агрессии. Во Второй мировой войне Китай потерял 20 миллионов человеческих жизней, что соизмеримо лишь с потерями СССР.

   Скорее всего, проблемы, связанные с начавшимся в 2008 году мировым кризисом, осторожный Китай  будет решать за счет своих внутренних ресурсов, имея такие рычаги для поддержания внутреннего равновесия, которых нет ни у одной другой социальной системы. Агрессивный экспансионизм никогда не был характерен для китайской политической культуры, все внутренние проблемы решались в самом цивилизационном "котле".

 Россия обречена на дружбу с великой державой под названием Китай. Однако дружба с успешной, прогрессирующей страной есть испытание, ведь актуальным становится вопрос о соответствии уровней,  ответ на который мы должны найти сами, и чем быстрее, тем лучше.