Размышления дилетанта о музыке и мироустройстве

Алекс Харр
В древности к музыке относились как к магическому средству. Согласно древнегреческому мифу Орфей  c помошью музыки укрощал диких зверей, заставлял растения склонять ветви, камни двигаться. Спускаясь в подземное царство, чтобы вызволить оттуда свою жену нимфу Эвридику, Орфей музыкой укротил пса Цербера и растрогал сердце Персефоны - жены хозяина царства мёртвых .
Известен древневавилонский миф о богине Иштар, которая в поисках брата- мужа спускается в преисподню и оживляет мёртвых с помощью музыки.

Основная черта музыкантов древности-космологическое понимание музыки. Индийская философия утверждает, что звуковое обозначение предметов и понятий отнюдь не случайно и по сути предшествовало возникновению вещей и понятий, ибо звук- составная часть мира.
Ритмические колебания- волны лежат в основе всего мироздания. Среди множества колебаний есть и слышимые человеком.
Пифагор принял идею колебаний за основополагающий принцип построения Вселенной. Он взял колеблющуюся струну и, деля её обычным способом, известным любому музыканту, получил звукоряд, выяснив при этом, что через каждые семь тонов идёт опять повтор, только выше на октаву. Как Пифагор называл тональности звуков мы не знаем, поскольку привычные для нас названия нот появились только в семнадцатом веке.
Считается, что между семью основными тонами существует два полутона, за исключением интервала ми- фа и си- до. Этим интервалам придавалось особое значение. Им приписывалась самостоятельная роль.Это была та самая отдушина , канал связи по которым переходит энергия из одного уровня в другой
В какойто мере это объясняет , почему в развитии природных процессов нет прямых линий и откуда берутся моменты скачкообразного развития.

Октавы очень хорошо иллюстрируют закон развития по спирали.

Мне захотелось провести аналогию музыкальных  октав  с малыми периодами  системы  химических  элементов  и выявилось интересное совпадение.
Li   В      Be   С    N          O     F   
До    Ре    Ми   Фа   Соль     Ля  Си

  Na    Мg   Al     Si      P           S      Cl
  До    Ре    Ми    Фа     Соль      Ля     Си      

 
В пределах периода скачкообразное изменение свойств наблюдается при переходе от металлов к неметаллам между третьей и четвертыми группами, (между ми и фа) и между периодами (си- до).

При переходе от лития к фтору происходит закономерное ослабление металлических свойств и усиление неметаллических. Переход от фтора к следующему по значению атомной массы элементу- натрию сопровождается скачкообразным изменением свойств и валентности,причём натрий во многом повторяет свойства лития, будучи типичным одновалентным металлом, хотя и более активным. Следующий за натрием магний во многом сходен с берилием. Алюминий напоминает бор. Как близкие родственники похожи кремний и углерод, фосфор и азот, сера и кислород, хлор и фтор.

Таким образом между  естественным  рядом элементов, расположенных в порядке возрастания атомной массы и звукорядом возрастающей тональности можно провести некоторую аналогию.
Сходные в химическом отношении элементы встречаются в естественном ряду через правильные интервалы.
Считается, что сформулированный Пифагором закон октав  и явился универсальным способом описания мира. Итак , самый большой интервал между двумя одинаковыми звуками  называется октавой, потому что между ними расположено семь нот и повтор на восьмой.
 На замом деле этот закон был известен не только Пифагору. В книге «Сефер Йецира  говорится, что Дух Бога сотворил воздух, превратив его в 22 звука и установил буквы алфавита.......
Символика Каббалы говорит о 22 буквах алфавита, именно столько ступеней в Совершенной системе средневековой музыки , которая включает все звукоряды и следовательно все тона.
 В Средневековье все звукоряды были диатоническими и включались в ладовый космос так называемой Совершенной системы.Поскольку в Совершенной системе (как и в расположении белых клавиш на клавиатуре фортепиано фиксируются два полутона ми-фа и си- до, они могут занимать разные позиции по отношению к начальному тону звукоряда. Именно это качество , расположение полутонов  в отношении к начальному тону – инициалису, позволяет различать семь диатонических ладов. Мне опять приходит  на ум аналогия с семью энергетическими уровнями атомов. 
Убеждение в том, что музыка является космической силой появилось на Земле тысячелетия назад. Откуда и когда пришло это понимание ?