111 градусов. Волшебные вещи

Павел Лобатовкин
16. ВОЛШЕБНЫЕ ВЕЩИ.


Бельё. С кальсонами! Слово-то какое – кальсоны...
Из другой жизни, правда?

П/ш – полушерстяное обмундирование.
Это Вам не х/б позорное. Это форма!
Правда, на складе не было.
Первое п/ш мне досталось «в наследство» от дембеля, которого я менял. Он был этак на размер-полтора меньше меня, и в результате с самого начала службы я форсил «ушитый» донельзя, чего по сроку службы и неписанным армейским законам мне ещё как минимум полгода не полагалось.
Второе – подарил зампотех. Новячее! Оказалось, что офицерская полевая форма – один в один солдатское п/ш. Только с лампасами. Лампасы, конечно, пришлось аннулировать. Но лёгкая гордость от хождения в офицерской форме присутствовала.

Портянки. Настоящие! Байковые!
Уважаемая вещь.
Не то, что тряпочки какие-то, как в учебке.

Спецпошив.
Это такая тёплая, сноровкая, здоровская телогрейка с высоким воротником и капюшоном в комплекте с неудобнейшими, но тоже весьма тёплыми штанами. Штаны практически никто добровольно не надевал.
А тракторист надевал. Ему нравилось.

Сопливчик.
Деталь телогрейки спецпошива для защиты лица от мороза.
По замыслу создателей солдат надевает шапку, накидывает капюшон, а затем выворачивает из-за пазухи телогрейки сопливчик и пристёгивает его пуговичкой к петельке на капюшоне. Остаются видны только глаза.
Здорово!
Но когда мы получили спецпошивы, к нам подошли деды и приказали срочно выдрать все сопливчики нафиг. Потому что между ртом и тканью остаётся пространство, в котором конденсируется влага от дыхания. Несколько минут – и лицо во льду.

Шапка «два оклада».
Говорят, на севере гражданские носят шапки-ушанки с удлинёнными ушами и называют их «полтора оклада». Мол, если ты в такой шапке, то у тебя надбавки северные и т.п.
Из названия ясно, что уши наших шапок были ещё длиннее.
Но пользоваться шапками без дополнительной подготовки было нельзя. Требовались лезвие и иголка. Лезвием обрезалась одна из завязок. Затем в это же «ухо» где-то на уровне человеческого уха снаружи втыкалась большая иголка таким образом, чтобы можно было сначала «ухо» с обрезанной завязкой завернуть через подбородок, затем второе «ухо» туго завернуть поверх первого и, наконец, накрутить завязку на иголку.
(Во понаписал! Сам не понял чего! На самом деле, всё просто, как котёнок.)

Правильное одевание «на мороз» требовало помощи со стороны.
Надеваешь спецпошив. Затем берёшь вафельное полотенце, складываешь его вдоль два раза и туго-туго обматываешь им голову на уровне рта. Дышать через полотенце ты сможешь, а места для образования конденсата практически нет.
Пока двумя руками придерживаешь полотенце, кто-нибудь надевает на тебя шапку.
Завёртываешь и завязываешь на иголку «уши», опускаешь капюшон, и ты почти готов.
Остаются...

Рукавицы.
Это чудо какое-то. Ничего подобного я больше нигде и никогда не видел.
Меховые, тёплые, красивые и... трёхпалые.
Сделан специальный «карманчик» БЕЗ меха для указательного пальца.
Теоретически — нужно будет пострелять, переместишь палец из тепла в карманчик и – стреляй, пожалуйста. Может, пару раз и выстрелишь до того, как палец не отморозишь.

А что такое валенки Вы, поди, сами знаете.


На фото: Олег Балышев в спецпошиве, рукавицах и шапке "два оклада" (и других предметах одежды) перед входом в пурговой переход, соединявший РОТУ и столовую, и позволявший передвигаться между этими помещениями в любую погоду.


Читать дальше:
http://www.proza.ru/2011/09/29/1505


Владимир Егоров: При мне с п/ш проблем не было. Как положено по сроку службы, потом перешел полностью на офицерское. Штаны от спецпошива не надевали от того, что в них не повернуться, хоть и теплее. Валенок моего размера не было. В заполярье без валенок?! В варежках меховых тока попробуй сунуть пальчик в отдельный отсек - враз отпадет или желание или палец. Нательное было тонкое и толстое. Порой одевали их сразу вместе. Старший призыв подбирал себе новое и стирал сам, не сдавая в бане. Портянки были из сукна типа что и шинель. Уже на гражданке в военторге я такие же купил. Их тоже в последствии стирал сам и не менял. У спецака самая фишка была в капюшоне. Он главный защитник от холода. В безветрие и в п/ш в -35 гр. проходили по улице и нормально.

Виталий Чередниченко:  Приблизительно 1500 км от "Графита" на восток. Пос. Михалкино, Якутия. 1 мая 1984 года, минус 25, солнышко выглянуло, всё белым-бело, глазам больно, погода ОК, одним словом - весна!!! Футбольный матч был организован, нашлись даже несколько пар кед, откуда - неизвестно... Играли на утрамбованном ветрами снегу неумело, но с воодушевлением. Затем в баню, по очереди в парилку - и затем, в чём был, т.е. без ничего - в сугроб!!! КРАСОТА!!! Никто не болел и не простуживался. И про климат развею сомнения некоторых. Последний снег у нас был 18 июля, а первый 20 августа. А между ними - лето...

Виктор Ковтуненко: Мы на шапки пришивали крючки (как по мне - удобнее иголки), с завязками одна морока, завязки держали только для вида, что бы старшина не цеплялся. Сукно на портянках было полушерстяное, гораздо тоньше и мягче шинельного при правильной намотке ходить в сапогах одно удовольствие. Меховые варежки - вещь, обычные солдатские байковые двухпалые годились только для летних хозработ.

Андрей Руднев: Наверное, спецпошив - самая сбалансированная одежда для севера.
Тулуп - тяжело, работать невозможно. Функция - сохранить тепло в неподвижном состоянии.
В полушубке работать можно, но неудобно, быстро потеешь.
Спецак - не идеал, но оптимально из всех прочих вариантов.
Мало кто знает: в капюшон входит 5 бутылок коньяка. Очень удобно и мало заметно. В силу внезапности применения.