Моя география Цесис - город в шкатулке

Скиф Печенежский
В дальнем углу шкафа лежит старая шкатулка. Светлая, лакированная, от времени потрескавшаяся - напоминание о Цесисе. Маленький городок в Латвии захватил мое воображение на многие годы. В 1987 году я был там с папой в санатории. Другой мир. Вокруг зелень. Дышится легко, свободно. После завтрака запасаюсь хлебом, спешу на берег быстрой Гауи кормить уток. Отец научил натурально крякать. Пернатые слетаются при первом зове. На обратном пути собираю фиалки, шишки, камешки - мои сокровища. Ими полны карманы. Тетрадки полны пятерок. В Цесисе впервые почувствовал себя отличником. В санаторской малокомплектной школе я прослыл неглупым малым. Когда привез в родную школу этот табель, классная руководительница аж крякнула от негодования и удивления. В журнал вместо гордых пятерок она поставила подлые трояки. Это будет позднее. Сейчас у меня в кармане десюнчики и пятнашки - мелочь, открывающая дверь в зал игровых автоматов, доступ к моему любимому «морскому бою». Рядом актовый зал, где для ребят бесплатно показывают диснеевские мультфильмы -  пока без перевода на русский язык. Но это не сказывается на интересе детворы. Иногда выезжаем на экскурсии. Взгляд из автобуса: балтийский моросящий дождь, подстриженные газоны и мои сверстники, спешащие в школу. Костюмчики премилые, крой совсем другой. Цвет формы - благородно серый или синий. На голове у каждого школьника беретик в тон костюму. Как в кадрах иностранного фильма они бегут по ровным дорожкам, перескакивают через маленькие лужицы и улыбаются, хотя их никто в этот момент не снимает. Шок - страна одна, а жизнь разная. И радость - жвачки, радиоуправляемые игрушки уже в чемоданах. Конфеты съедены, игрушки поломаны, осталась шкатулка, которую я купил у местного мастера для мамы. Деревянные кружева ларца иногда зовут меня назад - в параллельный мир - в Цесис.